dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Я не знаю, кто автор этого текста

В Сети я его видел в разных местах и ни в одном из этих мест не указан ни автор ни первоисточник.

Франческа Гааль, урождённая Сидония Зильбершпиц

26 марта 1945 года во время зачистки Будапешта от немецкого гарнизона, советский майор Иван Агибалов среди суеты и хаоса царившего на улицах южной столицы некогда мощнейшей Австро-Венгерской империи услышал прекрасное пение на немецком языке, доносившееся из подвала большого дома в самом центре Будапешта Песня была майору хорошо знакома и любима. Она звучала в знаменитой австрийской киноленте «Петер», которую так любили в Советском Союзе.



Он спустился в подвал и увидел двух женщин в лохмотьях. Песню исполняла на вид старуха лет 60, лицо ее было зеленого цвета, руки ее были в струпьях, она была немощной, изможденной, но не потерявшей своего чудесного голоса. Женщина сидевшая с ней рядом, просто произнесла одно имя — Франческа Гааль.
Майор сразу же понял, что похожая на нищенку женщина — не кто иная, как звезда экрана, покорившая мир по обе стороны Атлантики — Франческа Гааль, та самая Гааль, которая сыграла Еву/Петера в одноименной картине режиссера и продюсера Германа Костерлица,так полюбившейся в СССР и во всем мире.
Судьбе было угодно, что Гааль вместе со своей преданной домработницей практически единственной уцелеет из своей огромной и такой дружной семьи будапештских евреев и спасет ее русский майор — Иван Агибалов.
Урожденная Сидония Зильбершпиц, Франческа расстанется со своим настоящем имени в самом начале своего творческого пути. Она родилась в состоятельной еврейской семье, в Будапеште. Последний, 13-ый ребенок в семье, Франческа с детства обожала читать стихотворения перед публикой, пела, танцевала и радовала своих домашних.
Еще в юности она сама изучила систему Станиславского, перечитала русскую классическую литературу, обожала Чехова, это был ее любимый писатель, брала уроки вокала у русского педагога, как будто чувствовала, что именно благодаря русскому человеку она останется жива...
Она начинала сниматься еще в немом кино и успех ее был оглушительный. Ее вздернутый носик, карие лучезарные глаза сделали свое дело. Франческа становится примой театральных подмостков Будапешта. Она сыграла Ирину в «Трех сестрах», Наташу в «На дне», Аню в «Вишневом саде», Элизу Дулитл в «Пигмалионе». Последняя роль, прогремевшая на весь Будапешт, открыла ей путь в оперетту, где она также главенствовала. «Фиалка Монмартра» и «Принцесса цирка», «Графиня Марица» и «Роза любви» собирали аншлаги независимо от количества даваемых представлений.
Богом ей был дан исключительный музыкальный талант, помимо этого она была очень яркой актрисой. Не потерялась Франческа и в звуковом кино. Немецкий фильм 1931 года «Паприка» сделал ее весьма популярной в Германии. Гааль сыграла де быстро снялась еще в двух музыкальных лентах: «Привет и поцелуй, Вероника!» и «Скандал в Будапеште». Оба фильма, выпущенные в 1933 году, были приняты зрителями на ура. Но политическая обстановка в Германии изменилась. К власти в стране пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером, который, к слову, восхищался талантом Гааль, и говорил: «Не может быть, чтобы такая прелесть не была арийского происхождения. Это чудовищная ошибка». Большинство коллег Гааль не арийского происхождения покинули Германию, но независимая и свободолюбивая мадьярская еврейка остаивала свои человеческие права на творчество.
Геббельс ее ненавидел. Ему вторил и Гиммлер, сказавший: «Госпоже Гааль придется выбрать между эмиграцией и лагерем». К счастью, Франческа выбрала первое и отправилась в Австрию, куда фашизм еще не проник настолько сильно, как в Германии. На Венской студии ею были сыграны киношедевры на века. Ее опекал продюсер и любимый человек — Герман Костерлиц, благодаря которому Франческа оказалсь на Венской киностудии. Связи Костерлица были довольно обширны.
Фильм «Петер» (1934) Германа Костерлица имел громадный успех и показал, какой огромный творческий потенциал имеет Франческа Гааль. Она сыграла в этой ленте две ипостаси одного персонажа. И всё потому, что по сценарию маленькая Ева, облачившись в одежду мальчишки, работает на бензоколонке под именем Петер.
В 1935 году на I Московском международном кинофестивале фильм «Ева и Петер» получил почетную грамоту как «соединяющий занимательный сюжет четко сконструированного сценария с высоким актерским мастерством». Кстати, до того у нас даже не видели зарубежных музыкальных фильмов.
Иосиф Сталин лично посмотрел ленту 21 июня 1935 года. А уже через пять недель она была выпущена в массовый прокат по СССР. Не обошлось без курьезов. Комитет по делам кино переименовал фильм в «Петьку». «Новшество» мгновенно проявило себя на улицах городов, где висели аршинные афиши идущего параллельно «Чапаева». Цензура вернула половину оригинального названия обратно, и в нашу историю фильм навсегда вошел, как «Петер».


В этот же период Гааль снялась в Австрии в популярных картинах Костерлица «Маленькая мама» (1934) и «Катерина» (1936), которые продюсировал Джо Пастернак, возглавлявший в те годы европейский филиал американской фирмы Universal.

Во всем мире появилась мода на прическу Франчески. Парижанки поголовно носили шляпки «маленькая мама», брюки «петер», платье «катерина». В чем секрет успеха Гааль? Она была необыкновенно пленительной, искрящейся, хрупкой героиней с большой душой Франческа всегда пела в своих лентах и делала это блестяще. Зрители ее обожали за трогательность, естественность, она была как глоток свежего воздуха в европейском искусстве накануне большой беды...

На волне успеха Франческа уезжает в Голливуд, куда по протекции Костерлица ее пригласил знаменитый голливудский продюсер — Джо Пастернак. В Голливуде Гааль снялась в трех фильмах,которые, к сожалению, не умножили ее славу. Ее любимый человек — Герман Костерлиц бросил ее, предпочтя совсем еще юную, только что начавшую свой творческий путь — Дину Дурбин. Франческа принимает фатальное для себя решение — вернуться в родной Будапешт, навестить родных. Шел 1940 год. Вторая мировая война уже полыхала огнями, а госпожа Гааль, каким-то чудом добралась до Будапешта. Случайно увидев в Будапеште известную актрису Марию Корду, она узнала что ее ищет гестапо. Ее искали 4 с половиной года. И так и не нашли. Она жила в подвале дома своих друзей. Квартал был немецкий, но никто ее не выдал. Ее боготворили. Она была звездой в самом высоком смысле этого слова. Ее мать замучили в Будапештском гетто, отец покончил с собой, сестра погибла в газовой камере в Дахау. Племянника расстреляли на улице. Двое братьев без вести исчезли. Почему она выжила? С ней была ее верная служанка Марга — простая венгерская женщина,а еще Франческа представляла себя в новых ролях.
Она мечтала о "Даме с собачкой", об "Анне Карениной". Немногие уцелевшие друзья приносили тайком ей еду. Но она все равно голодала и наверняка скончалась бы от голода, если бы не советские воины в лице Ивана Агибалова, спасшего Франческу и верную ей Маргу Ковач.
Нашедшуюся в Будапеште Гааль поначалу опекал сам Климент Ворошилов, ведавший делами в венгерской зоне оккупации. В его хозяйстве ее привели в порядок физически и душевно. 9 мая 1945 года она впервые за долгое время вышла на сцену. Закрывала гала-концерт в венском Оперном театре для советских солдат и офицеров. Спела по-русски «Полюшко-поле» и «Катюшу». Солдаты плакали. Плакала и Франческа. Проклятая война лишила ее родных, друзей, близких.
1 августа 1945 года по линии Всесоюзного общества культурных связей с заграницей, Франческа прилетела в Москву. Ее принимал в Кремле лично Сталин. Вождь мирового пролетариата нежно гладил ее руки, обезображенные чесоткой и обморожениями, и сказал, что она может на него во всем рассчитывать. В СССР Гааль прожила три месяца. Побывала в Ленинграде, Одессе, Киеве. А затем вернулась в Будапешт. Она никогда не забывала о помощи,которую ей оказали в СССР. Она мечтала сыграть на мхатовской сцене и очень хотела встретиться снова с Иваном Агибаловым, спасшим ей жизнь. Но, увы — не случилось.
Постаревшая дива мирового кинематографа поняла, что в социалистической Венгрии, уже другие идеалы, другие типажи и в 1948 году Франческа Гааль снова уезжает в США, — теперь уже навсегда. В 1956 году в печати появились сообщения о ее смерти, на что якобы покойная отреагировала марктвеновской фразой: «Слухи о моей смерти слегка преувеличены».
Увы, в Америке ее возвращения в кино не состоялось. Она поиграла немного на Бродвее, и постепенно исчезла с поля зрения общественности. 2 января 1973 года Франчески Гааль не стало. Ей было 69 лет. Она умерла в бедности и забвении. А в России ее по-прежнему помнят и любят . В 2014 году Театральным музеем имени Бахрушина была организована выставка : «Я здесь! Франческа Гааль. Реликвии, документы, фотографии».
Трагическую жизнь прожила удивительная женщина, прекрасная актриса —Франческа Гааль,которая умела обьединять народы, примером своей жизни учила прощать, пусть и не забывать. Волшебная мелодия из «Петера» под дивное сопрано Франчески никогда не устареет, потому что это подлинное искусство,не имеющее срока давности. Светлая память великой Франческе Гааль.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments