Полностью она здесь:
https://fitzroymag.com/cultura/literatura/viktor-pelevin-kak-zerkalo-amerikanskoj-revoljucii/?fbclid=IwAR2BlpKfJFuxMUiLN9ypxLXqqsjhSKqoBvT46RetfO3re0EOOYGF-O79LP4
Виктор Пелевин как зеркало американской революции
Тоталитарный совок с ЛГБТ на месте комсомола
То, что в последней своей повести “Искусство лёгких касаний” (2019) Виктор Олегович не просто буквально пророчит сегодняшнюю американскую революцию, но и как будто недвусмысленно “запускает” её, тоже прошло как-то мимо либеральной критики. Что, в общем, и понятно. Пелевин уже немало лет занимается планомерной деконструкцией неолиберального дискурса и вызывающе неполиткорректен.
Современная Америка — это тоталитарный совок семьдесят девятого года с ЛГБТ на месте комсомола, корпоративным менеджментом на месте КПСС, сексуальной репрессией на месте сексуальной репрессии и зарей социализма на месте зари социализма…
Одно различие (и существенное!) писатель, впрочем, замечает: если в совок семьдесят девятого года можно было привезти джинсы из Америки, то сегодняшняя Америка — это такой совок, в который джинсы уже никто не привезёт. Из того совка можно было уехать, а из этого — увы!И “Голоса Америки” в нём тоже нет и не будет. Только три чуть разных “Правды” и один многоликий бессмертный Брежнев, который яростно борется сам с собой за право отсосать у Биб…”, — очевидно, имеется в виду израильский премьер-министр, но здесь пелевинский герой спохватывается, совершая насильственное обрезание свой конспирологической мысли и продолжает: “вы только представьте себе — двуполый самооплодотворяющийся Брежнев, который никогда не умрёт…”.
Фантазия и правда страшновата. Но цели, задачи и итог этого “Перл Харбора американского духа” предельно ясны:
…разрушить то главное, что делало Америку Америкой — ясный, рациональный и свободный американский ум… превратить США в такое же тупое и лживое общество, каким был Советский Союз семидесятых… свернуть свободу слова и создать в Америке омерзительную и душную атмосферу лицемерия, страха и лжи, погубившую Советский Союз. С той же аморалкой, парткомом, кучей запретных тем и избирательным правосудием”, разумеется — с поправками на американские реалии.
Или, иными словами, “прорыть в здоровой и рациональной американской психике как можно больше абсурдных нор и дыр…, пока “объём внедрённого в американскую культурную норму абсурда и левого идиотизма в какой-то момент (не) станет критическим, и… американская культура просто… — implode, обрушится внутрь самой себя”.
Но это ещё не всё. Пляшущий по стене Валтасарова пиршества перст Виктора Олеговича упирается в главное:
Нарушить американскую социальную гармонию и противопоставить один процент, которому принадлежит Америка, остальным девяноста девяти” (то есть, олигархическую элиту — народу), после чего всё здесь должно полететь в тартарары, в — “сказку с нашим концом”: “Сначала введем диктатуру меньшинств. То есть… прогрессивных комиссаров, говорящих от их имени. А ещё лучше комиссарш. И одновременно прокурорш. Таких непонятно откуда взявшихся кликуш, перед которыми все должны будут ходить на цирлах и оправдываться в твиттере под угрозой увольнения. Назовём это диктатурой общественного мнения. Потом отменим свободу слова под предлогом борьбы с hate speech — для всех, кроме наших. А затем посадим на царство какую-нибудь дурочку-социалистку или Берни. И получим вместо Америки большую невротизированную Венесуэлу с триллионными долгами.
Наконец, за ударом “Царь-Химеры”, поражающей американскую душу тройным неверием “в политику, в медиа и в будущее” на фоне материального и духовного кризисов разражаются апокалипсические “войны клоунов” (американцы, замечает Пелевин, называют свою реальность “clown world”).

"Даниил в яме со львами" Гравюры Гюстава Доре