dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

О настоящем прогрессе. Часть Шестая

Напоминаю, что комментарии переводчика Юрия выделены синим цветом.

12. ОБРАЗОВАНИЕ  (KNOWLEDGE)

Несколько раз в истории люди создавали технологии, которые в огромной степени способствовали  распространению знаний – письменность, книгопечатание, электронная коммуникация... Новое знание неизменно ведёт к переосмыслению роли человека в этом мире (what it means to be human).

Сегодня, в большинстве стран школьное образование является для детей обязательным и признаётся одним из основных прав человека. 170 стран подписали в 1966 году Международную конвенцию ООН по экономическим, социальным и культурным правам человека (The 1966 International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights).

Во всех общественных науках, регулярное соотношение между явлениями не означает, что между ними существует причинно-следственная связь (correlation is not causation).

Делает ли хорошее образование страну богаче, или богатая страна может позволить себе хорошее образование?

Первыми странами, которым удалось вырваться из бедности в XIX веке, и странами, которые развивались быстрее всех, были страны, в которых дети получали лучшее образование. Образование способствует не только распространению полезных умений и экономическому росту. Образование делает страну более мирной и демократической. Люди начинают понимать, что есть и другие способы разрешения противоречий, кроме грубой силы.

Принято считать, что в СССР было очень хорошее образование. Но это не сделало страну "более мирной и демократической" и не смогло предотвратить крушение этой страны... 

Грамотность среди населения мира составляет сегодня 83%. Неграмотные 17% людей – это, в основном, люди преклонного возраста. В некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки 75% населения старше шестидесяти пяти лет не умеют читать и писать, но в тех же странах число неграмотных детей и молодых людей незначительно (всего несколько процентов). Грамотность среди молодёжи (от 15 до 24 лет) составляла в мире в 2010 году 91%. 

Нет ничего удивительного в том, что в беднейших странах уровень грамотности населения остаётся невысоким: в Южном Судане – 32%, в Центрально-Африканской республике – 37%, в Афганистане – 38%.

В 1920 году только 20% американских подростков 14-17 лет учились в старших классах средней школы. В 1930 году – 50%. В 2011 году – 80% учащихся закончили среднюю школу и 70% из них продолжили учёбу в колледжах и университетах.  В 1940 году только 5% населения США имели диплом о высшем образовании, в 2015 году – около 33%.

Образованные люди обычно имеют меньше детей в семье, и уже в этом веке население планеты достигнет пика, а потом начнёт сокращаться.

Миллениалы (родившееся после 1980 года) чувствуют себя вполне уверенно в цифровом мире. Шутка: Отец говорит сыну: "Сын, мы с матерью купили компьютерную программу, которая позволит нам контролировать то, что ты видишь в интернете. Ты сможешь установить её на компьютере?"



13. КАЧЕСТВО  ЖИЗНИ  (QUALITY  OF  LIFE)

Здоровые, состоятельные и грамотные люди иногда живут скучной и бессмысленной жизнью.

Однако критика потребительского отношения к жизни – это нередко результат плохо скрываемого снобизма и мизантропии. На практике "потребительство" часто означает, что это кто-то другой "потребляет",  потому что интеллектуальная элита, которая осуждает потребительское отношение к жизни, сама не прочь вкусно поесть, выпить хорошего вина, собрать дорогостоящую библиотеку, сходить в театр, съездить в отпуск за границу и отдать детей учиться в привилегированную школу...  

Высшая цель общественного развития – дать людям возможность выбирать.

Жизнь состоит из времени, и один из показателей прогресса – это сокращение времени, которое люди затрачивают на добывание средств к жизни, приобретая возможность заняться чем-то более интересным и значительным.

Даже бедные люди в США имеют сегодня холодильники, пылесосы, стиральные машины и микроволновки. Электричество, водопровод и эти сберегающие труд и время устройства, вернули современным пенсионерам то время, которое наши бабушки тратили на то, чтобы накачать воды из колодца, выскрести, вымыть и натереть воском пол, постирать, высушить и отремонтировать одежду, связать для внуков шерстяные носки и варежки, приготовить еду, заготовить соленья на зиму и т. д. Благодаря современным техническим средствам и удобствам, время, затраченное на работу по дому (которая редко кому доставляет удовольствие), сократилось в четыре раза: с 58 часов в неделю в 1900-ом до 15 часов в неделю в 2011 году.

"В поте лица твоего будешь ты добывать хлеб твой", – сказал Бог Адаму, когда изгонял его из рая, и большинство людей на протяжении всей истории только тем и занимались, что добывали пропитание в поте лица своего.

Сегодня – средний американец уходит на пенсию в 62 года. Сто лет тому назад – средний американец умирал в 50-летнем возрасте... В 1880 году 80% мужчин пенсионного (по нынешним меркам) возраста всё ещё трудились, а в 1990 году эта цифра сократилась до 20%.

Даже после принятия Закона о социальном обеспечении в 1935 году (Social Security Act) финалом трудовой жизни было бедное существование на пенсии. Однако уровень бедности среди пенсионеров (65 лет и старше) сократился с 35% в 1960 году до 10% в 2011 году (средний уровень бедности по стране – 15%).

Сегодня средний американец со 5-летним трудовым стажем имеет 22 дня оплачиваемого отпуска в году (в 1970 году – 16 дней). 

Сокращение рабочей недели, оплачиваемые отпуска и более долгая жизнь на пенсии позволили сократить время, которое люди отдавали работе в 1960 году, на 25%.

Свободное время – это не единственный обогащающий нашу жизнь ресурс. Свет оказывается не менее важным ресурсом – настолько важным, что корень этого слова присутствует в словах, обозначающих явления духовной и интеллектуальной жизни: просвещение, светило, светоч, просветление и т. д. В естественном состоянии половину нашей жизни мы проводили бы во тьме. Но созданные людьми источники света позволяют нам общаться, читать и заниматься другими делами даже в тёмное время суток. Очень скоро лампы, работающие на солнечной энергии изменят жизнь миллиарда человек, у которых пока нет доступа к электричеству.  

В 1929 году американцы тратили 60% своего дохода на еду и предметы первой необходимости. В 2016 году – 40%.

Как же люди распоряжаются освободившимися деньгами и свободным временем?

Конечно, интересы у всех разные, но, наверное, все согласятся с тем, что в понятие "хорошая жизнь" входит общение с семьёй и с друзьями, наслаждение красотой природы, приобщение к богатствам культуры, к плодам интеллектуального и художественного творчества.

Современные электронные средства коммуникации нередко осуждают за то, что они лишают людей живого человеческого общения. На самом же деле – они делают такое общение возможным. Сто лет тому назад, если кто-нибудь из членов вашей семьи уезжал на жительство в далёкий город или за границу, это означало, что вы, возможно, никогда с ними больше не встретитесь и не поговорите... С появлением междугородних телефонов ситуация изменилась, но эта связь стоила так дорого, что нечего было и думать о полноценном общении. Сегодня почти половина мирового населения имеет доступ к интернету, а три четверти – имеют сотовый телефон...
Сокращение стоимости поездок на дальние расстояния – это ещё одно благо, подаренное человечеству. В 2000 году больше половины американцев хотя бы один раз в году летали самолётом. 

Сегодня, даже в сельской местности люди имеют доступ к сотням телевизионных каналов и к полутора миллиардам страничек в интернете. Энциклопедия, которая в семьдесят раз больше, чем Британника; все лучшие книги, на которые больше не распространяются ограничения законов об авторском праве; все классические произведения музыки и живописи и т. д. – всё это можно сегодня найти в интернете. Нет смысла спрашивать, какое время было наилучшим для развития и распространения культуры. Ответ ясен: "сегодня". Важно и то, что все эти блага доступны не только богачам, но и самым обычным людям, у которых есть выход в интернет.
(Продолжение следует)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments