Полетт Годдар — «искра жизни» Ремарка
Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк встретились в Нью-Йорке в 1951 году. Ее настоящее имя — Мэрион Полин Леви, а Годдар — девичья фамилия матери. На момент встречи с Ремарком ей было 40 лет. По материнской линии предки Полетт вели свою родословную от английских эмигрантов, ставших американскими фермерами. Предки с отцовской стороны были евреями. По современным меркам ее семья была «дисфункциональной». Бабушка Полетт бросила мужа, зарабатывавшего на жизнь торговлей недвижимостью. Дочь и будущая мать Мэрион Альта убежала из дома в Нью-Йорк. Здесь она познакомилась и вышла замуж за Леви, который был сыном владельца сигарной фабрики. В 1910 году у пары Леви — Годдар родилась дочь, девочку назвали Мэрион. Но брак не сложился, Альта ушла от мужа, а поскольку Леви попытался забрать у нее дочь, мать Годдар с малышкой на руках пустилась в бега.
Первый муж и начало карьеры
Профессиональная карьера Мэрион началась рано. Шикарный бутик «Сакс 5 Авеню» пригласил очаровательную малышку демонстрировать детскую одежду. В 15 лет Мэрион становится танцовщицей в легендарном на то время эстрадном ревю Зигфелда.
Тогда же она и поменяла свое имя на Полетт.
Это Зигфельд и его девушки. Где среди них Полетт, трудно сказать, все - красавицы
Девушки, работавшие у Зигфелда, довольно часто находили себе богатых поклонников и мужей. Полетт не стала исключением и уже через год нашла себе, как ей казалось, достойную партию — богатого промышленника Эдгара Джеймса. Но брак продержался недолго, в 1929 году супруги развелись. Примерно в то же время (4 января 1930 года) состоялся развод и Ремарка с Ильзой Юттой. Бракоразводный процесс принес Полетт огромное по тем временам состояние в $375 тысяч.
Чарли Чаплин — второй муж Полетт
Годдар купила на полученные после развода с Джеймсом деньги дорогую машину и шикарные парижские туалеты и вместе с мамой отправилась покорять Голливуд. На первых порах Полетт пришлось довольствоваться скромной ролью статистки. Но шикарные парижские наряды и дорогие украшения, в которых она приходила на съемки будучи участницей массовки, вскоре сделали свое дело — на загадочную красавицу в роскошных туалетах стали обращать внимание. У Полетт появились покровители. Сначала им стал режиссер Хэл Роуч, затем Джо Шенк — президент киностудии United Artists, одним из основателей которой был Чарльз Чаплин. С ним Полетт познакомилась на яхте Шенка в 1932 году. К тому времени 43-летний Чаплин снял «Малыша», «Золотую лихорадку» и только закончил съемки «Огней большого города». Он уже слыл легендой немого кино.
Чаплин влюбился в Полетт и два года спустя женился на ней. Церемония бракосочетания состоялась на яхте в открытом море. Чарльз старался не афишировать их брак, но Полетт решила вопрос кардинально. Сразу после бракосочетания она перебралась в дом Чаплина, завела дружбу с его сыновьями, которые, надо сказать, ее просто обожали, и на правах хозяйки принимала гостей.
В 1939 году эмигрировавший из Венгрии в Голливуд Александр Корда, известный режиссер, которого в СССР знают по фильмам «Леди Гамильтон» и «Багдадский вор», предложил Чаплину снять антинацистскую сатирическую ленту «Великий диктатор». Тогда Гитлер еще казался всего лишь шутом и просто напрашивался на роль сатирического персонажа. В «Великом диктаторе» в роли Ханны (имя матери Чаплина) Чарльз снял Полетт. Сам же он блестяще сыграл роли двойников фюрера — Хинкеля (пародия на Гитлера) и скромного парикмахера-еврея. Фильм вышел на экраны осенью 1940 года и был с успехом принят публикой. На премьере Чаплин впервые вслух назвал Годдар своей женой, они оба получили приглашение в Белый дом, на аудиенцию к президенту Рузвельту.
Однако к тому времени брак был уже обречен, ссоры, продолжавшиеся последние три года, уже не оставляли сомнений в неизбежности развода. На момент расставания с Чаплином Полетт было чуть больше 30. Развелись супруги без взаимных разоблачений и громких скандалов. Их последняя встреча произошла в 1971 году, когда 82-летний Чаплин приехал из Европы на церемонию вручения «Оскара». Полетт назвала Чаплина своим «дорогим бэби» и поцеловала, Чарли в ответ ее ласково обнял. Тогда Чаплина наградили единственным за его жизнь почетным «Оскаром».
После развода
В профессиональном плане 40-е годы были очень плодотворными для Годдар, актриса много снималась, выступала перед американскими солдатами в Индии и Бирме, в 1943 году была номинирована на «Оскар».
Поллет танцует с Фредом Астором
Полетт была популярна и в Мексике, среди ее поклонников был сам Камачо — президент страны, а также Диего Ривера, известный художник. В один из своих визитов Полетт получила от президента Камачо в качестве подарка музейный экспонат — ацтекское ожерелье из изумрудов.
Полетт отличалась веселым нравом и острым язычком. Однажды в Мексике на корриде матадор убил быка в ее честь. На чье-то пренебрежительное замечание, что матадор всего лишь любитель, Полетт мгновенно отреагировала, язвительно заметив, что бык — профессионал.
Третий муж, еще один развод и спад карьеры
В 1944 году мужем Полетт Годдар стал известный актер Берджес Мередит (тренер из фильма Сталлоне «Рокки»). Берджес был левым либералом, и Полетт вместе с мужем после войны стала активной участницей антимаккартистского комитета, провозгласившего своей задачей защиту «Первой поправки» к Конституции, за что, по слухам, попала в поле зрения ФБР.
В 1949 году Полетт развелась с Мередитом. Ее карьера после развода пошла на спад. Предложений от крупных кинокомпаний по $100 тысяч за роль больше не поступало, но оставались еще маленькие студии с небольшими гонорарами. Полетт снималась всё реже, однако еще сыграла на театральной сцене Клеопатру в постановке Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра».
Годдар не была бедной: она владела антикварным магазином и четырьмя домами в престижных районах Лос-Анджелеса. Полетт по-прежнему блистала в обществе, ее друзьями были Джон Стейнбек и Сальвадор Дали. Красавец Кларк Гейбл, снявшийся в роли Ретта в фильме «Унесенные ветром», предлагал Полетт руку и сердце, однако Годдар предпочла ему Ремарка.
Ремарк в жизни Годдар
История с Чаплином повторилась. Полетт, излучавшая жизнь, вытащила его из депрессии, ее присутствие помогло писателю закончить роман «Искра жизни», имевший впоследствии большой успех. В «Искре жизни» Ремарк впервые поставил знак равенства между коммунизмом и фашизмом.
Веселая, незакомплексованная и непосредственная Полетт обладала чертами характера, которых не было у Ремарка. В это время в его дневнике появилась запись, что в его жизни всё хорошо, нет неврастении и чувства постоянной вины, Полетт благоприятно воздействует на него. Ремарк начинает работу над романом «Время жить и время умирать».
В 1952 году Ремарк решается поехать в Германию — он не был на родине 30 лет. С ним едет и Полетт. В разрушенном и уже перестроенном за эти годы городе Оснабрюке Ремарк повидался с отцом, оставшейся в живых сестрой Эрной и ее семьей. В Берлине на Ремарка тяжелое впечатление произвели сохранившиеся еще после войны руины. Он ощущал себя чужим среди людей, напоминавших ему зомби с «изнасилованными душами». Начальник полиции Западного Берлина, принимавший Ремарка у себя дома, пытался сгладить впечатление от посещения Германии. Он говорил, что при описании ужасов фашизма представители прессы несколько сгустили краски. Этот разговор оставил неприятный осадок в душе Ремарка.
Ремарк разрывает отношения с Марлен Дитрих. Он посетил ее дома, они вместе отужинали, после чего в дневнике Эриха появилась запись о том, что прекрасной легенды уже нет, она стала старой и потерянной — и это так ужасно. Марлен было 52.
Роман «Время жить и время умирать» посвящен Полетт. Она сделала его счастливым, но он всё равно не мог полностью освободиться от своих прежних комплексов. Ремарк пытался подавлять свои чувства и продолжал пить. В дневнике писал, что будучи трезв, то не может общаться с людьми, трезвым он не мог общаться даже с самим собой.
В 1957 году во второй раз Ремарк официально развелся с Ильзой Юттой Замбоной, выплатил ей $25 тысяч и назначил пожизненное ежемесячное содержание в $800. Ильза последние 18 лет жизни, вплоть до смерти 25 июня 1975 года, провела в Монте-Карло. В 1958 году Эрих Мария Ремарк и Полетт Годдар вступили в брак. Церемония бракосочетания состоялась в Америке.
Голливуд, как и раньше, благоволил Ремарку. В фильме по роману «Время жить и время умирать» автор даже сыграл роль Польмана, профессора-еврея, погибшего от рук нацистов.
В 1963 году у Ремарка случился инсульт, Полетт в это время была в Риме. Она была занята в фильме, который снимался по книге Моравиа «Равнодушные», играла мать героини Клаудии Кардинале. Ремарку удалось победить болезнь, и в 1964-м он уже принимал приехавшую в Аскону делегацию из Оснабрюка. Члены делегации вручили Ремарку почетную медаль. Награду он воспринял довольно прохладно. Позже Ремарк напишет в своем дневнике, что был тронут, но устал и скучал, потому что ему не о чем было говорить с этими людьми.
Полетт продолжала разъезжать по миру, а Ремарк оставался в Швейцарии. Они общались романтическими письмами. Некоторые друзья считали их отношения не настоящими, наигранными. Полетт ненавидела, когда Ремарк говорил по-немецки, и демонстративно уезжала, если он начинал пить в гостях. В Асконе Полетт считали высокомерной и недолюбливали за манеру экстравагантно одеваться.
Здоровье писателя ухудшалось, и в 1967 году, во время вручения ему немецким послом в Швейцарии ордена ФРГ, у него случился очередной сердечный приступ. Германия так и не вернула Ремарку гражданства, но в 1968 году, на свое 70-летие, он стал почетным гражданином Асконы.
Ремарк никому не позволил писать свою биографию, не сделав исключения даже для бывшего друга юности из Оснабрюка.
Последние две зимы жизни Ремарка они с Полетт провели в Риме. После очередной остановки сердца летом 1970 года Ремарка положили в больницу в Локарно, и там он умер 25 сентября.
Похоронили Ремарка скромно, в Швейцарии. Дитрих прислала розы, однако Полетт их не положила на могилу мужа.
Ремарк завещал по $50 тысяч Ильзе Ютте, своей сестре и экономке, много лет заботившейся о нем в Асконе, а Марлен жаловалась, что он все деньги оставил «этой женщине», а ей достался всего лишь один бриллиант.
После смерти Ремарка
Сразу после смерти мужа Годдар усиленно занялась его публикациями и постановками пьес. Но серьезная болезнь в 1975 году прерывает эту деятельность. После радикально проведенной операции по удалению опухоли груди у нее распухла рука. А впереди еще были 15 тяжелых лет жизни.
Она начала странно себя вести, начала пить и стала капризной. Пожертвовав Нью-Йоркскому университету $20 млн, постоянно пыталась контролировать процесс расходования этой суммы. Коллекцию импрессионистов, которую Ремарк собирал долгие годы, Полетт потихоньку распродавала. Она пыталась покончить с собой. Хозяин съемной квартиры в Нью-Йорке, не желая видеть среди своих жильцов алкоголичку, попросил ее уехать в Швейцарию.
После смерти матери в 1984 году Полетт окружают только слуги, врач и секретарша. Она страдала эмфиземой, от ее былой красоты ничего не осталось — кожу лица поразила меланома.
Умерла Полетт Годдар 23 апреля 1990 года с каталогом аукциона «Сотби» в руках. В этот день на аукционе продавались ее драгоценности. Сделка принесла миллион долларов.