dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

День Пятый. "Карретера Аустраль". Кто её строил? (UPDATE)

Покинув Водопады Святой Девственницы мы продолжали движение по Карретера Аустраль (Южной Дороге, или дороге номер 7)
Дорога эта - гордость чилийцев сразу по двум причинам. Во-первых она невероятно красива, вокруг такие виды, что дух захватывает. Во вторых, она прорублена через горы и переброшена мостами через бурные горные реки.
Строилась она с неимоверными усилиями, эти 1200 километров Карретера Аустраль, настоящий коллективный подвиг её строителей. Мы по ней ехали разумееется не все её 1200 км, а только два часа.
Потом повернули назад и вернулись в Чикабуко, где нас уже с нетерпением ждали на нашем круизном доме. Мы должны были вернуться в 4 часа, но вернулись чуть позже.
Впрочем, мы были не последние, некоторые вернулись позже нас. Доехали мы до центра провинции, города Койайке. Но в сам город мы не заезжали, посмотрели на него с высокой горы, на которой дул ураганный ветер, сам город лежал в долине. Ветрилу на горе мы выдержали несколько секунд, убежали в автобус и поехали обратно.


Это видео нашей поездки, точнее, фрагментов нашей поездки, снято оно из окна автобуса. Впрочем, в самом конце мы вышли из автобуса и последние кадры сняты на горе перед Койайке.
Некоторое время мы ехали рядом с рекой, которая называется Симпсон. Но река эта названа не в честь персонажа семьи Симпсон из бесконечного американского мультика. И даже зовут его не Гомер, как в мультике, а Энрике.
Вот что говорит ВИКИ о реке и об Энрике:
https://en.wikipedia.org/wiki/Simpson_River



The river is named after navy hydrographer Enrique Simpson who explored the area in the 1870s

Потом вы увидите скалы, с которых в реку летят десятки небольших водопадов. Водопады довольно далеко, и чтобы разглядеть, что светлые полосы на скалах, это падающая вода, надо приглядываться.
И наконец, в конце моего видео посмотрите гору, которая назывется почему-то "Английский сыр".

Кроме великолепных пейзажей лично меня заинтересовал рассказ Марины, фрагменты которого вы слышите в видео.
Точнее, та часть её рассказа, который меня заинтриговал, как раз не слышна. Видео - четырёхминутное, а ехали мы два часа.
И вот что в частности Марина поведала. Здесь был концентрационный лагерь Чикабуко при Пиночете. И прекрасная дорога, по которой мы едем, выстроена заключёнными этого лагеря. Теми, кто нашел свою смерть в этих горах. Таким образом, это дорога на костях. Я очень расстроился, узнав, что в дорожном полотне, образно говоря, лежат кости невинно загубленных жертв режима Пиночета.
И еще она уточнила, что в сам лагерь проникли два журналиста из ГДР, они выдали себя за граждан ФРГ, поэтому их туда пустили. (Скорее всего Штази им приготовила хорошие паспорта граждан ФРГ)
Потом они вернулись в ГДР и написали книгу о страшном концлагере Чикабуко. Эта книга была в конце восьмидесятых переведена на русский язык и издана в СССР. В общем, я был взволнован и заинтригован.
И вот, когда я готовил эту запись, я решил пошукать что-нибудь о страшном лагере и отважных журналистах.

Долго искал. И вот результат моих поисков:
То, что был концлагерь Чикабуко при Пиночете - правда.
То, что два журналиста из ГДР туда проникли, тоже правда.
То, что зэки строили эту дорогу - неправда.
Почему?
Потому что концлагерь Чикабуко находился в противоположном конце Чили. На Севере, в пустыне Атакама. И поэтому, если бы ужасному Пиночету пришло в голову использовать на строительстве дороги зэков, их надо было возить на работу на самолете, которому бы пришло преодолевать полторы тысячи километров до места строительства. Но их же надо было на ночь возвращать в бараки, это значит, что их самолетами надо было возить туда и обратно. Ну и поспать им тоже надо было. Когда же они могли работать? Да и дороговато гонять транспортные самолеты туда и обратно каждый день для перевозки зэков.
Так что не срослось, зэки из концлагеря Чикабуко эту дороги всё-таки не строили.
Тем не менее, лагерь такой действительно был. Здесь Марина не ошиблась:

Вот ВИКИ:

https://en.wikipedia.org/wiki/Chacabuco


На фотографии руины покинутого концентрационного лагеря "Чикабуко"

Chacabuco is one of the many abandoned nitrate or "saltpeter" towns ("oficinas salitreras" in Spanish) in the Atacama Desert of northern Chile. Other nitrate towns of the Atacama Desert include Humberstone and Santa Laura Saltpeter Works. Unlike most of the other ghost towns in the Atacama Desert, Chacabuco became a concentration camp during the Pinochet regime in 1973. To this day, it remains surrounded by approximately 98 lost landmines, left by the Chilean military when Chacabuco was used as a prison camp.

Чакабуко - это один из многих заброшенных городков возле месторождений нитратов и селитры (по-испански oficinas salitreras) в пустыне Атакама на севере Чили.
Другой поселок возле месторождений нитратов в пустыне Атакама - Санта-Лаура. По мере истощения месторождений люди покидали эти городки. Но, в отличие от большинства других городков-призраков в пустыне Атакама, Чакабуко стал концентрационным лагерем во время режима Пиночета в 1973 году. Территория вокруг лагеря Чикабуко была заминирована, чтобы зэки не могли бежать и до сих пор не найдено 98 мин вокруг покинутого лагеря.


А кто же всё-таки строил Карретера Аустраль?

В ВИКИ я нашел ответ:
https://en.wikipedia.org/wiki/Carretera_Austral

During the military dictatorship the belief that the Carretera Austral bears the name of Augusto Pinochet arises, which has been denied by the authorities, since no official document supports this assumption. Also, there have been propaganda elements such as posters and maps with the unofficial name "Carretera Longitudinal Austral Presidente Pinochet".
Carretera Austral has a strategic meaning due to the difficult access by land to a significant portion of Chile's southern territory. This area is characterized by thick forests, fjords, glaciers, canals and steep mountains. Access by sea and air is also a complex task due to extreme winter weather conditions. For decades, most of the land transportation had to cross the border to Argentina in order to reach again Chile's Patagonia. These difficulties were deepened during the 1970s due to the Beagle Conflict crisis. In order to strengthen the Chilean presence in these isolated territories and ensure the land connection to the rest of the country, the government planned the construction of this road, which was executed by the Chilean Army's Engineering Command. More than 10,000 soldiers worked on its construction.


Во время военной диктатуры чилийцы считали, что Carretera Austral носит имя Аугусто Пиночета, что было опровергнуто властями, поскольку ни один официальный документ не подтверждал это предположение.
Хоть действительно тогда выпускались пропагандистские материалы, плакаты и карты с неофициальным названием «Мередианная Южная Дорога имени президента Пиночета»

Carretera Austral имеет стратегическое значение из-за сложного доступа по суше к значительной части южной территории Чили. Этот район характеризуется густыми лесами, фьордами, ледниками, проливами и крутыми горами. Доступ по морю и воздуху также является сложной задачей из-за экстремальных зимних погодных условий. В течение десятилетий большая часть наземного транспорта должна была пересекать границу с Аргентиной, чтобы снова добраться до Патагонии в Чили. Эти трудности были усугублены в 1970-х годах из-за кризиса в проливе Бигль. В целях усиления чилийского присутствия на этих изолированных территориях и обеспечения сухопутной связи с остальной частью страны предыдущие правительства Чили до Пиночета планировали построить эту дорогу. Но реально её начали строить только при Пиночете. И строилась она инженерным корпусом чилийской армии.
На строительстве работали более10 тысяч солдат и вся армейская техника инженерного корпуса.

Прочитав про кризис в проливе Бигль, я решил узнать, в чем там было дело. Узнал, но об этом расскажу, когда мы доберёмся до пролива Бигль. Мы еще севернее. Он дальше на Юге.

Ну и в конце этой записи покажу один из образцов пропагандистского материала, о котором упоминала ВИКИ.
Это видео о строительстве дороги под руководством великого вождя чилийского народа генерала Аугусто Пиночета.


Его поставили намного позже смерти Пиночета. Он умер в 2006-м году, а видео датируется 2011-м.

Видео это называется Logros del Gobierno Militar - La Carretera Austral - Pinochet Siempre Eterno
(Достижение военного правительства - Южная Дорога, Пиночет всегда живой)

И идет под песню в честь Пиночета.
Переведу сам, о чем поется в песне словами Маяковского, заменив только одно имя:

Пиночет и теперь живее всех живых
Наше знамя, сила и оружие.


Я разумеется не знаю испанского, но по двум главным словам Siempre Eterno, которые я перевел, догадался, что именно об этом поётся в песне.

Получается, что идеи Пиночета ещё живут среди части чилийцев, несмотря на то, что у власти уже два раза была Социалистическая Партия Чили, т.е. партия Сальвадора Альенде.

Любопытно, что YouTube в качестве исполнителя песни называет Даниэля Баренбойма.

Song
Pomp and Circumstance March No. 1 in D Major, Op. 39

Artist
Daniel Barenboim


Судя по имени и фамилии, в Чили до сих пор живут евреи и даже евреи, которые помнят Пиночета, как вождя нации, а не как ужасного диктатора. В 1973-м мы узнали о другом еврее, правильном. Еврее-коммунисте. Заместителем Луиса Корвалана, Генсека Компартии Чили был Володя Тейтельбойм, но его Пиночет не убил, Володя успел эмигрировать.
Интересная у него биография. Я ее даже процитирую:

Родился в семье мелкого торговца Моисея Тейтельбойма и Сары Волоской, эмигрировавших соответственно из Украины и Бессарабии от еврейских погромов и политических потрясений в Российской империи.
После окончания школы поступил на юридический факультет Университета Чили, который окончил в 1943 году. Племянница Моисея Тейтельбойма — Софья Самуиловна в 1916 году в Одессе бракосочеталась с племянником русского живописца Алексея Кондратьевича Саврасова, а их внук — Алексей Митрофанович Саврасов (Alex Maurice Savrasoff) является шеф-редактором Парижского бюро Европейской Гильдии театральных продюсеров, постановщиком мюзиклов.
В 1932 году присоединился к Союзу коммунистической молодёжи, а в 1936 году вступил в Коммунистическую партию Чили. Активный участник молодёжного движения. Избирался делегатом Всемирного конгресса молодежи в защиту мира в Нью-Йорке в 1938 году. В 1946 году избран в ЦК КПЧ. Во время антикоммунистических гонений со стороны президента Гонсалеса Виделы возглавлял печатный орган партии — газету «Сигло» («Столетие»). В 1956 году арестован и заключён в Писагуа, концентрационный лагерь, который служил местом содержания левых оппозиционеров (описал жизнь заключённых там в романе «Семя на песке»).
С 1961 года избирается депутатом, а с 1965 год — сенатором Национального конгресса Чили. Оставался на этом посту до военного переворота 1973 года. После переворота ушёл в подполье, а затем эмигрировал в СССР. Находясь в эмиграции, принимал активное участие в работе заграничной части руководства КПЧ и международном движении солидарности с Чили. Работал на советском иновещании. В 1987 году нелегально вернулся в Чили. В 1989 году избран генеральным секретарём Коммунистической партии Чили

Но вернёмся к Корвалану. Его, как вы знаете, обменяли на хулигана (Буковского). При этом, инициатором обмена была не Москва, а Пиночет. Он сам сделал Москве предложение, от которого она не смогла отказаться. Сделал публично, об этом написали все крупные западные газеты.
Куда было деться, пришлось Корвалана принимать, а как было бы чудесно, если бы в ужасных застенках Хунты, его бы зверски убили, какие были бы гневные митинги и всё прочее, но... не проканало, Пиночет подвел.

Я понимаю, что визуально видео из окна автобуса - не очень интересно. Ну и про давно минувшие дни тоже мало кому интересно.
Поэтому снова рекомендую Лену, она ехала по этой дороге не 2 часа, а девять дней. И снимала красоты не из окна автобуся:
https://yeolka1.livejournal.com/107778.html


UPDATE:

Я просмотрел и прослушал еще раз видео о Пиночете-строителе Карретера Аустраль и пришел к выводу, что я вас ввел заблуждение. Песню про вождя поет все-таки девушка, а не Даниэль Баренбойм.
Баренбойм комментирует происходящее на экране, т.е. он - голос за кадром. Кстати, на тьюбике не было написано слово "singer" при его фамилии. Он ничего в этом видео не поет, а только говорит.
А мог бы и спеть.

Tags: south america
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments