dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

И о кино: Дембель Оскар неизбежен

 

Принцы и нищие





Из десяти иностранных фильмов в шорт-листе «Оскара» этого сезона самые большие шансы обрести награду у южнокорейской черной комедии «Паразиты» (Parasite). Ее слава начала греметь в конце весны, когда ее наградили Залотой Пальмовой ветвью в Каннах. Критики всех стран, Америку включая, пели и поют ей осанну, пророчили и пророчат призы разных конкурсов. В свои личные списки самых понравившихся фильмов года «Паразитов» включили Барак Обама и Илон Маск.

У это картины есть несомненные достоинства. И, в первую очередь, она живо, увлекательно смотрится. Черная комедия? Да, но в ней, как в матрешке, заложены и другие жанры. Это и социальная сатира, и психологический триллер с элементами хоррора, и семейная драма. Такой вот странный, не поддающийся систематизации жанровый гибрид. Да еще как-то совершенно искренне снятый, что могут в наши дни только азиаты.

Мы знакомимся с обитателями южнокорейского дна, семьей Кима, который когда-то работал, а потом потерял работу. Живут Ким, его жена и двое их взрослых детей в полуподвале, где грязь непролазная и кишат тараканы. Они люди все энергичные, сметливые, ловкие. Но все безработные и уже привычные к этому положению. Они научились выкручиваться, ни за что не платить, везде ловить халяву. Вот и интернет они ловят левый, прицепляясь к чужому счету.

Собственно, история, в которую они оказываются вовлечены, начинается с того, что приятель их сына Кевина (у части героев есть и европейские имени) просит подстраховать его на время его стажировки за границей и давать уроки английского школьнице из очень богатой семьи. У Кевина нет надлежащего сертификата, но вместе с сестрой они изготавливают подделку.

Так, первый представитель голопузого семейства Ким попадает в дом весьма зажиточного семейства Парк. Сразу заметим, что кланы зеркальны и симметричны. И в том, и в другом семействе полный комплект родителей и двое детей – мальчик и девочка.

Первая половина фильма уходит на то, чтобы паразитарное семейство Ким полным составом внедрилось в роскошный дом семейства Парк.

Делается это внедрение нехитрым способом компрометации действующих работников и ненавязчивым советом – а вот наймите, пожалуй, вот такого хорошего водителя (папа, конечно), такую хорошую домохозяйку (мама, конечно), и вслед за Кевином в статусе домашнего учителя Парки наймут и его сестру как гувернантку капризного и избалованного мальчугана, младшего наследника.


У меня немного претензий к этому крепко сколоченному, бравурному и неглупому фильму. Но эта претензия серьезна.

Я не верю ни одному факту найма, кроме первого, когда приятель Кевина рекомендовал его на замену себе. Его сестра Джессика выдает себя за психолога с американским опытом. Ну, ладно, она что-то там нахватала в Гугле, ну а американский диплом – где? Хозяйка пытается с ней говорить по-английски, а та упорно отвечает ей по-корейски. Какой американский опыт?

Мошенники компрометируют безукоризненного шофера и подставляют Ким на его замену. Опять же, где его водительские креденшиалз, где рекомендации?

И уже совершенно неубедительна операция по внедрению мамаши семейства Ким взамен верной домоуправительницы, которая служила Паркам верой и правдой. История с фальшивым туберкулезом, которым та якобы больна, проверяется в пять минут – нужна независимая врачебная аудиенция. Это слишком серьезная материя, чтобы просто махнуть рукой и уволить работницу.

Невозможно поверить, что муж и жена Парки – такие наивные идиоты. Вообще-то, они производят впечатление здравых, разумных, образованных людей. Почему же ими так играючи манипулируют мошенники Кимы?

Ответ очевиден: потому что в ином случае не было бы сценария с лихими сюжетными ходами. Для идейной подоплеки фильма принципиально важно, чтобы паразиты всем составом перекочевали в дом Парков.

Это не реализм, а фантасмагория, социальная сатирическая сказка.

В то, что бедные люди, как правило, злые и неблагодарные, верится легко. В то, что богатые – такие наивные олухи, верится с трудом. Люди с достатком, которые живут в классовом обществе, за многие годы накопили опыт огораживания себя от всякого люмпенского сброда, от которого можно получить и удар в челюсть, и пулю в лоб. И эти люди, в том числе наши Парки, знают, как защищать себя, свои детей, свою собственность от атак и посягательств кого-либо.

Впрочем, всякое случается и с богатыми и знаменитыми. То магнат выпадет за борт свой яхты, то беременную жену режиссера заколют ножами, то миллиардера прищучат за педофилию и найдут в тюремной камере задушенным.

«Все здесь метафорично», как любит повторять смышленный Кевин, новый Растиньяк.

Вторая половина фильма сильно кренится в кровавый гиньоль, что логично и правильно. Ничего хорошего от симбиоза принцев и нищих быть не может. Тем более, что бывшая домохозяйка хранит отдельную страшную тайну в виде собственного мужа, которого она прячет в секретной части подвала, куда вход через стенной штаф.

Дело в том, что она тоже, как и Кимы, голь перекатная, и свою сытную работу в богатом доме использовала, чтобы буквально кормить безработного муженька.

Простите за спойлер, но все выльется в большую кровь, что можно было, впрочем, предвидеть задолго до роковой развязки. Вы, наверное, заметили, что южнокорейское кино имеет тягу к экстремальному насилию, которое часто преподносится как зрелищный шоковый аттракцион (вспомните хотя бы фильмы Ким Ки Дука). Эта фишка присутствует и в фильме Пон Джун-хо.

Восторги по поводу «Паразитов» вызывают у меня недоумение. А вы, что, не знали, что плебс априори  неблагодарен, и на всякий широкий жест со стороны сильных мира сего у него всегда заготовлен средний палец? Кто-то из великих сказал: «бедность рождает мстительность». Ну и так далее. История взлета и краха семейства южнокорейских аферистов сколь же поучительна, столь и предсказуема.

Линия, которая во многом искупает банальность этой притчи, заложена в отношения между двумя кланами аферистов – Кима и бывшей домохозяйки, прячущей мужа. Когда они сцепляются в отчаянной схватке, перед нами разыгрывается спектакль, пародирующий большую политику, а именно, пропагандистские демарши Северной Кореи. За один этот уморительный эпизод я готов простить все натяжки сюжета.

А в оскаровской иностранной категории я болею всей душой за Альмодовара, за «Боль и славу».

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment