dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Доклад Марины на клубе.

Из этого доклада я впервые узнал, что то, как ведет себя Дональд Трамп, абсолютно перпендикулярно рекомендациям великого Николо Маккиавели.
Т.е., как президент он делает все, чтобы его свергли. Зато его предшественник был идеальным учеником Маккиавели, он все делал по рекомендациям великого итальянца. Короче, Трамп - никуда не годится. Тем не менее, все нормаьные люди в нашей стране хотят чтобы этот никудышний Государь, остался еще на 4 года. А вся мразь, подонки, воры, революционеры, хочет его убрать. Вот такой Маккиавели получается у нас.

Николо Маккиавели - основатель современной политической философии и науки.

Николо Маккиавели - 1469 - 1527 - родился и умер во Флоренции. Вошел в историю как философ, политик, государственный деятель Итальянского
Ренессанса, секретарь флорентийской республики.
Его книга "Государь", или "Лидер" ( по смыслу ближе к сути) создала лично ему репутацию атеиста и аморального циника.



Его отец - Бернардо - был доктором юстиции, однако, человеком финансово несостоятельным, поскольку вечно в долгах.
Владел также земельным участком. В общем, был уволен со службы как должник, неспособный решить собственные вопросы по поводу выплат по
векселям.
У Бернардо была библиотека и его сын Николо много читал, однако мало что известно о том, какое и где он получил формальное
(систематическое )образование, то есть, ученую степень и получил ли вообще. Известно, что он слушал лекции Марцело Перуджино
Адриани,(который был тогда известен и почитаем во Флоренции - кто теперь о нем помнит?). Маккиавели изучал латынь и немного знал
греческий; эти языки составляли неотъемлемую часть хорошего гуманистического образования.

Маккиавели в годы ранней юности серьезно увлекся изучением истории, ибо как он утверждал позднее, история - это ключ к пониманию
современности.

Флоренция в те времена была центром развития философии, искусства, литературы, а также политических интриг западного мира. Жизнь бурлила.

В письме от 1498 года к одному из своих друзей Маккиавели упоминает о том, что слышал проповеди Савонаролы - доминиканского монаха,
объявившегося во Флоренции в 1482 году.

Савонарола приобрел почитателей и поддержку определенных слоев общества, так как выступал против правительства, духовенства, Папы.

Несколько лет Савонароле удалось управлять Флоренцией, но как указывает Маккиавели в своем капитальном труде "Государь",
он был всего лишь одинокий пророк, который однозначно должен был потерпеть поражение.
Однако Маккиавели отдает должное его знаниям и уровню риторики.

В 1498 году Савонарола был казнен как еретик и, буквально, через несколько дней после этого Маккиавели получил должность
второго канцлера Флоренции, то есть этот пост соответствовал обязанностям уполномоченного по иностранным делам республики
в подвластных территориях. Кстати, он быстро продвигался по дипломатической службе.

Маккиавели было тогда 29 лет, он появился как бы ниоткуда, никогда не проходил "стажировку" в этом оффисе, словом, непонятно, как он там
оказался.

Он писал очень ясные и грамотные отчеты, трудился на этом посту до 1512 года, завоевал высокий авторитет у Пьеро Содерини -главного
пожизненного магистрата Флоренции.

Маккиавели писал свои отчеты на итальянском, хотя в то время интеллектуальный мир писал на латыни, но он считал, что по делам
управления "родной страны" нужно писать на родном языке, чем внес серьезный вклад в его развитие.

В свой второй срок пребывания на означенной должности Маккиавели убедил Содерини более не надеяться на наемников, а, напротив,
создать народную милицию. Кстати, он же явился ее организатором.

С 1475 по 1511 года он выезжал с дипломатической и военной миссиями ко двору Франции, к Чезаре Борджиа, папе Александру 6 и т.д

Через год после общения с Чезаре Борджиа Маккиавели написал короткую книгу о том как разрешить проблему с неугодными и
восставшими подданными. В этой книге он сравнивает ошибочную стратегию флорентийцев с дальновидной стратегией римлян
(разделяй и властвуй). Он отмечает, что бывает и от восставших польза, бывает и их наличие выгодным, а если этого нет, то надо их
убирать быстро и грамотно. (идея , очень оперативно подхваченная дорогим Ильичем - "если враг не сдается", дальше нам уже известно).

В 1512 году наемники папы Юлия Второго свергли Флорентийскую республику и Медичи вернулись к управлению.
Маккиавели подозревался в каком-то заговоре против Медичи (почему и в союзе с кем - неясно, может быть это была клевета), но он был арестован, находился в заключении, его допрашивали, потом освободили и он был отправлен в 1513 году на юг Флоренции в Сан - Каспано. Там было маленькое поместье его отца. В ссылке он написал два основных своих сочинения - " Государь" и " Размышление о Тите Ливии".

После смерти Пьеро де Медичи правил кардинал Джулио де Медичи. В 1520 году кардинал назначил Маккиавелли главным расследователем
официального банкротства в Лукке. После этого задания он создал четкую схему правительства Флоренции, так как этот прецедент банкротства явно сигналил о возможном повторе такого происшествия (в смысле отсутствия жесткой подотчетности и проверки.)

После проделанной работы кардинал решил назначить Маккиавелли официальным историком республики и ответственным за детальную разработку организации флорентийского правительства.

В этой своей работе Маккиавелли позволил себе критику режима Медичи и республики, которой он ранее служил.

Однако в процессе он предстал перед дилеммой как сказать правду о возвышении Медичи и при этом не оскорбить ее правителя и благодетеля.

Смена кардиналов и пап шла своим чередом, а Маккиавели тем временем работал над официальной историей Флоренции.

В 1526 году он получил должность прокуратора по укреплению флорентийских фортификаций и, когда папа заплел интригу
против императора Священной Римской Империи Карла Пятого, Маккиавели был в папской армии, защищая свой родной город
(фортификации сослужили службу). В 1527 году имперской армией был разрушен Рим, с влиянием Медичи было покончено.

С учетом своих заслуг Маккиавели рассчитывал получить прежний пост в сеньории, но сторонники свободной республики ему не доверяли и пост он не получил. К тому времени Маккиавели уже был тяжело болен и после отказа вскоре умер.

Его могила находится в соборе Санта Кроче в его родной Флоренции и эпитафия на надгробии гласит:
"Нет должной похвалы этому великому имени.”

Макиавелли написал несколько произведений, но "Государь" - работа, которая обеспечила ему неувядаемую славу и бессмертие.
Эту книгу многие называют настольной книгой современной политики. Она актуальна и сегодня, как была и во времена Чезаре Борджиа и далее "со всеми остановками". Сегодня по ней как по учебнику могут заниматься и хозяева фирм и политики.

О чем она?

О завоевании и сохранении власти. Власть - это всё. Именно её наличие - вот что важно. Человек властвует в угоду и на пользу себе,
а не для того чтобы осчастливить тех, кем управляет. Этика правления в сохранении власти состоит в нанесении удара первым.

В одной из глав Макиавелли излагает истории правления "успешных" правителей - Сулла, Октавиан Август, Вильгельм - Завоеватель,
Хлодвиг, Мария Медичи (называла эту книгу своей Библией), Генрих Восьмой и т.д.
Мы можем продолжить этот список до Сталина и Гитлера.
Самые "железные" правители - тираны были, в основном, посредственностями, которые были жестко сосредоточены на власти и
были абсолютно безжалостны когда её добивались.

Что важно понять? Макиавелли не преследует задачу изменить человека, он фиксировал, что есть в человеке по факту, т.е правду.
В реальном мире правитель должен следовать законам власти. Сам он был авторитетным философом, но к власти не рвался.
Макиавелли с самого начала предупреждает, что его труд написан исключительно для тех, кто власти жаждет. Тот, кого она не особо
интересует, ни в коем случае не должен "в эту игру играть", потому как она очень жестокая и временами кровавая.

Далее Макиавелли поэтапно разбирает процесс прихода к власти, типы власти, практику её удерживания.
Речь идет о монархии, т.е единоличной власти.

Есть 3 вида монархии - наследственная, комбинированная и новая.
Наследственная - от отца к сыну (в большинстве случаев), или, выражаясь современным языком, сын наследует фирму.

В этом "перестройка" противопоказана - может привести к беде. (Это косвенным образом критика ранее созданного) и люди таких
нововведений не приветствуют.

Схема смешанной монархии - остается старая "фирма", но в процессе расширения приобретаются новые. Старая монархия остается без
изменений, но новые территории должны быть безжалостно приспособлены к новым требованиям и безоговорочно ликвидирована
опасность "неспокойствия" (брожения)
Новая монархия - это создание нового государства с нуля. (Народ Израиля, Персия...)

Лидер должен очень хорошо разбираться в людях. Он должен понять, кто его действительно поддерживает и этих людей приблизить, а всех
оппонентов надо убирать в самом начале правления ( казнить, выгнать - согласно эпохе).

Правитель должен иметь армию, но не наемную, а народную. (почему погиб Савонарола).

Диктатору не нужна власть, чтобы творить добро - она ему нужна для себя.

Лидер должен быть, прежде всего, хитер, необязательно мудр. Понимание поведения людей стоит всех интеллектуальных знаний и превыше их.
Лидер не ищет абсолютную правду или истину. Он ищет то, что срабатывает на пользу ему лично.

Лидер не должен быть щедрым. Цезарь баловал своих подданных роскошью своих забот (хлеб и зрелища). Щедрость ведет к банкротству
и к потере власти. Власть - это деньги, которые ее покупают.

Лидер долен быть жестоким. Пусть его ненавидят, но боятся. Народ не придет на помощь правителю, которого любит, но не боится.
Может прийти, если посчитает, что это народу выгодно. Если народ боится правителя, то всегда придет на помощь.

Ключ к успеху власти - способность лгать. Лидер не должен ничего обещать, если не видит в этом личной выгоды. Он должен сказать то,
что сослужит службу в данный момент, а дальше действовать как сочтет нужным.

Выбор непосредственного окружения. Эти люди должны быть способны, лояльны и подконтрольны. Они должны быть льстецами, но лидер должен
распознавать лесть и знать ей цену.
Тот кто противоречит лидеру на людях или излагает своё искренное мнение на людях должен быть убран тем или иным способом.

Маккиавели приводит пример успешного правителя - это римский император Септимий Север. Воплощение посредственности, но правил 18 лет, передал власть сыну, умер естественной смертью в преклонном для той эпохи возрасте. Он был скупой, вероломный, жестокий и "нюхом чуял" угрозу его положению и жизни.

Этот труд был посвящен клану Медичи. Конечно они оценили его уникальность и провидение, но книга была запрещена для распространения - она была опасна - "слишком много правды на ее страницах".

Наследие Макиавелли.

Оно состоит из 2 х частей - то, что написано им и то, что написано о нем.
Он критиковал церковь. Атаки на нее привели к запрету на его работы.
Философы всех последущих эпох, включая современную, читали и изучали его, но очень немногие вставали на защиту его наследия.
Дело в том, что Макиавели говорил каков человек есть, а не каким он должен быть. Сам он таким человеком не был. Он как судья.
Смотрел, описывал, видел, понимал, что кому надо, каковы должны быть черты личности для достижения тех или иных целей.

Ну тут конечно, потрудилась психиатрия - эта, с позволения сказать, наука, прискакала на этот мед - как "в мухе - цокотухе " и давай
из здорового создавать психоз. Вот видите, мол, Макиавеллизм (диагноз такой) - это безграничная сосредоточенность личности на
своих собственных интересах; такая личность - это манипулятор, предатель, психопатический эксплуататор других для достижения
своей цели. Макиавелизм включает в себя триаду - нарциссизм, психопатию, жестокость. Вообще, как теперь считается, маккеавилизм -
это фактор во многом наследственный, это " в роду". Поэтому, древние компьютеры, которыми были свахи, давали советы, за кого идти замуж и
на ком жениться, а от какого клана держаться подальше. Может быть, доля правды во всем этом есть.

Мыслители всю историю размышляли о его трудах. Франсиз Бэкон, Джон Харрингтон, Спиноза, Руссо, Монтескье, которого особенно впечатлило
то, как возможно манипулировать понятиями морали и аморальности общества в зависимости от личности и намерений его лидера.
Современный американский философ Джошуа Каплан в 2005 году дал такую характеристику работам Макиавелли:
"Он освободил политику от теологии, философии и морали. Он объяснил как возможно игнорировать что такое хорошо или плохо в вопросах государственной власти".
Например - вот некоторые высказывания из "Государя":

"Общее правило и почти безошибочное, что каждый государь, оказав услугу другому, если этим значительно возрастает могущество
последнего, работает на свою погибель".

"Заботой мудрого правителя должно быть введение и поддержание такого образа правления, при котором его подданные во всяких обстоятельствах нуждались бы в нем. Только в таком случае он может рассчитывать, что они всегда будут ему верны.”

"Государи должны обладать великим чувством притворства и одурачивания, потому что люди бывают обыкновенно до того слепы
и отуманены, что человек, умеющий хорошо лгать всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману".

Словом - "Что было то и будет, и нет ничего нового под луной”.

Картинки и дополнения:

Николо с женой, Мариэттой Корсини.


Герцог Нормандии Вильгельм-Завоеватель, незаконнорождённый сын норманского разбойничьего предводителя, приютившего у себя когда-то английского короля, спасшегося от набега викингов, объявил себя наследником английского престола, с шайкой соратников покорил Англию и основал новую английскую королевскую династию.


Король франков Хлодвиг, боясь соперников, которые могли отнять у него власть приказал убить всех своих родственников

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment