dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

И снова хайку (Нам здесь подбрасывают)

Френд redbut подбросил мне свой рассказ, где фирурирует хайку:

Дворник


Александр Бархавин


«Слова не должны отвлекать внимание на самих себя,

потому что истина — за пределами слов»

Басё


1. Дворник


Несколько лет между детством и юностью я прожил в маленьком доме на пыльной улице большого старого города. Напротив начинался кирпичный завод с песчаным карьером. С улицы в окна был виден конвейер — непрерывная лента сырой глины в одном окне, медленно ползущие серые кирпичи — в другом. В этой непрерывности было что-то завораживающее.


Завод тянулся вдоль нашей улицы до перекрёстка с другой, носившей имя Красного Командира, с почестями зарезанного соратниками. Я бегал на угол за продуктами в магазин «У Полоника» — его называли так по имени прежнего владельца. Над магазином, на втором этаже, жил мой одноклассник — иногда я помогал ему делать уроки. Двор был большой, несколько домишек и пристроек плотно примыкали друг к другу, крытая лестница тянулась на второй этаж. Мы любили там играть и прятаться в многочисленных закоулках. Двор был виден из окон высокого дома напротив — там на верхнем этаже жила моя первая любовь.


Одну из пристроек занимал дворник, угрюмый немногословный человек. Дети считали его сумасшедшим — в самый неожиданный момент он мог остановиться и глухим голосом монотонно произнести непонятную фразу. Одна из них мне запомнилась: «Стаей оленей листья бегут от метлы остался один». Мне показалось, он жалуется на одиночество, и я стал с ним здороваться. Может, поэтому он иногда произносил эти фразы, обращаясь ко мне.

Я уехал с этой улицы, потом — из Города, и долго не вспоминал дворника. Прошли годы — и постепенно, как контуры фотографии под красной лампой, начали проступать слова, и возникла еще одна из его фраз: «Полдень спит ветер низко висят облака дождь будет тёплым». Я отмахнулся от смутной беспричинной тревоги — настоящая жизнь, насыщенная и интересная, не оставляла места воспоминаниям.

Прошли месяцы, беспокойство вернулось — и через неделю проявилась ещё одна фраза: «Кругом тишина время будто замёрзло всё неподвижно». Тревога ушла, на этот раз ненадолго — следующая фраза никак не складывалась, появилось ощущение пустоты — будто я забыл что-то важное. Когда на работе возникла потребность съездить в старый Город, я с облегчением вызвался. Мне казалось — если я увижу дворника, или хотя бы двор, наваждение пройдёт.

Я не сообщил о своем приезде ни оставшимся в Городе друзьям, ни своей первой любви, живущей по-прежнему на верхнем этаже большого дома. Я вышел из трамвая за две остановки и пошел по улице Красного Командира, узнавая и не узнавая окружающее. Ожидание встречи было волнующим и прекрасным, я невольно стал замедлять шаги. Я подошел вплотную — и мое сердце оборвалось: на месте магазина был высокий серый забор. Я свернул за угол и вошел в дом, где жила моя первая любовь. Теперь он не казался большим — четыре этажа, но сверху по-прежнему должен быть виден двор. Чердачная дверь была незаперта; я постоял несколько мгновений, прежде чем выглянуть в окно.

Вместо крыши магазина были видны фундаменты по периметру двора — как на археологических раскопках. Трамвай прогрохотал внизу и остановился на углу — забор был не длиннее трамвая. Целый мир, которым был старый двор, просто не мог здесь поместиться — но остатки его лежали внутри этого маленького прямоугольника.

Не помню, как я спустился на улицу и повернул за угол, как долго глядел через дорогу на серый забор, постепенно привыкая к мысли, что придется жить дальше с ощущением пустоты. Меня вывела из оцепенения возникшая на фоне забора радуга. Я повернул голову — через перекресток медленно двигалась поливальная машина. Когда ее мокрый бок проплыл мимо меня, в шуме уходящей воды, смывающей остатки последнего снега, глухой монотонный голос явственно произнес:


в свой час тает снег

время нельзя повернуть

и не пытайся


Закончился март. Всё вернулось на место. Тревога ушла.


«Ха́йку — жанр японской пейзажной лирики, стихотворение

в виде монострофы без рифм, в которой чередуются стихи

с разным числом слогов (метрическая схема строфы: 5–7–5).

Включает в себя слова, отражающие времена года, а также

смысловые незаконченности».

Литературный
энциклопедический словарь


2. Два вопроса

Внимательный читатель может попробовать ответить на два вопроса.

Первый вопрос — для тех, кто не знает о магазине «У Полоника», но знает и любит русскую литературу:


В каком городе происходили описываемые события?

Подсказка: ответ на этот вопрос можно найти в известном романе, написанном между двумя мировыми войнами.

Второй вопрос:

Сколько хайку содержится в тексте рассказа?

Тут придется обойтись без подсказки.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments