dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

А ведь мне еще лететь. В феврале - в Чили. Долечу ли?

 

Полет в Европу станет дороже и опасней




Трансатлантические перелеты из Нью-Йорка в Лондон и другие европейские столицы в будущем будут длиться дольше и стоить дороже. И это еще не самая плохая новость от экспертов в области гражданской авиации. Худшая заключается в том, что такие рейсы станут опаснее, чем сейчас.

10 марта этого года авиалайнер компании Turkish Airlines попал в зону сильной турбулентности, пролетая над Мэном, за 45 минут до запланированного приземления в нью-йоркском аэропорту JFK. После посадки, которая проводилась пилотами в экстренном режиме, 28 человек были госпитализированы с ушибами, синяками и ссадинами. Одна из стюардесс поломала ногу.


Диспетчеры не могли заранее предупредить турецкий экипаж о надвигающейся опасности, поскольку это была «невидимая турбулентность» — атмосферное явление, с которым, как читают эксперты, пилоты и пассажиры самолетов в будущем будут сталкиваться в три раза чаще, чем сейчас.


«Невидимая турбулентность» возникает при ясном небе и ее практически невозможно предугадать. Она происходит в результате резкого сдвига направления ветра под прямым углом по отношению к прежнему направлению. Этот эффект, в свою очередь, вызывает вращающую силу, в эпицентре которой оказывается самолет. «Невидимая турбулентность» может привести к тому, что происходило на борту лайнера Turkish Airlines на подлете к Нью-Йорку: по словам пассажиров, произошло резкое падение и все, кто не был пристегнут, взлетели под потолок, а затем практически тут же попадали на пол.


По данным климатологов, происходящие сейчас глобальные изменения климата вызывают сокращение разницы температур между полюсами Земли и экватором. На высоте 10 тысяч метров, где летают пассажирские самолеты, наблюдается зеркальное явление: разница температур увеличивается, из-за чего сдвиг ветра, вызывающий сильную турбулентность, происходит все чаще.


«В последние четыре десятилетия средняя температура в Арктике сущетвенно возросла, а в стратосфере воздух, наоборот, заметно остыл, — объясняет Саймон Ли из Университета Рединга. — Такое положение вещей создало эффект перетягивания каната: температура на поверхности Земли замедляет движение самолета, а температуры воздуха на высоте ускоряет. В результате возникает турбулентность».


В ходе исследований ученые обнаружили, что с 1979 года разница температур между Землей и верхними слоями атмосферы над Северной Атлантикой увеличилась на 15 процентов. Как следствие, к 2050–2080 годам турбулентность, по прогнозам экспертов, будет встречаться на пути пассажирских самолетов в три раза чаще, чем сейчас. Впрочем, тенденция чувствуется уже сейчас: ежегодно десятки тысяч самолетов попадают в зоны сильной турбулентности, что обходится индустрии пассажирских авиаперевозок примерно в миллиард долларов в год — из-за задержек рейсов, травм, которые получают пассажиры, и повреждения самолетов. Эксперты предупреждают, что эти расходы могут еще более возрасти, безопасности станет меньше, а перелеты из Европы в США станут более длительными. Последнее из перечисленных предсказаний ученых — новость плохая в относительном значении, ведь трансатлантические перелеты в обратную сторону соответственно сократятся.


Говоря турбулентности, не стоит забывать, что сама по себе она для современных лайнеров вовсе не опасна. Прохождение зон турбулентности — рутинное обстоятельство, ни разу не попасть в нестабильную зону во время перелета через океан — это, скорее, исключение, чем правило. Воздействие турбулентности учитывается еще на стадии проектирования самолетов, наравне с многими другими факторами, обеспечивающими безопасность перелета. Прочность авиалайнеров рассчитана на значительно более серьезное воздействие, чем когда-либо возникавшее при турбулентности.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment