dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Всё тот же День Первый, всё тот же Цюрих

Я сегодня возвращаюсь с поля. Страда до сентября, когда созреют персики, закончена.
Вчера мы сварили весь крыжовник. Получилось 10 банок. До этого мы его собирали и обрезали черенки.
На сборе мои пальцы были исколоты колючками и я потерял немало крови, но я кровавыми пальцами продолжал рвать и рвать. Так что сбор этот был поступком геройским. А потом уже от звонка до звонка мы отрывали черенки от каждой ягодки.
Вернее, отрывал я, работая ещё не зажившими после колючек пальцами, а Аннушка отрезала их маленькими ножницами.
У меня ножницами не получалось, только пальцами и ногтями.
Мне варенье на сахаре есть нельзя, Аннушка его не съест сама даже за два года, так что варенье это для нас оказывается чем-то вроде "искусства ради искусства". До этого были 4 банки вишневого варенья и две банки смородины.
Всего 16 инсталяций на домашнюю выставку современного сладкого искусства.
Ладно, не будем о грустном. Варенье уже в банках, мы это сделали, преодолев все трудности.
Вернемся в Цюриц.
В связи с тем, что Игорь в своих комментариях был обеспокоен отсутствием в наших впечатлениях вождя русской революции, я решил дальнейший отчет о Цюрихе дать не в хронологическом порядке, а сразу же взять революционного быка за революционные рога. Чтобы Игорь не думал, что я не уважаю фюрера русской революции. Как же его не уважать, самую большую империю на Земле поставил с ног на голову. Титан!
Оказывается Ленин жил прямо рядом с еврейским кварталом на улице Шпигельгассе 14. Мы с Лидией прямо от места где была синагога, завернули на эту самую Шпигельгассе и прошли по ней вверх шагов 30. А потом и я и все наши сокамерники обрадовались увидев знакомую фамилию на мемориальной доске. Дошли таки до Ленина.


Вид из окна ленинской квартиры на крошечный скверик был довольно симпатичным, но я не успел порадоваться за Владимира Ильича с Надеждой Константиновной, Лидия нас сразу разочаровала по поводу реального вида из этих окон. Оказывается, именно там была самая узкая часть Шпигельглассе, прямо напротив окна стоял примерно в полутора метрах другой дом, который полностью закрывал супругам свет и у них всегда было ощущение, что они находятся в тёмной каменной норе.

Но к нашему появлению у дома вождя ужасное строение, которое им заслоняло солнце, снесли и на его месте и разбили этот симпатичный скверик. Наверное швейцарцам стало наконец стыдно за то, что они держали вождя мировой революции в темной каменной норе, вот они и подсуетились.
Ну а сами супруги Крупские, чтобы не сидеть в темноте, в этой квартире только ночевали, при малейшей возможности они шли куда глаза глядят, в лес, в горы, в кабаре. Про кабаре под названием "Вольтер" уточню ниже.
При свете лучины Ленин по ночам писал письма Инессе Арманд и революционные книги. Впрочем, может быть до Швейцарии тогда уже дошел прогресс и писал он всё это при свете керосиновой лампы. Помимо того, что вы слышите прямо в кадре, там Лидия рассказывает, и того, что я домысливаю, дам несколько выдержек из одного источника, швейцарской газеты на русском языке, которая называется - "Наша Газета".
https://nashagazeta.ch/
Я нашел в ней сразу выводок статьей, рассказывалось о Ленине в Швейцарии.

Например очень мне понравилась статья о дружбе Ленина с дадаистами.
Цитирую:

Здесь жил Ленин.
Все началось с невинного на первый взгляд совпадения. Владимир Ильич и Надежда Константиновна прибыли в Цюрих в начале 1916 года. С деньгами было туго, поэтому пришлось снять очень скромную комнату по адресу Шпигельгассе 14 в квартире сапожника Каммерера.
Другие комнаты на жилплощади сапожника занимали многодетная немецкая семья, актерская чета австрийцев, одинокий итальянец, ну и собственно семейство Каммереров. Можно себе представить шум и толкотню, царившие в этом коммунальном интернационале! Не удивительно, что Ленин предпочитал проводить время вне дома.
Днем работал в библиотеке и читал лекции рабочим в Народном Доме, а вечера коротал в ближайшем кабачке в сотне метров вниз по переулку, в доме №1. Заведение называлось "Кабаре Вольтер", там были дешевые еда и пиво, и устраивались любопытные представления. Молодые люди, выходцы из Германии, Румынии, Франции и России выходили на сцену в шутовских нарядах, кидали в публику клочки ваты, читали стихи на абракадабрском языке, например, такие:

Гаджи бери бимба
Е гласса туффм и зимбра
(Х. Балл)

Публика временами порывалась артистов побить, иногда ей даже это удавалось. В общем, было весело. В перерывах между стишками зачитывались манифесты. Первый появился 14 июля 1916, это и считается официальной датой рождения "дадаизма". Из манифеста следовало, что старое искусство отравлено ипритом и съедено вшами в окопах Первой мировой, ему на смену пришло анти-искусство, отрицающее красоту, смысл и мораль.
Манифесты были излюбленной художественной формой дадаистов, они написали их не меньше, чем стихов и картин.

Ленин, как известно, искусством никогда особо не интересовался, однако в манифестах толк знал, этот язык был ему близок и понятен. Произошла удивительная вещь: Ильич с дадаистами почти сдружился. Есть свидетельства, что он играл на балалайке на их вечерах, сохранилось стихотворение, написанное его рукой, а с самым бойким из дадаистов, Тристаном Тцарой, он даже играл в шахматы. Тцаре было тогда 20 лет, а Ильичу 46. Игра в шахматы настраивает на доверительный лад, располагает к беседе. Интересно, о чем они могли разговаривать?


По поводу писаний писем Инессе Арманд и самой революционной любви Вовы и Инны там тоже очень интересная статья.
Но она настолько интересная, что я поставлю её отдельной записью.
Tags: rejn
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment