dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

О неправильных аккордах.

(Пояснение к следующей песне)




Arnold Schoenberg

В главе, рассказывающей про еще одну группу Бит-Клуба, "Орфей", я хотел бы вспомнить о моих разговорах с самым продвинутым музыкантом "Орфеев", тогда студентом Одесской Консерватории, Петром Шелютой.
Но... для того, чтобы большинство моих читателей поняло о чем мы базарили, я должен написать кое-какие базовые вещи из теории музыки. Для таких же дилетантов как и я, хочу изложить то немногое, что мне известно. Это немногое и понадобится в следующей главе, которую настал черед писать мне.
Разумеется профессиональные музыканты найдут грубейшие ошибки в моих пояснениях. Заранее прошу у них прощения и еще больше прошу уточнений. Мне и самому будет интересно:

- А как же на самом деле?

Итак:

Если вы подойдете к фортепиано и сильно хлопните растопыренной ладонью по клавишам, звук, который при этом прозвучит, вам вряд ли понравится. Он будет похож на падение переносимого пьяными грузчиками шкафа, а не на благозвучный музыкальный аккорд. Этот эксперимент показывает, что хаотичное одновременное нажатие клавиш и музыкальный аккорд, вещи разные.
Кое-что о музыкальных чистых звуках (не аккордах, т.е. не смеси их)
Музыкальные звуки отличаются друг от друга различными частотными характеристиками.
Какая разница в герцах между двумя соседними тонами я не помню, кто хочет, может посмотреть сам в Сети.
Чем выше звук, тем выше частота колебаний. Частотные скачки длиной в полтона человек различает, меньше - нет.
Понижение основного тона в звукоряде (гамме) на полтона, называется бемолем, повышение - диезом.
В музыкальный аккорд, как мы уже догадываемся, должен входить определенный набор звуков, подчиняющийся неким законам. Как это ни странно, законы эти у разных земных цивилизаций разные. Европейская гармония, построенная на гамме из семи нот, предлагает как правильные одни наборы звуков и их сочетание, китайская - совсем другие. В частности, там не семи, а пятизвучие (пентатоника) основа гармонии. Как результат, китайская музыка звучит совсем не так, как музыка европейская.
В европейской музыке существуют два основных лада, мажор и минор, т.е. гаммы могут быть мажорными и минорными.
Мажорные гаммы входят в так называемый квартовый круг, а минорные - в квинтовый. (Это ошибка. Мне в комментариях разъяснили, в чем разница между квартовым и квинтовым кругом.) Традиционная европейская музыка пишется в одной из гамм этих кругов. И даже так называется, по гамме.
Скажем, самая известная симфония Моцарта, Сороковая, иначе называется Симфония соль минор, по имени гаммы, в которой она написана. Наш песенник ни китайскую, ни арабскую ни какую другую музыкальную культуру не задевает, поэтому давайте останемся в рамках Европы, никакой экзотики. Правильные благозвучные аккорды с точки зрения европейской теории музыки в рамках двух ладов, минора и мажора, должны быть построенны из нот той гаммы, в которой написана музыка и их следует набирать в разрешенных интервалах, т.е. в расстояниях между двумя тонами аккорда. Обычно, интервалы предусматривают пропуск соседнего тона. Если нажать подряд все клавиши, звук будет достаточно противным и только очень отдаленно напоминающим музыкальный.
Наиболее устойчивые и благозвучные аккорды мажорной гаммы называются:

Тоника, Доминанта, Субдоминанта.

Половина песен советских и не только советских композиторов основаны на этих трех великих аккордах. Тоника в самой простой До-мажорной гамме состоит из трезвучия до-ми-соль.
Здесь ноты идут строго через одну. Если между двумя тонами есть еще одна нота, такой интервал называется терцией. Если две ноты - квартой, и т.д. Трезвучия аккордов названных выше построены именно на терциях. Кроме того именно сочетание этих трех аккордов является классическим и придает своеобразную устойчивость восприятию любой музыки, так написанной. А вот когда этой устойчивости нет...
Известна легенда о Моцарте, который всю ночь не спал, из-за того, что сосед почему-то сыграл тонику и доминанту, а вот до субдоминанты дело не дошло. В результате, Моцарт, который не мог вынести подобной пытки, поднял соседа глубокой ночью, потащил его к инструменту и заставил-таки нажать завершающее трезвучие.
После этого остаток ночи Моцарт спал как младенец. Представляю, чтобы было с бедным Моцартом, если бы он услышал музыку двадцатого столетия, скажем Прокофьева, не говоря уже об авангардистах: Шенберге, Венберне, Берге, Мийо, Хиндемите. Сон был бы утерян навсегда.
Что же принес Двадцатый Век в серьезную музыку? Прежде всего, эксперименты с нарушением классической гармонии, допуск диссонансных аккордов и непривычных европейскому уху сочетаний?
Более того, радикалы вообще отбросили привычные законы гармонии, они расплевались с мажором и минором, как классом.
Например, отец авангардизма, австрийский композитор Арнольд Шенберг, просто придумал другую систему, не мажор и минор с гаммами из семи звуков, а додекафонию, т.е. двенадцатизвучие.
Дам здесь одно из сочинений Шенбрега для очень любопытных, но предупреждаю, с непривычки больше минуты не выдержите.




 

Помимо авангардистов, просто известные композиторы Двадцатого Века, в том числе и гении, такие как Шостакович, Прокофьев, Бенджамин Бриттен, Альфред Шнитке и другие все равно не сочиняли безупречную с точки зрения теории музыку, как это делали Гайдн и Моцарт в 18-м, или Чайковский с Шопеном в 19-м столетии.
Они тоже давали диссонансным аккордам и странным неправильным мелодиям волю.
Так что если бы Моцарт пытался слушать "Любовь к Трем Апельсинам", Прокофьева, он бы тоже потерял сон и решил что композитора сочинившего такую музыку надо изолировать от общества в закрытом лечебном заведении.
Впрочем, кто его знает, может быть ему бы понравилось, все-таки это не сосед снизу, а Прокофьев?

В конце своего скучного пояснения позволю себе дать три фотоиллюстрации
к написанному. Но подписи к фотографиям будут не под, а над ними. Постарайтесь сначала прочесть подпись, а потом уже взгляните на фотографию.

Фотография первая. Традиционный музыкант. Серьезный исполнитель. Видно, что получил классическое музыкальное образование. Играет по нотам. Очень ответственно и внимательно относится к самому процессу.
Безусловно играет только произведения с правильными, классическими аккордами.



Фотография вторая. Джазовый музыкант. Самоучка, нот не знает, играет на слух, образования музыкального нет, садится за инструмент не когда надо, а когда есть настроение. Если вы увидите, какие сочетания он нажимает, (скажем, две соседних черных клавиши) легко догадаться: этот исполнитель не стремиться к идеальной правильности аккордов, сочиняя или играя музыку. Тем не менее, явные признаки своеобразного таланта во взгляде исполнителя просматриваются.


И наконец...

Фотография третья.
Вот оно, лицо, вернее ноги авангарда. Можете себе представить какие звуки извлекают каблуки, этого с позволения сказать, экспериментатора. Такой авангард нам не нужен!



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments