dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Великолепный доклад Ирины о португальских евреях.

Евреи начали селиться на территории современной Португалии не позднее I в . Первые документы об их присутствии там датированы 482 годом н.э

С падением Римской империи евреи подвергались преследованиям со стороны вестготов и других христианских королевств, контролировавших этот район. В 711 году Иберийский полуостров был захвачен арабами(часто арабов и приглашали христианские правители воевать с готами),. Большая часть периода их власти была временем процветания еврейских общин.

В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе, где обычно занимали должности казначея и лейб-медика. В первой половине XIII в. в Лиссабоне была построена великолепная синагога.




В XIV в. положение евреев Португалии стало менее устойчивым. Король Афонсу IV (правил в 1325–57 гг.) увеличил налоги для евреев и под давлением церкви приказал им носить отличительный знак. Было ограничено право евреев на выезд из страны.

В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы). При Фернанду (Фердинанде) I (1367–83) евреям удалось на время вернуть себе утраченное влияние, однако в этот период община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383), учинивших погромы в захваченных ими городах, включая Лиссабон

Жоао (Жуан) I (1385–1433) восстановил ношение отличительного знака и запретил евреям занимать государственные должности (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В то же время он не допустил распространения на Португалию антиеврейских бесчинств, охвативших в 1391 г. Испанию.

Положение евреев вновь улучшилось при Афонсу V (1438–81), находившемся под сильным влиянием семейства Яхья и Ицхака Абраванеля, которого он назначил своим казначеем. Однако уже в эти годы пропаганда, которую вела католическая церковь, вызвала быстрый рост антисемитских настроений в португальском обществе. В 1449 г. городская чернь атаковала один из жудиариас Лиссабона; многие евреи были убиты, их имущество разграблено при этом погибла богатая библиотека Ицхака Абраванеля.

Kороль Жоао II (1481–95). отменил в 1487 г. постановления муниципальных советов Лиссабона и ряда других городов об изгнании евреев.Он запретил евреям нанимать слуг-христиан, носить шелк и драгоценности, ездить верхом. По королевскому указу сын родителей-евреев, принявший христианство, немедленно получал право на их имущество.

Когда в 1492 г. евреи были изгнаны из Испании, Жоао II разрешил им переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии, что они уплатят подушную подать. Часть изгнанников, покинувших Испанию, направились в соседствующую с Испанией на западе Португалию, в которую можно было попасть по суше.

По свидетельствам тех времен, в Лузитанское королевство иммигрировало около 120000 евреев.

Местные евреи вместе с изгнанниками, переселившимися туда в 1492 г. из Испании, составляли примерно 20%(1/5) всего населения государства – около миллиона душ.





Король распорядился о насильственном крещении детей в возрасте от четырех до 14 лет (позднее было распространено на лиц до 20 лет).


В 1495 г. королем Португалии стал Мануэл Счастливый (правил до 1521 г) На первых порах Мануэл I доброжелательно относился к испанским евреям-беженцам. Одним из первых его распоряжений был указ о предоставлении свободы горемыкам, обращённым в рабство Жуаном II. и назначил Авраhама Закуто* своим советником.

Однако, вступив из политического расчета в брак с наследницей испанского престола, дочерью Фердинанда и Изабеллы, Мануэл по ее требованию издал 4 декабря 1496 г. указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну.. Указ распространялся на всех евреев Португалии, как исконных ее жителей, так и изгнанников из Испании, прибывших лишь недавно

Последовало указание о том, что изгнанники могут покидать Португалию только через лиссабонский порт. Около двадцати тысяч евреев, собравшихся в столице в ожидании кораблей, были 19 марта 1497 г. согнаны в один из дворцов и после многочисленных, но безуспешных попыток убедить их добровольно перейти в католичество подверглись насильственному крещению.Лишь немногим удалось избежать крещения и покинуть страну

.Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины, включая последнего верховного раввина Португалии Шимона Маими, предпочли отступничеству мученическую смерть 

30 мая 1497 года Мануэль издал закон в защиту новообращенных евреев, названных новые христиане.Новые христиане были объявлены полноправными гражданами Португалии. В силу этого закона им была гарантирована спокойная жизнь в течение 20 лет (до 1517 года), в продолжение которых власти не имели права привлекать их по обвинению в ереси. Хранение и чтение еврейских книг было воспрещено всем, за исключением крещеных еврейских врачей, которым дозволялось пользоваться еврейскими медицинскими сочинениями.

Невзирая на «охранный» указ короля, католическая церковь и под ее влиянием большинство португальцев продолжали считать новых христиан евреями, ненавидя их как еретиков и лицемеров; одним из прозвищ марранов было женти ди насаон — «люди [известной] нации». В мае 1504 г. погрому подверглись новые христиане Лиссабона, в апреле 1505 г. — Эворы. В апреле 1506 г. в Лиссабоне произошла резня, в ходе которой погибло от двух до четырех тысяч новых христиан (многие из них были заживо сожжены на улицах города).Как сообщается в хрониках, резня началась с инцидента, произошедшего в монастыре святого Доминика в Лиссабоне. В воскресенье 19 апреля, во время мессы, когда верующие молились за окончание засухи и чумы, у алтаря им привиделся лик Христа. Это знамение было истолковано прихожанами как чудо и милость Божью. Однако один марран, начал говорить присутствующим, что это чудо было лишь отражением света. За это толпа верующих набросилась на него и забила до смерти. Погром сильно подогревался монахами-доминиканцами, которые сказали, что отпустят «все грехи за последние 100 дней всем,

кто убьет еретика».

Memorial às Vítimas do Massacre Judaico de 1506

«В память о тысячах евреев, жертв нетерпимости и религиозного фанатизма, замученных в бойне, начавшейся на этой площади 19 апреля 1506 года».



В 1516 г. король Мануэл просил папу римского Льва X ввести в Португалии инквизицию специально для выявления «иудействующих» среди новых христиан.Попытки учредить в Португалии инквизицию не удавались до 1536 г., что позволило многим выкрестам почти сорок лет безнаказанно придерживаться еврейского образа жизни.. С 1536 года в Португалии  и колониях начали действовать трибуналы инквизиции, просуществовавшие до 1821 гoдa


Ищейки инквизиции врываются на тайный шабат.

С 1541 г. по 1739 г. в Португалии и Гоа состоялось 49 аутодафе с участием тысяч новых христиан; несколько сотен марранов было сожжено. Многих «иудействующих» ссылали в заморские владения Португалии, прежде всего в Бразилию; в то же время колониальные власти нередко направляли заподозренных в ереси местных марранов на суд в Португалию. Так, в 1723 г. 38 новых христиан — жителей Рио-де-Жанейро были перевезены в Лиссабон, где они предстали перед трибуналом инквизиции, приговорившим их к различным наказаниям, включая сожжение. В 1739 г. на костре в Лиссабоне погиб уроженец Бразилии, драматург А. Ж. да Силва, тайно исповедовавший иудаизм.

В середине 16 в. в Португалии (как и в Испании) был принят принцип чистоты происхождения, фактически превративший новых христиан в граждан второго сорта: им запрещалось занимать многие государственные и церковные должности, проживать в некоторых городах, Продолжались нападения черни на новых христиан.Легальная эмиграция вновь прекратилась с присоединением Португалии к Испании в 1581 г., однако многим марранам, чье положение значительно ухудшилось, по-прежнему удавалось покидать страну, в частности, под видом паломничества в Рим.Еще одна попытка приостановить эмиграцию новых христиан была предпринята в 1604 г. В 1620 г. в королевском совете Испании обсуждалось предложение о высылке новых христиан в Африку.. После восстановления независимости Португалии (1640) новые христиане по-прежнему подвергались дискриминации и преследованиям.

Лишь в 1768 г. по инициативе министра (фактического правителя государства) маркиза де Помбала были уничтожены списки новых христиан, а в 1773 г. отменены все правовые ограничения, связанные с этническим происхождением. Это ускорило процесс ассимиляции марранов, темпы которого с 16 в. постепенно возрастали, и к началу 20 в. обособленные группы новых христиан, исполнявших некоторые  законы, сохранились лишь в городe Белмонтe(община была обнаружена в 1917 г. горным инженером Ш. Шварцем, Belmonte- город 7500 в 30 милях от границы с Испанией. Община н.х.-kriptojews  поддерживала идентичность вступая в брак среди своих почти 400 лет.Thinking they were the only remaining Jews they only believed Schwarz was a Jew when he recited the Shema Yisrael and they recognized the name "Adonay". Молитвы передавали из поколения в поколения изустно не имея книг.They practiced some Jewish observances, the Sabbath and some holidays. They often lit candles on Friday night where they could not be seen from outside and observed Passover and Yom Kippur a day or two before or after the Jewish calendar date to confuse the Inquisition.За сотни лет криптоевреи разработали свои собственные тайные религиозные обряды и ритуалы. На Песах участники одного из ритуалов, одетые во всё белое, собираются у реки, вдали от глаз горожан, и бьют по воде ветвями деревьев (имитируя, как Моисей раздвинул воды перед народом). У них есть свои особые песни для праздничных служб

Те португальские евреи, которые сумели вырваться из лап инквизиции в большинстве своём переселились в Нидерланды.
Тогда Нидерланды были самой передовой страной мира и по экономике и по религиозной свободе.
Это были (17-й век) своеобразные Соединенные Штаты.
Не зря вся страна до конца 18-го века называлась "Генеральными штатами".
Название "Соединенные Штаты" скорее всего возникло по названию "Генеральные Штаты".


Португальская синагога (Esnoga) - Она расположена в старом еврейском квартале Амстердама, обнесенном высокой каменной стеной. построено в 1671 – 1675 годах

:


Дополню рассказ Ирины своими собственными съёмками еврейского квартала Амстердама в том числе и синагоги, о которой напомнила Ирина. Обратите внимание на стену, о которой упоминала докладчица. Синагогу эту вы увидите, если передвините бар на 2 минуты 41 секунду:




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments