dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Впечатляющая фотография и текст с ней связанный

«В связи с годовщиной «Спутника-1» почитал за историю первых ИСЗ, и набрел на фотографию космических компьютеров, использовавшихся для расчетов траектории и обсчета результатов первых американских «Эксплореров». Вот они:


Что случилось с женщинами в информатике?

Американская ситуация

«В современной информатике в основном мужчины. Но так было не всегда. Множество пионеров вычислительных наук — люди, которые программировали первые компьютеры — были женщинами.



В течении некоторого времени количество женщин изучающих информатику росло быстрее, чем количество мужчин. Но в 1984м году что-то изменилось. Процент женщин в информатике перестал расти а затем даже упал, несмотря на то, что доля женщин в технических областях продолжала расти.

Что случилось?

Мы провели несколько последних недель пытаясь ответить на этот вопрос, но не нашли одного конкретного и ясного ответа.

Но вот хорошее место, чтобы начать: доля женщин в информатике начала падать примерно в то же самое время когда персональные компьютеры появились в домах США в значительных количествах.

Те ранние персональные компьютеры не были чем-то существенно большим, чем игрушки. Можно было играть в пинг-понг или простые шутеры, может быть немного писать. Эти игрушки были маркетированы почти полностью для мужчин и мальчиков.

Эта идея, что компьютеры — для мальчиков, стала историей которую мы рассказываем сами себе о компьютерной революции. Она помогла определить кто такие гики, и создать техническую культуру.

Фильмы, такие как Weird Science, Revenge of the Nerds и War Games все вышли в 80х. Выводы их сюжета равнозначны следующим: неловкие гики, мальчики-гении, используют техническую смекалку, чтобы победить невзгоды и врагов и чтобы завоевать девушек.

В 1990х исследователь Джейн Марголис опросила сотни студентов факультета Computer Science (Информатика — прим. пер.) университета  Carnegie Mellon, который имеет одну из самых топовых программ в США (реально вышак для инженеров и иже с ними — прим. пер.). Она выяснила, что семьи более охотно покупали компьютеры для мальчиков, чем для девочек, даже если девочки были сильно увлечены компьютерами.

Это сильно повлияло на этих детей, когда они пошли в университет. Так как персональные компьютеры стали более обычным явлением, профессора информатики все более часто предполагали, что студенты выросли, играя с компьютерами дома.

Патрисия Ордонез (Patricia Ordóñez) не имела дома компьютера, но она была математическим виртуозом в школе. «Моя учительница осознала, что я была очень хороша в решении задач, поэтому она вытаскивала меня и еще одного мальчика заниматься продвинутой математикой», говорит она. «Мы занимались математикой вместо отдыха!»

Поэтому, когда Ордонез поступила в Carnegie Mellon в 80х, она решила, что она будет заниматься или computer science или electrical engineering. Затем она взяла свой первый урок и поняла, что большинство парней в ее классе были намного впереди нее, потому что они с детства играли с компьютерами.

«Я помню один раз я спросила вопрос у профессора, профессор остановился, посмотрел на меня и сказал, «Ты уже должна знать это»,» она вспоминает. «И я подумала, что у меня никогда не получится преуспеть.»

В 70х такого бы никогда не случилось: профессора в классах предполагали, что их студенты пришли ни с чем. Но в 80х это изменилось.

Ордонез закончила этот класс, но получила первую С (аналогично оценке «3″ — прим. пер.) в своей жизни. В конце концов она бросила программу и перешла на факультет иностранных языков.

Более чем через 10 лет она снова вернулась к компьютерам. Она нашла учителя и в конце концов получила PhD. in computer science.  Теперь  она профессор информатики в университете в Пуэрто Рико.

Источник women_science

Оригинал

Примечание переводчицы: Натолкнулась на любопытную статью. Статья скорее на подумать, чем претендующая на строгую научность. Но все же любопытно. График меня бесконечно радует.
Прошу прощения за кривой русский».

Пишет знакомый математик, к ф-м.н:




«Программирование у меня стало одним из уязвимых мест с 10 класса, когда я перешла в математический класс одной из «продвинутых» школ. Если математику с физикой удалось догнать за месяц — полтора (я перевелась в октябре) и получить за полугодие «5″, то с программированием были проблемы до конца учебы (а в первом полугодии я вообще радовалась, когда получила «3″). Один из учителей не объяснял практически ничего, а второй объяснял, но так, что даже простые вещи выглядели непонятными. При этом учитель программирования сильно удивлялся : почему с математикой и физикой проблем нет, когда дали на информатике контрольную по чему-то типа дискретной математике — одна из немногих получила «4″, а как сажусь за компьютер — впадаю в глубокий ступор. (Кстати, дома у нас тогда компа не было, и когда одноклассники спокойно спрашивали «можно я посмотрю е-мейл», у меня был культурный шок.).

На мехмате МГУ каждый год менялись преподаватели по ЭВМ, и в итоге «правая рука не знала, что делает левая». На 1 курсе нас учили только теории (по крайней мере, у нас в группе), на втором стали обучать языку Java, предполагая, что мы знаем Си. На компьютерах все команды надо было делать в командной строке, а как — никто заранее не объяснил. На 3 курсе выяснилось, что если мы не знаем Си, то вообще странно, как мы доучились до 3 курса. Я его знала, но плохо (какие-то воспоминания оставались со школы). По книге Кернигана — Риччи понять можно было далеко не все. Например, надо создать массив длины n. Если с самого начала известно, что n равно, скажем, 10, то это просто и в книге явно описано. Но на практике обычно это значение заранее не известно, оно вводится после запуска программы. Пришлось обращаться к друзьям. Выяснилось, что это делается с помощью команды malloc. В книге она действительно была, и там писалось про то, что она делает (что-то про выделение ячейки памяти, если не путаю), но из текста неподготовленному человеку нельзя было понять, что эту команду можно употреблять для создания массивов. И еще было несколько подобных команд. В общем, программы по решению линейных систем и приближению функций у меня стали получаться. Но когда начались усложнения с параллельными вычислениями и графикой — опять начались очень большие трудности, соответствующие задачи были засчитаны исключительно за старание. (Зато я решала задачи по функциональному анализу за всю группу, где училась моя подруга, — и практически к каждому занятию удавалось решить все. Это чтобы читатель не решил, что мне на мехмате не место.) На 4 курсе были численные методы, там, к счастью, распараллеливания не требовалось, задачи я сдавала вовремя и программы работали. Но я уже понимала, что программирование — не мое, и после 4 курса больше программ не писала».



Я добавлю, что значительная доля женщин в этой профессии поначалу связана с предысторией.



«До появления ЭВМ слово computer — «вычислитель» — означало человека, вооруженного арифмометром, таблицами и логарифмической линейкой, производившего вычисления. Работа оплачивалась довольно дешево, и нанимались на нее в основном девочки сразу по окончании школы». / Источник fregimus


А затем, как обычно при капитализме, с ростом престижности данной профессии труд в ней делался всё больше «мужским», несмотря на подъём феминизма в этой стране   в те же годы. Так что женщинам приходится сейчас эту сферу завоёвывать заново.

И интересно сравнить западные данные с тем, что было у нас:




«В прошлый раз я обещал, что хочу посвятить несколько записей книге В. Д. Анисимова «Бортовые комплексы управления космических аппаратов связи и навигации». К сожалению, книга была не моя и её уже отдал, поэтому цитат больше не будет. Но я всё ещё готов обсудить некоторые мысли, на которые меня натолкнуло прочтение данной книги.

Читая главу о разработке программного имитатора спутника я обратил внимание, как много женщин-программистов в этом участвовало. Не руководителей программистами, не тестировщиков. А именно программистов-разработчиков, в том числе руководящих отдельным направлением работы, или выполняющих все задачи по какому-то направлению.

Автор посвятил один параграф перечислению всех людей работавших над данным проектом, с разбиением на направления и с указанием роли и краткой характеристики почти каждого специалиста. Исходя из прочитанного, вполне можно заключить, что в Советском Союзе женщины-программисты были таким же частым явлением как и программисты-мужчины.

Вот здесь например можно прочитать список людей, занимавшихся разработкой БЭСМ-4:

По ссылкам на этой странице можно почитать и про другие наши ЭВМ и убедиться, что это не исключение. По тексту и фотографиям даже складывается впечатление, что женщин было задействовано больше.

Сейчас же картина абсолютно другая — женщин-программистов, т.е. занимающихся программированием професионально, зарабатывающих этим на жизнь, почти нет. Недавно я познакомился с такой девушкой впервые в жизни :) Вот мне и стало интересно, в чём же причины такого кардинального изменения на рынке труда в сфере ИТ?

Для более полной картины приведу ещё один пример. Моя мать после окончания техникума работала по специальности — в бухгалтерии. Несколько лет она работала в районо, кажется, Кировского района. Зарплату тогда всем платило государство. То есть она рассчитывалась по единым алгоритмам. В середине 70-х годов начали в крупные города поставлять вычиcлительные центры общего назначения для использования их в централизованном расчёте заработной платы. В Красноярске таких центров было несколько — как минимум по одному на каждом из берегов, а также крупные предприятия могли себе позволить иметь свой такой ВЦ (например, Красмаш имел свой ВЦ для расчёта зарплаты).

На правом берегу такой центр находился между ост. Затон и ост. ТЮЗ. Кажется он обслуживал весь правый берег — Ленинский и Кировский район, Свердловского тогда ещё вроде бы не было. Он занимал всё 3-хэтажное здание (сейчас в нём супермаркет «Красный яр» и магазин бытовой техники «М-Видео»). В назначенный срок, каждый месяц, бухгалтерии каждой организации готовили исходные данные для расчёта зарплаты и привозили в этот ВЦ. А через какое-то время приезжали и забирали расчётки — полоски бумаги, на которых было напечатано всё, что нужно (оклад, зарплата, и т.д.). Расчётки были в двух экземплярах: один отдавали работнику, а второй оставался в организации.

И вот в этом вычислительном центре программистом работала женщина лет 24-26. Насколько я понимаю, программы для расчёта вместе с ВЦ не поставляли. Либо поставляли, но в изменяемом виде, чтобы их можно было дорабатывать. В общем работы ей хватало. Поскольку это всё было чем-то абсолютно новым не только для города, но и для страны, она была этим очень увлечена. Нереально увлечена. Оставалась во внерабочее время. Если ей, например, в голову ночью приходила какая-то интересная мысль, она могла собраться и придти на работу, чтобы её реализовать. Идти ей надо было примерно с цирка — полторы-две остановки.
Закончилось всё это печально: она умерла на работе от истощения. У неё остался маленький ребёнок.

Это конечно не то, к чему надо стремиться. Но мне интересно, насколько часто вы сейчас встречаете хотя бы мужчин, занимающихся программированием с таким энтузиазмом? Имеющих хотя бы половину такого энтузиазма. Я встречаю, но нечасто. Хотя мне приходится постоянно общаться с программистами и студентами в области информационных технологий.

Таким образом, я считаю, что дело не в том, что это женщины, это общая тенденция. Просто более ярко она отразилась на женщинах. Из-за того, что западной пропаганде «общества потребления» оказалось довольно просто внушить большинству женщин и мужчин, что мужчины более предрасположены к естественным, точным и технических наукам (областям деятельности), а женщины — к общественным и гуманитарным. Даже более того, постоянно (см. например каналы ТНТ, МТВ) внушается, что женщине даже и иметь хоть какой-то интеллект вовсе необязательно — достаточно быть красивой и развратной.

В Советском Союзе же система образования давала женщинам вполне реальные шансы заниматься любой наукоёмкой деятельностью. Правильность организации всего этого процесса была даже не в том, что людям (и мужчинам, и женщинам) давали заниматься чем-то нужным и интересным, а то, что не давали заниматься всякой чушью.

Проявлялось это в том, что:

а) мест в учебных заведениях по различным специальностям было ровно столько, сколько нужно — было развито прогнозирование и планирование;
б) тунеядство было наказуемо и осуждаемо.

Эти два, по сути, простых механизма оказывали огромное влияние на формирование общества. Вот мы (российское общество) сейчас недовольны тем, что в стране огромное количество бюрократии и чиновников, а нормальных рядовых работников не хватает практически на любом производстве. А вы посмотрите, сколько сейчас обучается на всяких менеджеров, финансистов, экономистов, и сколько на рабочих специальностях, и проведите параллели. Станет понятно, что прогнозирование и планирование в советское время велось неспроста. В двухтысячных такой перекос по специальностям был ужасен и стране ещё придётся это расхлёбывать.».  / Источник
http://www.socialcompas.com/2014/11/19/kogda-zhenshhiny-perestali-programmirovat/





Могу подтвердить на собственном опыте. Я работал программистом на одесском ВЦ НПО "Кислородмаш" с 1968-го года. Потом я работал программистом на ВЦ "Нижневартовскнефтегаза" до 1989 года, он назывался РИВЦ.
И всё это время большинство моих сослуживцев были женщинами.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments