Жестокие картины Боттичелли раскрывают малоизвестную сторону его творчества

Она изображает рыцаря в розово-красном плаще, преследовавшего в лесу обнажённую женщину. Он заколол её кинжалом в спину, погрузил пальцы левой руки глубоко в кровавую рану, вынул сердце и бросил его собакам. Главный герой, Настаджо, с ужасом наблюдает за этой сценой.
Сцена из «Новеллы о Настаджо дельи Онести» II
1483, 82×138 см
Искусствовед Габриэль Монтуа называет эту панель «одним из самых жестоких (!) изображений пыток в отношении женщин в классической живописи». И вряд ли эту работу можно считать устаревшим предупреждением против мужского посягательства — современные женщины всё ещё опасаются жестоких выходок со стороны отвергнутых воздыхателей. С помощью такого визуального представления брутальности по отношению к женщинам Боттичелли обострял у зрителя шок, призванный служить определённым социальным и политическим целям.
Первоисточником для «Новеллы о Настаджио» служит рассказ из «Декамерона» Боккаччо. Главного героя этой истории, дворянина Настаджио, отвергла дочь Паоло Траверсари — женщина, на которой он хотел жениться. Он вышел из родной Равенны и побрёл по лесу в грустных раздумьях. Мысли юноши прерывает появление обнажённой девушки, бегущей от всадника и его собак, норовящих укусить её.
Первоисточником для «Новеллы о Настаджио» служит рассказ из «Декамерона» Боккаччо. Главного героя этой истории, дворянина Настаджио, отвергла дочь Паоло Траверсари — женщина, на которой он хотел жениться. Он вышел из родной Равенны и побрёл по лесу в грустных раздумьях. Мысли юноши прерывает появление обнажённой девушки, бегущей от всадника и его собак, норовящих укусить её.
Сцена из «Новеллы о Настаджо дельи Онести» I
1483, 83×138 см
Настаджио узнаёт, что у пары есть история, похожая на его собственную. На самом деле он видит двух призраков, подвергнутых божественному наказанию. При жизни всадник был его прадедом Гвидо дельи Анастаджи, покончившим с собой после того, как его отвергла возлюбленная. Теперь он вместе с ней вынужден искупать грехи: каждую пятницу они переживают сцену преследования в лесу. Настаджо бежит прочь, а у него за спиной повторяются разные эпизоды погони.
После этого у Настаджио рождается идея пригласить семейство Траверсари в следующую пятницу посмотреть эту сцену. На третьей панели Боттичелли изобразил этот эпизод в виде прерванного пикника. За столами, накрытыми белыми тканями, ошеломлённые гости видят, как рыцарь вновь закалывает отвергшую его женщину и швыряет её сердце псам. Дочь Траверсари, испугавшись, что её ждёт та же участь, соглашается выйти замуж за Настаджо. На четвёртой панели изображён свадебный пир в честь пары.
После этого у Настаджио рождается идея пригласить семейство Траверсари в следующую пятницу посмотреть эту сцену. На третьей панели Боттичелли изобразил этот эпизод в виде прерванного пикника. За столами, накрытыми белыми тканями, ошеломлённые гости видят, как рыцарь вновь закалывает отвергшую его женщину и швыряет её сердце псам. Дочь Траверсари, испугавшись, что её ждёт та же участь, соглашается выйти замуж за Настаджо. На четвёртой панели изображён свадебный пир в честь пары.
Сцена из «Новеллы о Настаджо дельи Онести» III
1483, 84×142 см
Искусствовед Скотт Нетерсол пишет, что этот переход от насилия к празднику демонстрирует «тематическое развитие» от жестокости к «цивилизационному образцу городской культуры, в которой мир и гармония заключаются в браке». При этом учёный умалчивает, что союз, заключённый с женщиной, движимой страхом, вряд ли приведет к миру и согласию — по крайней мере, для неё. Более вероятно — и это важнее — для богатых итальянцев в обществе эпохи Возрождения брак мог привести к экономическому и политическому согласию между двумя семьями.
Сцена из «Новеллы о Настаджо дельи Онести» IV
1483, 83×142 см
«Боттичелли очень хорошо понимал, как представлять насилие и как влиять на зрителя», — объясняет Нетерсол. Иными словами, художник знал, что его жестокие картины могут принудить женщин к подчинению в семье. Нетерсол противопоставляет панели «Новеллы о Настаджио» ещё одну жёсткую работу Боттичелли — «Историю Лукреции» (ок. 1500). Эти картины относятся к шпалерам или окрашенным стеновым панелям, которые предназначались для украшения домов богатых семей и ныне рассматриваются как ежедневные напоминания о морали. Женщины с длинными светлыми волосами, изображённые на каждом произведении, поразительно похожи на красавиц с самых знаменитых работ Боттичелли. На упомянутых шпалерах героини предстают, скорее, как воплощение всех женщин, а не как отдельные личности.
На сайте автора этого текста я не нашел:.
https://artchive.ru/publications/4249~Zhestokie_kartiny_Bottichelli_raskryvajut_maloizvestnuju_storonu_ego_tvorchestva?fbclid=IwAR3SKuun7WWQeDG295XOC3DM9Z9rnBIFp2j_Delx5cy-KF_j0HJXCR_hPaI