dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

И о театре. Вчера мы посмотрели "Трилогию братьев Лиман", которую я раньше анонсировал


Вот это начало спектакля. Хаим Лехман появляется в Америке с одним чемоданом и становится Генри Лиманом.


Это трейлер спектакля с русским переводом.

Пьеса очень длинная. Три отделения, началась в 7 часов вечера а закончилась уже после 10. Т.е. идет она больше трех часов.
Ничего удивительного, описываются 160 лет жизни и смерти компании.
Первым в Америку из Баварии с одним чемоданом приехал 23-хлетникй Хаим Лехман, старший из братьев, который в Америке стал Генри Лиманом.
Именно это рассказывает в своем первом монологе Генри. Как бы молодой Генри, которого играет седой и старый Саймон Рассел Бил без всякого грима, его молодящего.



Средний брат тоже поменял имя и из Менделя превратился в Эмануэля. И только младший был и остался Мейером.
Еврейская тема не педалируется в спектакле. Ну разве что первое поколение часто повторяет:
Барух Ашем!, т.е. Хвала Господу!
Но уже во втором поколении никаких цитат на иврите никто не произносит.
Еврейские темы правда отражены в музыке спектакля. Пианист играет импровизации, в которых слышны знакомые мелодии из песен на идиш. Играет хорошо, музыка спектакля мне понравилась.
Больше всего меня поразило то, что трое актеров играют все роли, и мужские и женские и детские. При этом, они остаются все в тех же длинных сюртуках и никак не меняют внешность.
Грима на их лицах вообще не видно, они выглядят на сцене так, как они выглядят в жизни. Переход от пожилого мужчины к ребенку или молодой девушке, передается изменением интонации голоса и выражением лица.
Но все это не утрировано. Очень скупо показан подобный переход, но ему всё-таки веришь.
Очень интересно сделано пространство сцены. Это стеклянная клетка с многичисленными коробками в которых обычно хранили документы и бухгалтерские книги до того, как все это стали хранить компьютеры.
И эти коробки режиссер и вместе с ним актеры использовали отлично. Они их перемещают, они сооружают из них лесенки и постаменты. Они на них взбираются. И это придает живость непрерывным разговорам.
Иначе, на сцене были бы только говорящие головы, но коробки делают происходящее живым и пространственно интересным. В пьесе ведь нет событий, там есть только рассказ о событиях.
Я в Сети нашел кое-какие материалы. Это третья постановка. Первая, в Милане была ещё длиннее, чем в Лондоне. Вы помните, что я написал в анонсе, автор пьесы - итальянец.
Оригинальный текст пьесы занимает... 328 страниц и по-итальянски написан... в стихах.
Англичане сократили пьесу в два раза ну и стихи тоже убрали. Но мне было интересно, что посокращали англичане, когда адаптировали пьесу.
Я нашел, что выбрасывали. Вот здесь:
https://www.aretemagazine.co.uk/57-winter-2018/the-lehman-trilogy/
Кстати, тем, кто читает по-английски и хочет знать больше об этой пьесе и спектаклях по ней, очень рекомендую этот текст, он интересный, хоть и большой.
Выяснилось, что выброшены все сомнительные с точки зрения политкорректности эпизоды. Нет того куска, когда выясняется, что черных на работу в компанию в 19-м и начале двацатого века не брали.
Выброшены упоминания о Генри Форде, главном антисемите Америки в те времена. Выброшены так же те слова, которые в оригинале пьесы принадлежат Керри Лиман, жене Филиппа, сына Мейера:
- Русские евреи они почти русские, но даже еще хуже.
Говоря современным языком:
- Понаехали тут.
Но что интересно, Бен Пауэр, переводчик, который не только перевел стихи в прозу, но и адаптировал пьесу для лондонской постановки отрицает, что сокращения имели какую-то политическую подоплёку:
Ну разумеется, он отрицает, что боялся претензий от всех заинтересованных сторон.
Хоть я уверен, что всё-таки боялся.

Но в Лондоне поставили третий спектакль по пьесе итальянца
А вот вторая постановка произошла в Испании и там вместо коробок оживили действия песнями и танцами. Испанцы из "Трилогии Лиманов" сделали мьюзикл.
Ну и там же, где я про это узнал, выяснил, что пьеса не совсем совпадает с реальными событиями жизни и смерти компании.
Часть тех, о ком рассказывают исполнители, персонажи вымышленные.
Например, во втором акте часто упоминается Solomon Paprinskij. (Соломон Папринский) который был чуть ли не основателем Нью-Йоркской Биржи.
Я даже поверил, что такой человек с польско-еврейской фамилией существовал. Оказывается, что это выдуманный персонаж.
Поразило меня то, что один из братьев, Эмануэль, считает Алабаму своим родным домом и возвращается туда из Нью-Йорка, чтобы помочь родному штату оправится после Гражданской войны, которая превратила половину штата в руины.
Впрочем, не сильно поразило. Я знаю и знал много русских евреев, которые бОльшие патриоты России, чем самые патриотичные русские.
Ну и напоследок я скопирую описание пьесы с рекламы её показа в кинотеатрах России. Там формальные подробности:

Смотрите в кинотеатрах, информация и билеты на сайте http://www.theatrehd.ru/ru/moscow/fil...
Описание:
Трилогия братьев Леман
The Lehman Trilogy
Год: 2019
Страна: Великобритания
Режиссер: Сэм Мендес
Художник: Эс Дэвлин
Художник по костюмам: Катрина Линдси
Художник по свету: Джон Кларк
Звукорежиссер: Ник Пауэлл
В ролях: Саймон Расселл Бил, Бен Майлз, Адам Годли
Жанр: спектакль
Хронометраж: 240 мин.
Возраст: 16+
Три блестящих актёра играют историю взлёта и падения семейной финансовой корпорации на фоне 160 лет бурной американской истории. Пять номинаций на премию Лоуренса Оливье!

В 1844 году 23-летний Генри Леман, сын еврейского торговца скотом из Баварии, высадился на берега Соединенных Штатов с одним чемоданом в руках. Он поселился в маленьком городке в штате Алабама и открыл магазинчик галантереи «Г. Леман». Через несколько лет к нему присоединились братья – Эммануэль и Мейер, и фирма стала называться Lehman Brothers… В историю мировой экономики это название навсегда вошло после 2008 года, когда банкротство компании, которая стоила к тому времени сотни миллиардов долларов, привело к грандиозному кризису, затронувшему всех и всё.

Сэм Мендес, признанный по обе стороны Атлантики британский режиссёр, работал над спектаклем три года: пьеса итальянца Стефана Массини адаптировалась не только вдумчивым драматургом Беном Пауэром, но и при живом участии всей немногочисленной труппы.

Актёры были выбраны не случайно, и не случайно все они стали номинантами премии Оливье за «Лучшую мужскую роль». Саймон Расселл Бил, Адам Годли и Бен Майлз – всего три актёра (но каких!) исполняют практически все роли: а это не только три брата-основателя, но и их потомки, жёны, младенцы, деловые партнеры, юные знойные красавицы и прочие второстепенные лица. Эта поистине виртуозная режиссёрская работа и совершенный актёрский триумф великолепной тройки британских звёзд заслуженно вызвал восторги и критиков, и публики.

Дизайнер Эс Дэвлин (еще один номинант на премию «Оливье» за эту постановку) соорудила на сцене вращающуюся стеклянную коробку: словно срез одного этажа нью-йоркского небоскреба, обставленный лаконичной офисной мебелью, – и добавила масштаба с помощью монохромных видеопроекций на задник. Композитор Ник Пауэлл усадил в глубине сцены пианиста-тапёра для создания атмосферы. Художник по костюмам Катрина Линдси одела главных героев в строгие сюртуки-тройки середины XIX века, которые останутся на них до конца представления. И вот готов идеальный нейтральный бэкграунд для того, чтобы продемонстрировать театр во всей его мощи.

При помощи актёрского мастерства (ведущее трио демонстрирует высший пилотаж перевоплощений и взаимодействий друг с другом) перед зрителем создается эпичное полотно, рассказывающее не просто историю одной семьи эмигрантов, но и историю становления капиталистического строя мощнейшей державы. Мурашки по коже бегут уже через пять минут спектакля, когда играющий юного Генри Лемана седовласый Саймон Расселл Бил произносит свои первые реплики от третьего лица: «Он глубоко вздохнул, взял свой чемодан и быстро пошёл, несмотря на то, что не знал, куда идти. Но, как и многие другие, он вошёл в волшебную музыкальную шкатулку под названием Америка»…

Режиссёр, как и автор пьесы, оставляют мораль за скобками своего рассказа. Этичны ли поступки братьев, так ли привлекательна «американская мечта», от чего приходится отказываться, когда ты взбираешься на вершину финансового успеха, в чём вообще смысл эфемерного бизнеса, в котором «деньги делают деньги» и ничего больше, – со всеми этими вопросами зритель останется после спектакля наедине. Как и с редким ощущением, что только что он видел настоящее театральное чудо.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments