dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Оказывается, Гриффита травили за этот фильм всю оставшуюся жизнь

«Рождение нации» / THE BIRTH OF A NATION

Отец американского киноискусства Дэвид Гриффит многих историков Голливуда повергает в отчаяние. В эпоху политкорректности рассказывать о нём нелегко. Когда речь идёт об открытиях, всё прекрасно. Здесь о Гриффите говорят с огромным энтузиазмом. Он придумал крупный план, наплыв, затемнение, параллельный монтаж, долгую панораму и перспективу. Он заставил камеру двигаться, создал напряжённый характер повествования и сделал актерскую игру более сдержанной и реалистичной.

Но после перечисления несомненных заслуг историки оказываются в замешательстве. Ведь все новшества режиссёра получили воплощение в главном труде его жизни — первой полнометражной картине «Рождение нации», споры вокруг которой не прекращаются по сей день.

Произведение Гриффита восхищает профессиональным новаторством и забавляет идеологическим мракобесием. Это откровенный расистский плакат, воспевающий Ку-клукс-клан.

Сегодня на видеокассетах фильм предваряют обязательные титры, призывающие не судить строго автора. Зрителю объясняют, что режиссёр был озлоблен унижением его родного края и разорением семьи.

Линчевание негра-насильника в классике кинематографа
Линчевание негра-насильника в классике кинематографа
Цитата из к/ф «Рождение нации» реж Дэвид Уорк Гриффит. 1915. США
Гриффит был южанином до мозга костей.
Закат Юга после Гражданской войны, насаждение новых порядков и попрание традиций оставили в душе художника глубочайшую рану. В его сознании растерзанная родина стала воплощением всех земных добродетелей.
Романы пастора Томаса Диксона «Человек клана» и «Пятна леопарда» вдохновили Гриффита на создание грандиозной эпопеи о духовном почине Юга — о рыцарях чести, защищающих нацию.
Студию «Мьючуал» замысел ведущего режиссера Америки озадачил. Идею всецело поддержал только один из её директоров — Генри Эйткен. Он даже ушёл со своего поста, чтобы содействовать постановке.
Гриффит, Эйткен и Диксон финансировали проект в складчину. Поскольку готовилось монументальное зрелище, денег катастрофически не хватало. Режиссеру пришлось влезть в долги. Съёмки велись в лихорадочной спешке, свойственной немому кинематографу. Фильм небывалой протяженности — 154 минуты — сняли за девять недель. Три месяца шёл монтаж и создавалась музыкальная партитура.
Картина вышла на экран в 1915 году, вызвав ажиотаж и породив гром протестов. Она разожгла яростную полемику. Прогрессивная общественность клеймила её, как могла, а чернокожее население устраивало протестные акции. Любимая актриса Гриффита Лилиан Гиш вспоминала, что премьера неизменно сопровождалась мордобоем и пикетированием.
«В одном из городов, — пишет она, — пять тысяч негров пошли маршем к зданию законодательного собрания штата с требованием запрещения фильма. Перед театром «Форрест» в Филадельфии произошла драка между пятьюстами полицейскими и тремя тысячами негров».
Президент Вудро Вильсон, взволнованный просмотром, заявил Гриффиту, что смотреть его фильм всё равно что лицезреть Историю при вспышках молний.
Потом, когда на улицу вышли толпы негодующих зрителей, он благоразумно открестился от своих слов.
На самого режиссера общественные протесты подействовали угнетающе. Он начал оправдываться, уверяя, что никого не хотел обидеть и что ему просто не по душе смешанные браки. Он собственноручно вырезал несколько эпизодов, но это мало что изменило.
Оправдываться Гриффиту пришлось всю оставшуюся жизнь. Считается, что его второй шедевр — «Нетерпимость» — был задуман как ответ агрессивному и нетерпимому обществу. Создавая его, он отстаивал право художника открыто выражать свои взгляды, какими бы они ни были.
Двоякое отношение к Гриффиту сохраняется и сегодня. Основоположник американского кино остаётся в памяти потомков гением и расистом.

Иван Шилов

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments