dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Никогда о ней не слышал. Надо будет найти какой-нибудь из фильмов с нею

Отсюда:
https://kulturologia.ru/blogs/280719/43770/
Автор там не указан.


Как сделать из себя произведение искусства



Она стала ярким примером того, как можно сделать из самой себя произведение искусства. И дать своему шедевру имя – по праву художника и творца. Ведь эта женщина с исконно русским именем Людмила имела к России довольно отдаленное отношение, да и Чериной первые восемнадцать лет своей жизни она не была.

Моник Чемерзин родилась в Париже, в семье француженки Стефан Финетт и черкесского князя Авенира Чемерзина, эмигрировавшего из России после революции. Отец Моник был человеком выдающимся. Инженер, изобретатель, математик, еще будучи полковником в составе царской армии, он придумал осветительные ракеты и прообраз бронежилета – «панцирь», который с 1906 года использовался полицией Санкт-Петербурга. Оказавшись во Франции, вдали от родины, Чемерзин не пал духом, продолжая заниматься интересными ему делами, в частности, создал каталог средневековой французской поэзии, которой тоже был увлечен.


Моник Чемерзин
Моник Чемерзин

Моник появилась на свет 10 октября 1924 года, «в окружении муз», как потом напишут о ней. На самом же деле девочка просто перенимала живой интерес своих родителей к искусству и росла в атмосфере любви и творчества. Она рано, в три года, начала танцевать – и уже в десять лет исполняла партию эльфа в балете «Сон в летнюю ночь». Девочка демонстрировала отличные успехи – в том числе и благодаря блестящим мастерам, которые обучали ее танцу. Одной из первых уроки Моник давала Ольга Преображенская, соперничавшая когда-то с самой Матильдой Кшесинской. Потом уже юная балерина училась в школе танца при Парижской опере.



Серж Лифарь
Серж Лифарь

В пятнадцать лет Моник танцевала на сцене «Умирающего лебедя» Сен-Санса. Но пришла война – и после оккупации Парижа немецкими войсками семья Чемерзин уехала на юг, в Монте-Карло.

После смерти в 1929 году великого Сергея Дягилева его балетная труппа распалась; во Франции одна за другой появлялись новые. В одной из них – «Русский балет в Монте-Карло» и танцевала Моник, когда ее заметил артист балета и балетмейстер Серж Лифарь. Вскоре они уже выступали вместе – в балете «Ромео и Джульетта», только на афише уже значилось имя Людмила Черина – такой сценический псевдоним придумал для партнерши Лифарь. В те времена благодаря выдающимся успехам русских балерин, было распространенной практикой выступать под русским же именем – это давало танцевальной карьере некоторый аванс, да и просто было модно.

Людмила Черина в «Аттиле»
Людмила Черина в «Аттиле»

Черина исполняла главные партии в балетах, поставленных когда-то дягилевской труппой – роли, в которых до нее блистали Анна Павлова и Тамара Карсавина.

Во власть обаяния Чериной и необыкновенного мастерства танцовщицы попадали и зрители, и балетмейстеры, и партнеры по сцене. За одного из них – Эдмона Одрана – Людмила-Моник вышла замуж, ей было тогда девятнадцать лет. Брак был удачным, наполненным не только любовью, но и общей увлеченностью любимым делом – балетом. Но в 1951 году произошло несчастье, разбившее сердце Людмилы – ее муж погиб в автокатастрофе неподалеку от Лиона.

Она ушла из балета – продолжать танцевать без любимого мужа было невыносимо. Но и тратить попусту свое время, свой талант, свою способность чувствовать и созидать прекрасное Черина не могла: она начала рисовать. Главным персонажем ее произведений – месяцы, потом годы – был Эдмон.

Людмила Черина и Эдмон Одран в «Арлекинаде»
Людмила Черина и Эдмон Одран в «Арлекинаде»

Тогда же, в начале пятидесятых, Черина обратилась к кино: она даже отправилась в Лондон подтянуть свой английский и приняла потом предложение о работе в Голливуде. Дальше следуют один за другим фильмы, где красота и драматический талант Чериной раскрываются уже с новой стороны: «Сказки Гофмана», «Дама с камелиями», «Анна Каренина». Одновременно ей приписывают романы с голливудскими знаменитостями – впрочем, слухи остаются слухами.

Спустя три года после смерти своего первого мужа Людмила вышла замуж во второй раз – за Раймона Руа. По-видимому, именно он убедил Черину вернуться на сцену в качестве балерины. Черина вновь начала танцевать, и в 1959 году даже создала собственную труппу – «Балет Людмилы Чериной». Костюмы и декорации для выступлений она делала по собственным эскизам. Со вторым мужем Людмила жила и работала больше тридцати лет – вплоть до смерти Раймона в 1987 году.

Черина в «Сказках Гофмана»
Черина в «Сказках Гофмана»

Она была в числе первых зарубежных знаменитостей, посетивших СССР, в том же 1959 году Черина танцевала «Жизель» в Большом театре. Людмила долгое время выходила на сцену, а когда пришла пора завершать карьеру балерины, переключилась на другие виды искусства.

Черина написала и несколько книг, а еще – увлеклась скульптурой, а также продолжала сниматься в кино. Казалось бы, это классический образ жизни скучающей звезды, чье время прошло, и остается лишь пользоваться плодами своего успеха. Но удивительным образом у Людмилы Чериной все, за что она бралась, получалось не просто хорошо – она создавала настоящие произведения искусства.

Скульптура Людмилы Чериной «Сердце Европы»
Скульптура Людмилы Чериной «Сердце Европы»

Бронзовая скульптура «Сердце Европы», установленная в 1994 году перед входом в здание Европейского парламента в Страсбурге, была создана по образцу работы Людмилой Чериной. Другая ее работа – Europa Operanda – находится в Евротоннеле, соединяющем под Ла-Маншем Францию и Великобританию.

За свой вклад в искусство, за свою способность видеть и создавать вокруг себя прекрасное, Людмила Черина была удостоена разных наград, в том числе и французского Ордена Почетного легиона. «Она сделала из себя произведение искусства», - говорил о Чериной писатель Морис Дрюон.

Людмила Черина
Людмила Черина

До самых последних дней она оставалась прекрасной и вызывала восхищение у французов и у всего мира. «Казалось, над ней не властно время… Черные волосы и прежний очаровательный овал, лицо без единой морщины, высокие каблуки» - писал о 78-летней Чериной обозреватель газеты «Фигаро» Рене Сирвен. Через два года ее не стало.

В Каннах во время демонстрации фильма «Любовники из Теруэля»
В Каннах во время демонстрации фильма «Любовники из Теруэля»

Моник Чемерзин, в искусстве – Людмила Черина – похоронена в Париже, на кладбище Монмартра. На ее могиле установлена уменьшенная копия скульптуры «Сердце Европы».

UPDATE:

Весь фильм с Чериной в главной роли я только что нашел в Сети.
Вот его первая часть:



Это фильм-балет, поэтому даю содержание:

Иза — звезда цыганской танцевальной труппы, исполняющей балетную драму «Истинные Приключения Влюбленных из Теруэля», основанную на старинной испанской легенде о несчастной Изабель из Теруэля и ее бедном любовнике, Доне Диего. Как и её героиня, танцующая на ночных площадях, Иза обручена с Мануэлем, человеком, которого она не любит, и ждет в отчаянии, чтобы вернулась её настоящая любовь — Диего. Диего в конце концов действительно возвращается, чтобы быть убитым ревнивым Мануэлем. Сознавая ужасную параллель между ее реальной жизнью и трагедией, которую она играла на сцене так долго, Иза сходит с ума и кончает с собой.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments