dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Доклад Марины на воскресном заседании Клуба

ДЕКАМЕРОН.
Джованни Бокаччио - один из титанов Ренессанса.
Ренессанс (~ 1350-1600 годы) - это возвращение к классическим идеям и культуре.
Современная наука, критическое мышление, искусство - всё берёт начало в Ренессансе.

Возрождение классической культуры началось, как ни странно, с крестоносцев. Поход в Святую Землю к гробу господню и война с мусульманами привёл европейцев в Византию, где сохранилась в немалой степени учёность и культура Римской империи.
Ряд произведений классики, которые считались утерянными или погибшими, были привезены в Европу, переведены на европейские язык и вызвали интерес к изучению классики.
Ренессанс возник прежде всего в нескольких городах-государствах Северной Италии и уже оттуда он распространился в Европу.
Итак, простое и логичное объяснение того факта что " Почему в Италии" содержится в одном слове - деньги.

Независимые города - государства, такие как Флоренция, Венеция, Рим успешно аккумулировали большиe деньги
посредством торговли и банковского дела, в результате чего возник класс богатых бизнесменов - свободных и творческих предпринимателей.
Эти люди и стали покровителями людей искусства, они их обеспечивали заказами, жильём, прочими основами для творчества художников,
скульпторов, архитекторов, поэтов и т.д.
Самыми известными меценатами были Медичи - влиятельный и успешный банковский клан. При них Флоренция стала образцом Возрождения.
Другое объяснение возникновения Ренессанса именно в Италии состоит в том, что итальянцы воспринимали себя потомками Римской
империи
и её достижений. И естественно, потребность вновь обратиться к философии, литературе и искусству предков
представляется логичной.
Итальянцы жили окружённые руинами некогда могущественной империи и они всегда напоминали об эпохе классического Рима.
Классические манускрипты, собранные богачами Северной Италии изучались учёными и идеи, содержавшиеся в этих источниках, резко
контрастировали со схоластикой Средневековья, проповедовавшей богобоязнь, зажатость духа и плоти, царство загробной жизни, т.е
рассматривали земную жизнь лишь как подготовку к вечному потустороннему блаженству.
Пробуждавшийся интерес к человеку и земной жизни получил название "гуманизм".
Крупнейшими представителями раннего Ренессанса в Италии считаются:
Данте Алигьери - 1265-1321
Франческо Петрарка - 1304-1374
Джованни Бокаччо - 1313 -1375

Речь пойдёт о Бокаччо.


Предки Бокаччо были крестьянами. Сам Джованни родился в Чертальдо, где у семьи был дом и клочок земли. Отец Джованни стал купцом.
По словам сына отец был человеком грубым и неотёсанным. Никакими комплексами не страдал.
В начале 14 века в демократической Флоренции дворян и аристократов не уважали. Плебеям ( особенно богатым) жилось вольготнее
и легче. Отец Бокаччо занимался не только торговлей, но и давал деньги в рост. Он был прижимист, жесток, энергичен. Стал сначала
агентом, а потом компаньоном банкирского дома Барди.
Джованни, его сын, родился в 1313 году. О его детстве неизвестно почти ничего. Вряд ли оно было радостным - с таким - то папашей.
В середине 20-х годов отец отвёз его в Неаполь и отдал в обучение к крупному коммерсанту. Купца из Джованни явно не получилось.
Не привлекла его и доходная профессия юриста.

Вообще, в 14 веке, у флорентийских нотариусов и купцов стали вдруг рождаться дети, которые ни за что не хотели быть похожими
на своих добропорядочных, трезво мыслящих родителей. Им казалось, что заниматься надо не тем, что приносит деньги, а тем, что может
помочь человеку почувствовать себя человеком. Этих "детей" было не так уж много, их называли мечтателями. Но именно они
заложили основы новой гуманистической культуры.
Деньги и положение отца, который часто бывал в Неаполе но делам службы банка Барди, открыли Джованни доступ в великосветское общество и распахнули перед ним двери литературно - научного кружка собиравшегося подле короля Роберта Анжуйского.
В первой половине 14 века Анжуйский Неаполь был одним из крупнейших культурных центров Западной Европы. Там он познакомился с Джотто и Данте.
Бокаччо осознал, что встретил людей, которые начинают новую эру в европейском искусстве.
Неаполитанский период Бокаччо был довольно интенсивным; он писал стихи, поэмы и даже пухлый роман в прозе "Филоколо", a также две довольно большие поэмы "Филострато" и "Тезеида". Но абсолютно всё им созданное заслонил для нас гениальный "Декамерон"
Итак:
Любое Возрождение начинается с катастрофы. В 1348 году "Большая Чума" или "Черная Смерть" накрыла Европу и вымирали города и страны. Именно тогда в Италии появилась беспрецедентная по дерзости и веселому жизнелюбию книга под названием "Декамерон".
Любое Возрождение начинается с революции. Эта книга взорвала и перевернула представления о том, что положено и чего нельзя,
о чем говорят и о чем нельзя говорить и т.д
То есть, должна была произойти великая катастрофа; жизнь твоя собственная, близких и вообще всего народа обрывалась в любой день;
человек отбросил все запреты и условности, смог делать что хотел и говорил что есть. Бокаччо, как автора достаточно бесстрашного,
до конца дней обвиняли в безнравственности, подрыве авторитета церкви, растлении нравов и пропаганде греха.


Это был первый бестселлер для народа, написанный народным языком и живописующим народные нравы.
Книга состоит из вступления, 100 новелл и авторского заключения.

Композиция книги такая: 7 юных леди и 3 юноши встречаются во Флоренции, в церкви Санта Мария Новелла и договариваются скрыться в деревне, подальше от города и полыхающей чумы.
Вступление, написанное автором и комментарии персонажей ясно говорят о том, что нормальная цивилизованная жизнь в данное время
прекратила своё существование. Компания молодых людей организовала приемлемую жизнь на богатой вилле, они едят, поют, танцуют
и рассказывают истории.


Каждый из них рассказывает одну историю в каждый из 10 дней, но они живут на вилле две недели, т.е 14 дней.
В пятницу и в субботу они постятся и молятся. Истории, которые герои рассказывают, в основном, любовного характера, но также и
вульгарного, иногда и непристойного (это так считалось в нормальной жизни).
Сам Бокаччо, однако, отмечает, что для человека испорченного нет ничего святого и чистого и что грязь не прилипает к добродетели.
Он считает, что нет ничего, что нельзя было бы высказать в деликатном обществе, если высказываться деликатным языком.
Все зафиксированные истории носят свободный характер - конкретные темы не заданы, однако скабрезности мешались с неожиданной
назидательностью.
Например, день первый посвящен рассказам об аморальных купцах, следующий - о прохвостах - грабителях и т.д.
Один из дней был посвящен проделкам неверных жен.
Кто бы что бы ни говорил, о любви человек думает всегда. Он, как комментирует Бокаччо, создал себе цивилизацию и наполнил её запретами.
И в душе мечтает эти запреты обходить. И обходит. Некоторые не решаются, но рады узнать как это делается и лучше в подробностях.
Смысл раздумий в том, что легкий блуд ведет к общему удовольствию от жизни. А то попы всех задолбали, а сами гремят во все тяжкие.
Жизнь коротка и поэтому давайте радоваться.
Вот содержание некоторых новелл - это по поводу радости:

Один монах при случайных обстоятельствах познал трех сестер; самая младшая эму понравилась больше всех, так он поэтому организовал
второй заход.
А другой монах совратил какую-то ультра-невинную девицу, которая просто оказалась без малейшего понятия о спецоборудовании и
его эксплуатации.

В результате несколько раз проведенные мероприятия под общим названием "загнать дьявола в ад" получили высокую
оценку и были признаны делом богоугодным и полезным.
Один глухонемой страдалец устроился садовником в женскую обитель, резиденты которой были творчески проинструктированы и практически
ознакомлены с процессом познавания новых и дотоле неведомых сторон бурлящей " за кордоном" жизни.
После того как садовник проинструктировал настоятельницу, он вдруг обрел дар речи и испросил разрешения на короткий отдых
после трудов праведных и без сомнения святых.
Бочар чистил для продажи бочку, работая внутри, его жена стояла снаружи и давала мужу "Ц.У.", одновременно прячя за спиной
занятого делом любовника, который одновременно играл роль очень требовательного покупателя.
Некий конюх наставил рога самому королю исключительно по доброте сердечной - обслуживание королевы ведь даже не было включено в бизнес - контракт. Но что не сделаешь для блага государя.
Сосед проник к соседу в баню - жена соседа ему очень по душе пришлась. В темноте она приняла его за своего мужа и очень обрадовалась,
что, оказывается, он её всё же не забыл.
Так проводила время компания молодых людей во время чумы.
Подводя итоги, следует заметить, что "Декамерон" - это книга протестная, она появилась на фоне веков христианского аскетизма и государственного запрета. Здоровая суть нормального человека бунтовала против смирительной рубашки, стягивающей душу и плоть.
Конечно, книга эта безнравственная с точки зрения общественной морали. Она демонстрирует все способы нарушения заповеди
"не прелюбодействуй". Но поскольку это всё равно происходит то уж лучше говорить об этом весело и чисто, чем мрачно и грязно.
"Декамерон" не опускает нравы - он их фиксирует.
Он не порождает внебрачный секс - он снимает табу с упоминания о нём.
Церковь вещала, что чума - это ниспосланная кара нам за грехи наши. И замаливать мы их должны в раскаянии и смирении.
А Бокачо даёт им очень интеллигентный ответ типа "Вот вам большая фига!"
Да, человек нарушает заповедь, но если никому от того не было плохо, значит хорошим людям прибыло.
Дураки оставались в дураках - так они для этого и созданы.
Вот такая история.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments