Меня поразила феминистка в 14-м столетии, я такого себе представить не мог. Думал, что все началось в девятнадцатом веке с суфражисток. Ошибся на полтысячи лет.)
Кристина Пизанская, также Кристина (Христина) де Пизан (фр. Christine de Pizan; Венеция, 1364/1365 — 1430, аббатство Пуасси) — французская средневековая писательница итальянского происхождения.
Одна из первых женщин — профессиональных писателей, поэтесса и автор ряда философских трактатов о роли женщины в семье и обществе (все на французском языке). Большинство современных феминисток считают началом современного феминистского движения её произведения, в том числе «Книгу о Граде женском». Она была первым средневековым мыслителем, открыто выступившим в защиту женщин от традиционных "антифеминистских" теорий, питавшихся или христианской, или античной мыслью. Вместе с оригинальными взглядами на брак и семью эти идеи позволяют при исследовании творческого наследия Кристины понять особенности женского мировосприятия, которые совсем не проявляются в литературе той эпохи, когда писательский труд был монополией мужчин. Социальные взгляды Кристины Пизанской объясненяют миропорядок, в котором существует человек как систему общественных явлений, свидетельствующих о добрых делах и нравах французского государя и его подданных. Мысль о социальной пользе всеобщего религиозно-нравственного образования - лейтмотив творчества Кристины Пизанской, его ориентация на сохранение политической мощи государства. Писательница представляет социум в виде иерархически организованного человеческого тела.
Отец Кристины, Томмазо да Пидзано (он был родом из-под Болоньи, а вовсе не из Пизы), служил медиком и астрологом при дворе французского короля Карла V. Свою дочь он представил монарху, когда той было четыре года. Кристина выросла в придворной среде и имела доступ в учреждённую королём в Лувре библиотеку, в ту пору не имевшую себе равных в Европе. Этим обусловлено углублённое литературное образование Кристины Пизанской, которая была прекрасно знакома с римской литературой, произведениями Данте, Петрарки и Боккаччо.
Кристина Пизанская и её сын
В 15 лет она вышла замуж за королевского секретаря Этьена де Кастеля. Однако в 1380 году скончался Карл V, лет пять спустя умер отец Кристины, а в 1390 эпидемия чумы унесла жизнь её супруга. Оставшись с тремя детьми на руках, Кристина поначалу влачила бедственное существование, и лишь благодаря покровительству Жана Беррийского
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жан_(герцог_Беррийский)
и герцога Орлеанского
https://ru.wikipedia.org/wiki/Людовик_Орлеанский
смогла заниматься литературным творчеством. В начале творческого пути Кристина обращается к жанру любовной баллады; этот период куртуазного творчества был плодотворным: за время с 1393 по 1412 годы Кристина написала более трёхсот баллад и множество небольших стихотворных произведений разных форм: рондо, виреле и т. д.
В 1397 году дочь Мари, получив приданое от короля, оставила Кристину — уехала в аббатство и приняла постриг. Сын Кристины поступил на службу к английскому лорду. Сама Кристина получила приглашение жить в Англии при дворе, однако отклонила его и некоторое время спустя покинула Париж и провела 11 лет в монастыре. У неё появилось больше времени для литературного творчества и изучения трудов по истории, философии, мифологии, писаний Отцов Церкви. Точная дата её смерти не известна. Oсновные сочинения Кристины Пизанской были созданы в период с 1389 по 1405 годы. Большой успех снискала «Книга ста баллад» (фр. Le Livre des cent ballades), написанная Кристиной в традиции оплакивания и повествующая о нелёгкой участи одинокой вдовы.
Искренняя интонация, изящество стиха сочетаются в её сочинениях с тоской по утраченным идеалам куртуазности - это система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный прежде всего, правил поведения по отношению к женщине.
В многочисленных сочинениях разных жанров она высказала свои суждения о семье, обществе и государстве, отразив взгляды и убеждения широкого круга современников. Особо следует выделить «Послание богу Любви» (фр. L’Epistre au dieu d’Amour, 1399.)
Современники высоко ценили энциклопедическую поэму Кристины «Путь долгого учения» (фр. Le Chemin de longue etude, 1402), историю её воображаемого восхождения на Парнас, а затем и выше, к небесному престолу Разума.
В 1404 году по поручению герцога Бургундского Филиппа Смелого Кристина написала апологетическую «Книгу о деяниях и добрых нравах мудрого короля Карла V» (фр. Le Livre des faits et bonnes moeurs du sage roi Charles V), содержащую не только известные историкам факты, но и народные легенды и анекдоты из биографии короля.
Иллюстрация к «Книге о Граде женском». Рукопись XV века.
К наиболее известным сочинениям Кристины Пизанской относится «Книга о Граде женском» (фр. Livre de la Cité des Dames, 1404—1405 гг.), в которой подчёркивается, что женщина ни в чём не уступает мужчине по своим способностям.
Она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества.
Писательница опровергает доводы предшественников - Аристотеля, Жана де Мена, Джованни Боккаччо о неисчерпаемом женском малодушии.
Кристина Пизанская пишет о социальной пользе грехопадения Евы и падших женщин, о роли женщин в истории, о женском кокетстве, о способах самореализации своих современниц в мире, о путях и возможностях самосовершенствования женщин в современную ей эпоху.
Причину неудачных браков она видела в конкретных человеческих пороках мужчин и женщин.
От Кристины Пизанской берёт начало так называемый «спор о женщинах» во Франции XVI века.
http://roii.ru/publications/dialogue/article/50_16/trofimova_v.s./querelle-des-femmes-in-european-cultures-in-the-late-16th-early-17th-century
Кристине принадлежит ещё ряд прозаических сочинений, включая «Книгу о военных деяниях и о рыцарстве» (фр. Livre des faits d’armes et de la chevalerie, 1405).
Личный опыт писательницы :"Сказание о Пуасси" (1403) - повествование писательницы о путешествии в монастырь и ее свидание со своей набожной дочерью.
Мать - воспитательница в представлении Кристины Пизанской - мудрая блюстительница нравов своего дитяти. Она описывает стойкость матерей, наблюдающих страдания своих детей во имя Бога, подвиги матерей, рискнувших жизнью своих детей ради общественного блага по политическим мотивам, разделение родительских обязанностей между супругами: половое воспитание детей, педагогические возможностях женщин.
Основная материнская обязанность в отношении дочерей: воспитание чувства собственного достоинства и сохранение девичьей чести.
Материнский долг в отношениях с сыновьями : благоразумный контроль за их религиозном, нравственном и интеллектуальном воспитании. А так же возвращение долга родителям в заботе о них как основная обязанность детей. Условия сохранения мирных отношений между родителями и детьми.
Последнее сочинение Кристины Пизанской «Песнь о Жанне» (фр. Le Dittie de Jeanne d’Arc) посвящено Жанне д’Арк.
Труды Кристины Пизанской привлекли к себе внимание в XX веке благодаря усилиям таких деятелей, как Кэннон Виллард, Эрл Джеффри Ричард и Симона де Бовуар. Исследование творчества Кристины Пизанской продолжается и в наши дни. Так, с 2004 по 2009 год велось изучение рукописей и языка Кристины Пизанской на базе работ, которые хранятся в Национальной библиотеке Великобритании (инициатор проекта — Эдинбургский университет).
Две цитаты из Кристины Пизанской:
«Чувства женщин настолько острее, насколько их тела мягче мужских».
«Не все мужчины (и особенно умные) придерживаются мнения, что образованная женщина - это её недостаток.
Но очень верно, что глупые мужчины утверждают это, потому что они недовольны тем, что женщины знали больше, чем они сами.»