dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

День Первый. Евреи, которых не было

Мы уже три дня дома, но раньше пришлось заниматься полевыми работами. Срочно собирали урожай вишни и варили варенье. На этот раз мы не смогли убрать урожай "вовремя и без потерь", слишком поздно мы его собрали, половина вишни уже не была пригодна для варенья, а только условно пригодна для компота. Так что в страду мы больше из дому ни ногой, это была наша ошибка, уехать во время сбора урожая.
Но... "что выросло, то выросло". Варенье сварено, хоть его получилось гораздо меньше. Следущий - крыжовник, но он пока в порядке и у меня есть день-два передышки. Поэтому я возвращаюсь к нашему путешествию и подробно рассказываю то, что объявлял в анонсе первого дня:
https://dandorfman.livejournal.com/1871281.htm
Мы прилетели раньше основной группы, в гостиницу нас селить собрались во второй половине дня, вот почему мы появившись в городе уже в 10 утра, решили сами походить по Цюриху, да и заодно распросить о цюрихских евреях.


Мемориальная доска на "Синагогенгассе"



Именно о них у моей боевой подруги должен был быть доклад на следующем июльском заседании нашего клуба.
Когда мы дошли до старого города, он недалеко от вокзала, мы заметили на уличных столиках кафе двух явно местных мужчин и подошли к ним с распросами.
Сначала мы на английском спросили, здесь ли находится старый город, на что нам сразу ответили, что именно здесь, т.е. нас прекрасно поняли.
Но следующим нашим вопросом был вопрос о еврейском квартале в старом городе. Вдруг наш собеседник уставился на нас уже совсем не так дружелюбно, как в первые секунды и... перестал полностью понимать английский.
Тем не менее, он именно на английском спросил:
- А на каком языке вы разговариваете, я не понимаю вашего вопроса?
Т.е. как только мы произнесли слово Jewish, он полностью перестал понимать английский. Аннушка сказала, что мы говорим еще по-русски, после этого он почему-то был напуган и снова стал нам улыбаться.
Дальше уже в старом городе мы дошли до красивого здания городской библиотеки, хоть само здание было не средневековым. Там мы примерно тот же вопрос задали молоденькой девочке-библиотекарю.
Она растерялась и сразу же бросилась копаться в GOOGLE. После долгого поиска она нам назвала место, где живут евреи и сказала, что до него надо ехать двумя трамваями, т.е. оно очень далеко от старого города.
Про средневековых цюрихских евреев и место их обитания она не знала ничего.
Кстати, она не обманула, потом мы видели людей в традиционных черных сюртуках и шляпах, когда выезжали из Цюриха на автобусе.
И попались они нам действительно далеко от центра.
Наконец, мы пошли к профессионалам в туристский центр, где уже за зарплату объясняют, где находится исторические достопримечательности Цюриха. Людей там было много, постояли в очереди и наконец добравшись до профессионала, задали ему тот же вопрос, где находится старый еврейский квартал и как туда добраться?
Профессионал очень старался нам помочь, но он понятия не имел, где этот квартал. Позвал на помощь коллегу, на этот раз профессионалку. Они вдвоем начали искать опять же при помощи GOOGLE и почему-то ничего толком не нашли.
Потратили они на поиски минут 15, но мы решили их пожалеть и сказали, что мы передумали искать этот квартал и ушли, чтобы их дальше не нервировать.
В общем, мы поняли, что для нынешних жителей Цюриха, включая и профессионалов Туристского Центра, никаких евреев в старом Цюрихе никогда не было, во всяком случае они понятия про таковых не имеют.
Потом, когда нам уже помогла Лидия Майер,
http://www.ruszurich.com/rus/uber_mich.html
наш гид по Цюриху, выяснилось, что мы были примерно в 50-ти метрах от этого самого несуществующего еврейского квартала, от того места, где наш собеседник не понял самого слова "еврейский" в нашем вопросе и уточнил, на каком языке мы его спрашиваем. А от туристского центра, где мы мучили профессионалов этим вопросом, он находился в пяти минутах ходьбы.

В отличие от профессионалов, когда мы вечером соединились из гостиничного номера с Интернетом, мы довольно быстро нашли сведения о евреях Цюриха, которых, по мнению его жителей, в давние времена не было.

Из электронной еврейской энциклопедии:

От римлян до 14-го века

История евреев в Швейцарии насчитывает по крайней мере тысячу лет. Евреи и иудаизм существовали на территории нынешней Швейцарии ещё до появления средневековой старой швейцарской Конфедерации в 15-м веке.
Евреи пришли на эту территорию скорее всего с римлянами.
Первые свидетельства еврейского присутствия в Швейцарии были найдены при раскопках древнеримского города Аугуста Раурика (Кайзераугст, Швейцария) в 2001 году.[2] В энциклопедии «Иудаика» упомянуты первые документы от 1214 года.

В 1273 году они жили в Еврейском переулке (Judengasse) в квартале Ноймаркт.
Синагога была в доме № 4.
Налоги они платили императору Рудольфу I Габсбургу, но и в других отношениях они зависeли от города, который обязался защищать их за плату в десять марок. Они также могли приобретать недвижимое имущество. Но им запрещалось выходить на улицу во время Страстной недели.
Их основным занятием было ростовщичество, которое они практиковали в больших масштабах, имея дело с муниципалитетом, ведущими аристократическими семьями, и даже давали кредит на значительные суммы за рубежом в таких городах, как Вюрцбург, Венеция и Франкфурт.
Контора еврейского ростовщика была найдена историками на Брюнгассе, 8. Гербы его благородных клиентов несут надписи на иврите.
Талмудист Моисей Цюрихский, автор комментариев к Малой книге заповедей (Сефер мицвот катан, СаМаК), которые известны как «Самак Цюрих», жил в городе в начале 14-го века.
Волна погромов «Чёрной Смерти» достигла Цюриха в 1349-м году. Сначала муниципальный совет пытался защитить евреев, но был вынужден уступить населению. Многих евреев сожгли на костре 22 февраля 1349 г., другие были замучены пытками или изгнаны из города, и их имущество конфисковал муниципальный совет. Император оперативно протестовал, требуя компенсацию; когда он получил её, тo освободил совет от обвинения в убийстве.
Сейчас переулок, который отходит от Нoймаркт называется Синагогенштрассе и там в память о тех, кого сожгли даже повесили мемориальную доску.


Наш экскурсовод Лидия расказала нам о погроме 1349 года.

Позади синагоги, от которой сохранилась только часть стены находился ручей, который назывался Волчьим.
И именно в этом ручье нашли тело мальчика. Очень быстро разобрались, зачем жиды убили христанского младенца. Нет не для изготовления мацы. Его кровь надо было домешивать в раствор для стен еще недостроенной тогда полностью синагоги.
Т.е. кровь христианского младенца использовалась не в кулинарных, а в технологических целях.
Так как городские власти народ остановить не смогли, да и не сильно хотели, они погром возглавили. После недолгого следствия и признаний евреев в убийства христианского младенца, полученных при помощи тогда вполне законных методов дознания, всех евреев, граждан вольного города Цюриха сожгли на костра, а неграждан, предварительно искалечив пытками и забрав у них все нажитое неправедным путем имущество, из города выгнали. Так толерантно поступили швейцарцы со своими евреями в 14-м веке.

Слeдующий приступ толерантности Лидия тоже описала.

"Ничейное золото"

Толерантная Швейцария упорно не хотела ввязываться в большую войну, не желая, чтобы их уютные города бомбили как союзники, так и Люфтваффе, а их вольности и привилегии были ликвидированы чиновниками Третьего Рейха. Но Гитлер пригрозил, что он оккупирует Швейцарию.
Но поставил условие, при котором он это не сделает. Швейцария должна была вернуть Гитлеру всех немецких и австрийских евреев, которые перешли в основном, по лесным тропам, границу и послелились в нейтральной Швейцарии, спасая свою жизнь. Их поставили на учет и дали какой-то временный вид на жительство.
Но лидер дружественной Германии просит вернуть их назад. Имеет полное право. И тогда толерантные швейцарцы посадили всех этих евреев на эшелон, который уходил из пограничных станций в сторону Третьего Рейха и вежливо с ними попрощавшись, отправили на немецко-австрийскую родину.

Евреи которых выдала Швейцария в обмен на нейтралитет, привезли с собой много золота и денег. Все что они переправили в Швейцарию они положили в надежные швейцарские банки.
И они ни деньги ни золото не забрали, когда их вернули товарищу Гитлеру. Надеясь, что их все же не убьют и они потом получат эти деньги.
Надежды их не оправдались, их убили, спаслись единицы. Тем, кто спасся, надежные швейцарские банки их вклады вернули.
Остальные деньги они не вернули, тайну вклада надо сохранять, чтобы поддержать репутацию надежности.
Так что никаких наследников и родственников. После войны, в основном под давлением американских евреев и федерального правительствa, еврейские деньги, которые украли сверхнадежные швейцарские банки, сохраняя тайну вкладов, было предложено вернуть хотя бы наследникам.
- Понятия не имеем о каких деньгах и золоте вы толкуете,-
ответили швейцарские гномы.
И никаких наследников и никакого Холокоста, не было у нас этих денежек. И документов никаких об этих мифических вкладах - нет.
И вот тут-то они прокололись. Они действительно собрали огромную кучу бумаг, где были сведeния и о вкладах и о золоте и имена сгоревших в печах Освенцима и Треблинки вкладчиков и банально вынесли их на мусорник и подожгли все эти ненужные им бумаги. Но ночной сторож банка UBS Его звали Кристофер Майли. кстати, не еврей, а обычный швейцарец, заметил, как пытаются сжечь эти бумаги, их жгли именно ночью.


Кристофер Майли

Он их потушил и полусгоревшими забрал себе, а потом переправил американским евреям, которые начали публиковать длинные списки вкладов убитых евреев, на основании машинописных текстов, которым ночной сторож сгореть помешал.
Разразился скандал и что вы думаете сделали швейцарские власти. Правильно, они выписали ордер на арест ночного сторожа, он ведь совершил страшное преступление, раскрыл тайну вкладов.
Но ночной сторож поступил умнее сожженных вкладчиков банка, он не дожидаясь ареста сбежал в США и единственным из швейцарцев, получил в нашей стране убежище, как беженец.
Деньги наследникам пришлось частично вернуть.
Но солидная сумма все-таки осталась, нет наследников и родственников, всех сожгли.
И тогда толерантные и демократичные швейцарцы провели референдум, что делать с оставшимися еврейскими деньгами.
52 процента проголосовали за то, чтобы больше никому никаких еврейских денег не отдавать. Так что и сейчас их используют сами банки в доле с правительством и кому попало, в том числе и израильским оккупантам отдавать не собираются.
Кроме того Лидия уточнила, что сразу после войны, когда вся Европа стояла в развалинах и ее надо было восстанавливать, швейцарские банки очень хорошо заработали на невостребованных еврейских деньгах, давая именно из них кредиты на восстановление. Так что Швейцария после войны финансово процветала.
Я хотел бы подчеркнуть что история евреев Цюриха ничем не выделяется среди аналогичных историй в других городах Европы. Преследовали, убивали, а затем звали обратно.

Знак пивоваров.
В Эльзасе, который уже во Франции, в городе Кольмаре, экскурсовод по имени Людмила привела нас к дому Великого Вольтера, который оказывается целый год жил в Кольмаре.
Кстати, великий Вольтер был еще и достаточно банальным антисемитом, но об этой черте его великости Людмила скорее всего не знает.
Во дворе, рядом с домом Вольтера мы заметили еще один дом, на окне которого был виден "Могендовид".
Спросили у Людмилы и она немедленно нам объяснила, что это не то, что мы подумали, а всего лишь знак пивоваров. Потому что именно в этом здании был пивной завод.



Правда один из наших "сокамерников" предположил, что раньше в здании все-таки была синагога, а пивной завод - потом, когда очередных евреев сожгли или выгнали.
Людмиа возмущенно ответила, что в Эльзасе евреев не обижали, никто их здесь не сжигал, ну может быть выгоняли пару раз, не без этого, но убивать - не убивали.
Людмила, то ли наврала, то ли действительно настолько плохо владеет темой, что искренне считает средневековый Эльзас сравнительно безопасным местом для евреев.
На самом деле, именно в столице Эльзаса - Страсбурге, сожгли рекордное количество евреев, правда цифра сожженных подвергается историками сомнению, но то, что сожгли, в этом историки не сомневаются, в отличие от Людмилы. Ну и в Кольмаре славные пивовары и другие не менее уважаемые граждане всех евреев сожгли.
Вот как об этом пишет ЭЕЭ:
https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/15078/

В 1349 г. во время массовой резни евреев Западной Европы, особенно Германии, связанной с эпидемией чумы (см. «Чёрная смерть»), еврейские общины Эльзаса были уничтожены. Так, местные хроники сообщают, что 14 февраля 1349 г. в Страсбуре было сожжено на костре около двух тысяч евреев (цифра, по всей вероятности, преувеличена). Спаслись только евреи, принявшие христианство, но многие из них были впоследствии убиты. После страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Эльзасе, в Кольмаре в 1348 г. по обвинению в отравлении воды в городском колодце все евреи были сожжены за городскими воротами. В Ландау, где была большая еврейская община, евреи оказали сопротивление, но оно было быстро подавлено. Власти не предпринимали никаких мер для защиты евреев.

Tags: rejn
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments