dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

И о кино



Только что посмотрел "Одессу" Тодоровского.
В конце я её поставлю и желающие смогут посмотреть полностью сами.
Но заранее предупреждаю, тем, кто не жил в Одессе 70-х, смотреть будет неинтересно.
Вот одному из тех, кому фильм активно не понравился я и дам возможность высказаться, это отзыв с "Кинопоиска"
":



Не Одесса

Не хотел писать про этот фильм по нескольким причинам, но перевесило желание четко сформулировать, а почему, собственно, 'Одесса' мне не понравилась.

А не хотел потому, что:

1) не могу быть объективен к фильму В. Тодоровского, т. к. давно и по-хорошему пристрастен к этому режиссеру, несмотря на то, что как-то 'не заходят' мне его последние фильмы (кроме 'Оттепели', которая сериал);

2) не могу быть объективен к экранному воплощению Одессы, т. к. люблю этот город и пока еще его помню, хоть давно и не был там;

3) не могу быть объективен к фильму о советских временах, т. к. сам родом из СССР.

Итак, плюсы и минусы - в моем восприятии.

'Одесса' красива! Мастерская работа оператора со светом делает просмотр буквально физически приятным, картинка одновременно и наполнена красками, и сделана 'под ретро', она ощущаемо теплая. Созвездие прекрасных актеров наполняет пространство фильма своей харизмой, диалоги и монологи дают им возможность проявить свое мастерство. Точные детали быта придают материальность экранному миру. Но что-то для меня не сложилось.

Сценарий показался какой-то механической склейкой из проблемы эмиграции в Израиль и Лолиты-лайт (про Лолиту вспомнил именно при сцене на танцплощадке на судне. Хотя развязка истории в 'Одессе' хорошая и в общем-то реалистическая).

Слова героев фильма хорошо написаны, но из одних хороших монологов и диалогов даже пьесу не сделаешь (не говоря, естественно, о прозе). Нужно что-то еще - история, не сводящаяся к сюжету, желательно с бэкграундом, чтобы создать мир, который станет для читателя/зрителя таким же реальным, как окружающий. А здесь три сестры живут в Москве, Ленинграде и Минске, и мы не имеем ни малейшего представления, как их туда занесло из родной Одессы. Кто они (по жизни, как любят сейчас говорить)?

История старшей сестры (Раппопорт) подана чуть более подробно. Остальным персонажам (почти всем) - один-два факта в биографию придумано. А хотелось бы, чтобы за плечами героев были пусть и выдуманные, но наполненные событиями жизни.

В этой истории нет лжи и есть правда, но не хватает самой жизни. Даже некоторые реплики, возможно, меткие на бумаге, с экрана звучат нарочито и неестественно - при всей действительно хорошей актерской игре.

Как известно (тем, кто поинтересовался историей создания), к сожалению, 'Одесса' снималась в разных местах, но только не в Одессе. Увы! Возможно, тем, кто там не был, дворик и показался Одессой, но среднерусская растительность и одесская - это две большие и непохожие разницы. А декорации отличные построили, да.

И пляжи одесские и сочинские - разные. Хотите сравнить, посмотрите 'Огни притона'. И Привоз - не легендарный Привоз, а какой-то усредненный совковый рынок. А тот Привоз и в Незалежной свой колорит сохранил! Все это неуловимо, но ощутимо напоминает голливудские фильмы про Россию.

И к сожалению, словно в простеньком сериальном мирке, где в школе - один-два класса, а в целом вузе - всего одна кафедра, в этой 'Одессе' на весь двор - только две семьи, и пара человек мелькает еще. То есть никакой традиционный шумный одесский дворик не рождается в принципе.

В итоге, лучше всего в фильме получились 'сольные выступления' артистов - действительно, все работы хороши, особенно проникновенны монологи, и история любви - тема вечная и интернациональная.

Резюмируя: вроде в фильме и история есть, но какая-то она 'сферическая в вакууме'. И Одесса сама на себя не похожа. Потому и не тронула.


Ну а теперь моё мнение о фильма. Оно строго противоположное, да - это ОДЕССА. Это её тяжелая жизнь в элегические брежневские времена, которые сегодня считают "Утерянным Раем".
И абсолютно не имеет значения, что снимали в Ростове и Таганроне и пляж не тот, и Куяльницкий лиман на себя не похож.
Я даже добавлю, Тодоровский спохватился, что совсем нет остросюжетных моментов и ни к селу ни к городу приплел перестрелку с пограничниками, герои фильма поехали таскать рыбу из колхозных сетей, а когда их обнаружил пограничный катер, с моторки выстрелили по пограничникам из охотничьей двухстволки, а потом благополучно удрали.
Разумеется, весь этот эпизод высосан из пальца. Ночью всех прогоняли с берега, пограничники ходили с собаками по кромке прибоя. Никто просто выкупаться не мог, ну а выход в море моторки, это вообще запредельное враньё, это ЧП и по ним бы открыли огонь и потопили. А здесь по ним стреляют, но не попадают и они благополучно удирают от катера, который может идти раза в три быстрее моторки.
Да, это ляп и ляп несусветный. Наверное Тодоровскому захотелось в этом эпизоде своим кинематографическим языком переснять гениального Багрицкого, с его "Контрабандистами":



Двенадцатый час -
Осторожное время.
Три пограничника,
Ветер и темень.
Три пограничника,
Шестеро глаз -
Шестеро глаз
Да моторный баркас...
Три пограничника!
Вор на дозоре!
Бросьте баркас
В басурманское море,
Чтобы вода
Под кормой загудела:
"Доброе дело!
Хорошее дело!"
Чтобы по трубам,
В ребра и винт,
Виттовой пляской
Двинул бензин.

Ай, звездная полночь!
Ай, Черное море!
Ай, Черное море!..
Вор на воре!


Имеет право. Увы, не получилось. Не получилось, это мягко говоря.
Сюжет набоковский "Лолиты" тоже не удался.
Но даже прямые экранизации Лолиты ни у кого не получились, нужен только набоковский текст, чтобы получилось гениально про педофелию, кинематографические сурогаты не канают, в том числе не проканало у Тодоровского.

И всё же.
Я в восторге от фильма!

Это первый из всех снятых в последние годы одесских фильмов, который показывает нашу убогую и нищую, но родную Одессу из семидесятых.
Реальную Одессу, нашу реальную жизнь, а не выдуманную, кинематографическую.
С шикарными ворами, с шикарными ментами, шикарными песнями и плясками из репертуара Сестер Берри и с шикарными видами Бульвара, Дерибасовской, Оперного театра и Потёмкинской Лестницы.
Не была наша Одесса шикарной, не блистали шутками все подряд в разговорах. Не было всех этих южных красот и легенд.
Вернее, они были, но в основном для приезжих. Бабель свою Одессу полностью выдумал, как выдумывают свою среду обитания все великие писатели.
В том числе он выдумал и одесский язык. Одесский язык был и он безусловно сильно отличался от московского, но так же сильно он отличался от бабелевского.
Но дело не в этом, дело в том, что нам показывают неимоверно тяжелую жизнь на грани выживания с одной общей уборной во дворе. С нищими, которые живут, спят и совокупяются на верандах, а больше - негде.
Клоповники коммуналок набиты были людьми под завязку, где там любить с комфортом.
Та Одесса жила очень тяжело и без всякого комфорта. А юмор, чаще всего было не до него. Просто мы все позабыли или хотим позабыть.
А Валерий Тодоровский нам нашу реальную тогдашнюю жизнь напомнил.
И снял он эту нашу тогдашнюю жизнь очень точно и правильно. И Ярмольник сыграл гениально навеки порепуганного и согнутого Советской Властью еврея.
По-моему, это вообще лучшая его роль, за всю его кинематографическую жизнь.
Цыганов сыграл только самого себя, Евгения Цыганова, но он других играть не умеет. Роль себя, родимого, у него получается неплохо.
Розанова почти дотягивает до Ярмольника. Ксения Раппопорт от них не отстаёт. Ну в общем, полная согласованность хороших актеров, хорошего режиссера и правды о той нашей жизни меня потрясла.
И еврейская тема. Всё так и было. Здесь вообще не хочется ничего уточнять, просто это больно было смотреть и переживать все эти трагедии отъезда заново.
Ну а те, кто ждал привычную кинематографическую Одессу Мишек-Япончиков, Сонек Золотых Ручек и шикарных дам с шикарными песнями и плясками, конечно они разочарованы.
Ну так не смотрите, господа.
Этот фильм - не для вас.


А это сам фильм, для тех, кто поймет и вспомнит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments