dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Наверное мой френд nebotticelli_xl это знал, а я вот - нет

Жестокие картины Боттичелли раскрывают малоизвестную сторону его творчества
Имя Сандро Боттичелли вызывает в памяти образы прекрасных женщин: богиня любви, являющаяся из моря на гигантской раковине в «Рождении Венеры» или три грации в воздушных платьях, ведущие хоровод в «Весне». Боттичелли был известен прежде всего такими идеализированными изображениями женщин. Однако творчество художника эпохи Возрождения на самом деле не ограничивалось этими пышными эротическими изображениями — в нём имели место насилие, жестокие убийства и разжигание войны.

В первую очередь речь идёт о серии из четырёх панно «Новелла о Настаджо дельи Онести». Вторая картина называется «Наказание Гвидо дельи Анастаджи и его возлюбленной» (ок. 1483) — это, пожалуй, самая сильная в своей жестокости работа в цикле.



Она изображает рыцаря в розово-красном плаще, преследовавшего в лесу обнажённую женщину. Он заколол её кинжалом в спину, погрузил пальцы левой руки глубоко в кровавую рану, вынул сердце и бросил его собакам. Главный герой, Настаджо, с ужасом наблюдает за этой сценой.
Искусствовед Габриэль Монтуа называет эту панель «одним из самых жестоких (!) изображений пыток в отношении женщин в классической живописи». И вряд ли эту работу можно считать устаревшим предупреждением против мужского посягательства — современные женщины всё ещё опасаются жестоких выходок со стороны отвергнутых воздыхателей. С помощью такого визуального представления брутальности по отношению к женщинам Боттичелли обострял у зрителя шок, призванный служить определённым социальным и политическим целям.

Первоисточником для «Новеллы о Настаджио» служит рассказ из «Декамерона» Боккаччо. Главного героя этой истории, дворянина Настаджио, отвергла дочь Паоло Траверсари — женщина, на которой он хотел жениться. Он вышел из родной Равенны и побрёл по лесу в грустных раздумьях. Мысли юноши прерывает появление обнажённой девушки, бегущей от всадника и его собак, норовящих укусить её.
Настаджио узнаёт, что у пары есть история, похожая на его собственную. На самом деле он видит двух призраков, подвергнутых божественному наказанию. При жизни всадник был его прадедом Гвидо дельи Анастаджи, покончившим с собой после того, как его отвергла возлюбленная. Теперь он вместе с ней вынужден искупать грехи: каждую пятницу они переживают сцену преследования в лесу. Настаджо бежит прочь, а у него за спиной повторяются разные эпизоды погони.

После этого у Настаджио рождается идея пригласить семейство Траверсари в следующую пятницу посмотреть эту сцену. На третьей панели Боттичелли изобразил этот эпизод в виде прерванного пикника. За столами, накрытыми белыми тканями, ошеломлённые гости видят, как рыцарь вновь закалывает отвергшую его женщину и швыряет её сердце псам. Дочь Траверсари, испугавшись, что её ждёт та же участь, соглашается выйти замуж за Настаджо. На четвёртой панели изображён свадебный пир в честь пары.
Искусствовед Скотт Нетерсол пишет, что этот переход от насилия к празднику демонстрирует «тематическое развитие» от жестокости к «цивилизационному образцу городской культуры, в которой мир и гармония заключаются в браке». При этом учёный умалчивает, что союз, заключённый с женщиной, движимой страхом, вряд ли приведет к миру и согласию — по крайней мере, для неё. Более вероятно — и это важнее — для богатых итальянцев в обществе эпохи Возрождения брак мог привести к экономическому и политическому согласию между двумя семьями.
«Боттичелли очень хорошо понимал, как представлять насилие и как влиять на зрителя», — объясняет Нетерсол. Иными словами, художник знал, что его жестокие картины могут принудить женщин к подчинению в семье. Нетерсол противопоставляет панели «Новеллы о Настаджио» ещё одну жёсткую работу Боттичелли — «Историю Лукреции» (ок. 1500). Эти картины относятся к шпалерам или окрашенным стеновым панелям, которые предназначались для украшения домов богатых семей и ныне рассматриваются как ежедневные напоминания о морали. Женщины с длинными светлыми волосами, изображённые на каждом произведении, поразительно похожи на красавиц с самых знаменитых работ Боттичелли. На упомянутых шпалерах героини предстают, скорее, как воплощение всех женщин, а не как отдельные личности.

На сайте автора этого текста я не нашел:.
https://artchive.ru/publications/4249~Zhestokie_kartiny_Bottichelli_raskryvajut_maloizvestnuju_storonu_ego_tvorchestva?fbclid=IwAR3SKuun7WWQeDG295XOC3DM9Z9rnBIFp2j_Delx5cy-KF_j0HJXCR_hPaI

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments