dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

И снова хайку (Нам здесь подбрасывают)

Френд redbut подбросил мне свой рассказ, где фирурирует хайку:

Дворник


Александр Бархавин


«Слова не должны отвлекать внимание на самих себя,

потому что истина — за пределами слов»

Басё


1. Дворник


Несколько лет между детством и юностью я прожил в маленьком доме на пыльной улице большого старого города. Напротив начинался кирпичный завод с песчаным карьером. С улицы в окна был виден конвейер — непрерывная лента сырой глины в одном окне, медленно ползущие серые кирпичи — в другом. В этой непрерывности было что-то завораживающее.


Завод тянулся вдоль нашей улицы до перекрёстка с другой, носившей имя Красного Командира, с почестями зарезанного соратниками. Я бегал на угол за продуктами в магазин «У Полоника» — его называли так по имени прежнего владельца. Над магазином, на втором этаже, жил мой одноклассник — иногда я помогал ему делать уроки. Двор был большой, несколько домишек и пристроек плотно примыкали друг к другу, крытая лестница тянулась на второй этаж. Мы любили там играть и прятаться в многочисленных закоулках. Двор был виден из окон высокого дома напротив — там на верхнем этаже жила моя первая любовь.


Одну из пристроек занимал дворник, угрюмый немногословный человек. Дети считали его сумасшедшим — в самый неожиданный момент он мог остановиться и глухим голосом монотонно произнести непонятную фразу. Одна из них мне запомнилась: «Стаей оленей листья бегут от метлы остался один». Мне показалось, он жалуется на одиночество, и я стал с ним здороваться. Может, поэтому он иногда произносил эти фразы, обращаясь ко мне.

Я уехал с этой улицы, потом — из Города, и долго не вспоминал дворника. Прошли годы — и постепенно, как контуры фотографии под красной лампой, начали проступать слова, и возникла еще одна из его фраз: «Полдень спит ветер низко висят облака дождь будет тёплым». Я отмахнулся от смутной беспричинной тревоги — настоящая жизнь, насыщенная и интересная, не оставляла места воспоминаниям.

Прошли месяцы, беспокойство вернулось — и через неделю проявилась ещё одна фраза: «Кругом тишина время будто замёрзло всё неподвижно». Тревога ушла, на этот раз ненадолго — следующая фраза никак не складывалась, появилось ощущение пустоты — будто я забыл что-то важное. Когда на работе возникла потребность съездить в старый Город, я с облегчением вызвался. Мне казалось — если я увижу дворника, или хотя бы двор, наваждение пройдёт.

Я не сообщил о своем приезде ни оставшимся в Городе друзьям, ни своей первой любви, живущей по-прежнему на верхнем этаже большого дома. Я вышел из трамвая за две остановки и пошел по улице Красного Командира, узнавая и не узнавая окружающее. Ожидание встречи было волнующим и прекрасным, я невольно стал замедлять шаги. Я подошел вплотную — и мое сердце оборвалось: на месте магазина был высокий серый забор. Я свернул за угол и вошел в дом, где жила моя первая любовь. Теперь он не казался большим — четыре этажа, но сверху по-прежнему должен быть виден двор. Чердачная дверь была незаперта; я постоял несколько мгновений, прежде чем выглянуть в окно.

Вместо крыши магазина были видны фундаменты по периметру двора — как на археологических раскопках. Трамвай прогрохотал внизу и остановился на углу — забор был не длиннее трамвая. Целый мир, которым был старый двор, просто не мог здесь поместиться — но остатки его лежали внутри этого маленького прямоугольника.

Не помню, как я спустился на улицу и повернул за угол, как долго глядел через дорогу на серый забор, постепенно привыкая к мысли, что придется жить дальше с ощущением пустоты. Меня вывела из оцепенения возникшая на фоне забора радуга. Я повернул голову — через перекресток медленно двигалась поливальная машина. Когда ее мокрый бок проплыл мимо меня, в шуме уходящей воды, смывающей остатки последнего снега, глухой монотонный голос явственно произнес:


в свой час тает снег

время нельзя повернуть

и не пытайся


Закончился март. Всё вернулось на место. Тревога ушла.


«Ха́йку — жанр японской пейзажной лирики, стихотворение

в виде монострофы без рифм, в которой чередуются стихи

с разным числом слогов (метрическая схема строфы: 5–7–5).

Включает в себя слова, отражающие времена года, а также

смысловые незаконченности».

Литературный
энциклопедический словарь


2. Два вопроса

Внимательный читатель может попробовать ответить на два вопроса.

Первый вопрос — для тех, кто не знает о магазине «У Полоника», но знает и любит русскую литературу:


В каком городе происходили описываемые события?

Подсказка: ответ на этот вопрос можно найти в известном романе, написанном между двумя мировыми войнами.

Второй вопрос:

Сколько хайку содержится в тексте рассказа?

Тут придется обойтись без подсказки.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments