Название «Мадонна Альба» картина получила в XVIII веке, когда она висела в севильском дворце наследников Оливареса — герцогов Альба.
Из рук последней представительницы испанского рода, герцогини Альба, семейная реликвия перешла к доктору, который занимался её лечением. Хотя впоследствии он попал под суд за попытку отравить герцогиню, ловкий лекарь успел продать полотно датскому послу, графу де Бурку. От него «Мадонна Альба» попала в руки лондонских дельцов, о чём услышал царский эмиссар Франц Лабенский. По наказу Николая Павловича он в 1836 году за 14 тысяч фунтов приобрёл одну из самых знаменитых мадонн Рафаэля, считавшегося в ту пору величайшим художником в истории. После прибытия в Россию картина в связи с её неважной сохранностью была переведена на холст, при этом была повреждена часть пейзажа справа.
Мадонна Альба считалась главным экспонатом Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. С началом эрмитажных распродаж 1931 года «Мадонну» продали за 2500 тыс. рублей американскому магнату Эндрю Меллону. Вместе с нею Меллон приобрёл и второго эрмитажного Рафаэля, «Святого Георгия», за половину её цены. Третья и последняя картина кисти Рафаэля в СССР, «Мадонна Конестабиле», из-за крохотных размеров, ранней даты и плохой сохранности была сочтена «сомнительной» и оценена более чем в 10 раз дешевле, чем «Мадонна Альба» (в 245 тыс. руб.); её вывезли за границу, но не смогли найти покупателя и на такую цену.
По курсу рубля к доллару покупка Меллона оценивалась в 1,1 млн $: это было первое произведение искусства, цена которого превысила миллион долларов. Рекорд «Мадонны Альба» продержался 30 лет, до приобретения музеем «Метрополитен» рембрандтовского «Аристотеля».
Самая первая картина Эль Греко, которую вы видите на видео, нам, одесситам, особенно близка, потому что мы любим нашего одесского "Лаокоона" перед зданием Археологического музея.
Но мы ведь в зале Эль Греко, а не в Одессе, поэтому послушаем Пуликову про эту картину, а то мы Любовь Витальевну уже совсем забыли:
Эль Греко (1541–1614) Лаокоон. Около 1610–1614. Холст, масло. 137,5x172,5
Испанского художника Эль Греко можно считать предшественником современного искусства. В его творчестве на смену натурализму пришел экспрессионизм, пропорции стали трактоваться не в соответствии с законами природы, а во многом определялись эмоциями и воображением. Одни историки искусства связывают искаженное видение Эль Греко с астигматизмом, которым страдал мастер, другие — с намеренной стилизацией в духе византийских икон и мозаик. Через пламенеющие формы живописец выражал дух своего времени — мистическое и ревностное благочестие Контрреформации.
Миф о Лаокооне рассказан Вергилием в «Энеиде». Троянский жрец бога Аполлона Лаокоон убеждал жителей Трои не вводить в город деревянного коня, оставленного данайцами. Но его слова остались неуслышанными. Тогда он метнул копье в коня, но боги, покровительствовавшие данайцам, отомстили жрецу, наслав двух морских змей. Они растерзали его детей и удушили его самого. Троянцы восприняли это как знак гнева богов и коня ввели в город. Прятавшиеся внутри него воины вышли наружу и открыли ворота армии — так была захвачена Троя.
На картине Эль Греко виден деревянный конь, но вместо Трои изображен родной город художника — Толедо. Хотя Эль Греко и являлся греком по происхождению, в своем творчестве он никогда не обращался к национальным мифам и легендам, «Лаокоон» — единственное исключение. Исследователи объясняют его желанием автора провести параллель с современной историей: лицу Лаокоона Эль Греко придал черты архиепископа города Бартоломе Каррансы, который стал одной из жертв испанской инквизиции.