dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Доклад Марины на воскресном заседании Клуба

ДЕКАМЕРОН.
Джованни Бокаччио - один из титанов Ренессанса.
Ренессанс (~ 1350-1600 годы) - это возвращение к классическим идеям и культуре.
Современная наука, критическое мышление, искусство - всё берёт начало в Ренессансе.

Возрождение классической культуры началось, как ни странно, с крестоносцев. Поход в Святую Землю к гробу господню и война с мусульманами привёл европейцев в Византию, где сохранилась в немалой степени учёность и культура Римской империи.
Ряд произведений классики, которые считались утерянными или погибшими, были привезены в Европу, переведены на европейские язык и вызвали интерес к изучению классики.
Ренессанс возник прежде всего в нескольких городах-государствах Северной Италии и уже оттуда он распространился в Европу.
Итак, простое и логичное объяснение того факта что " Почему в Италии" содержится в одном слове - деньги.

Независимые города - государства, такие как Флоренция, Венеция, Рим успешно аккумулировали большиe деньги
посредством торговли и банковского дела, в результате чего возник класс богатых бизнесменов - свободных и творческих предпринимателей.
Эти люди и стали покровителями людей искусства, они их обеспечивали заказами, жильём, прочими основами для творчества художников,
скульпторов, архитекторов, поэтов и т.д.
Самыми известными меценатами были Медичи - влиятельный и успешный банковский клан. При них Флоренция стала образцом Возрождения.
Другое объяснение возникновения Ренессанса именно в Италии состоит в том, что итальянцы воспринимали себя потомками Римской
империи
и её достижений. И естественно, потребность вновь обратиться к философии, литературе и искусству предков
представляется логичной.
Итальянцы жили окружённые руинами некогда могущественной империи и они всегда напоминали об эпохе классического Рима.
Классические манускрипты, собранные богачами Северной Италии изучались учёными и идеи, содержавшиеся в этих источниках, резко
контрастировали со схоластикой Средневековья, проповедовавшей богобоязнь, зажатость духа и плоти, царство загробной жизни, т.е
рассматривали земную жизнь лишь как подготовку к вечному потустороннему блаженству.
Пробуждавшийся интерес к человеку и земной жизни получил название "гуманизм".
Крупнейшими представителями раннего Ренессанса в Италии считаются:
Данте Алигьери - 1265-1321
Франческо Петрарка - 1304-1374
Джованни Бокаччо - 1313 -1375

Речь пойдёт о Бокаччо.


Предки Бокаччо были крестьянами. Сам Джованни родился в Чертальдо, где у семьи был дом и клочок земли. Отец Джованни стал купцом.
По словам сына отец был человеком грубым и неотёсанным. Никакими комплексами не страдал.
В начале 14 века в демократической Флоренции дворян и аристократов не уважали. Плебеям ( особенно богатым) жилось вольготнее
и легче. Отец Бокаччо занимался не только торговлей, но и давал деньги в рост. Он был прижимист, жесток, энергичен. Стал сначала
агентом, а потом компаньоном банкирского дома Барди.
Джованни, его сын, родился в 1313 году. О его детстве неизвестно почти ничего. Вряд ли оно было радостным - с таким - то папашей.
В середине 20-х годов отец отвёз его в Неаполь и отдал в обучение к крупному коммерсанту. Купца из Джованни явно не получилось.
Не привлекла его и доходная профессия юриста.

Вообще, в 14 веке, у флорентийских нотариусов и купцов стали вдруг рождаться дети, которые ни за что не хотели быть похожими
на своих добропорядочных, трезво мыслящих родителей. Им казалось, что заниматься надо не тем, что приносит деньги, а тем, что может
помочь человеку почувствовать себя человеком. Этих "детей" было не так уж много, их называли мечтателями. Но именно они
заложили основы новой гуманистической культуры.
Деньги и положение отца, который часто бывал в Неаполе но делам службы банка Барди, открыли Джованни доступ в великосветское общество и распахнули перед ним двери литературно - научного кружка собиравшегося подле короля Роберта Анжуйского.
В первой половине 14 века Анжуйский Неаполь был одним из крупнейших культурных центров Западной Европы. Там он познакомился с Джотто и Данте.
Бокаччо осознал, что встретил людей, которые начинают новую эру в европейском искусстве.
Неаполитанский период Бокаччо был довольно интенсивным; он писал стихи, поэмы и даже пухлый роман в прозе "Филоколо", a также две довольно большие поэмы "Филострато" и "Тезеида". Но абсолютно всё им созданное заслонил для нас гениальный "Декамерон"
Итак:
Любое Возрождение начинается с катастрофы. В 1348 году "Большая Чума" или "Черная Смерть" накрыла Европу и вымирали города и страны. Именно тогда в Италии появилась беспрецедентная по дерзости и веселому жизнелюбию книга под названием "Декамерон".
Любое Возрождение начинается с революции. Эта книга взорвала и перевернула представления о том, что положено и чего нельзя,
о чем говорят и о чем нельзя говорить и т.д
То есть, должна была произойти великая катастрофа; жизнь твоя собственная, близких и вообще всего народа обрывалась в любой день;
человек отбросил все запреты и условности, смог делать что хотел и говорил что есть. Бокаччо, как автора достаточно бесстрашного,
до конца дней обвиняли в безнравственности, подрыве авторитета церкви, растлении нравов и пропаганде греха.


Это был первый бестселлер для народа, написанный народным языком и живописующим народные нравы.
Книга состоит из вступления, 100 новелл и авторского заключения.

Композиция книги такая: 7 юных леди и 3 юноши встречаются во Флоренции, в церкви Санта Мария Новелла и договариваются скрыться в деревне, подальше от города и полыхающей чумы.
Вступление, написанное автором и комментарии персонажей ясно говорят о том, что нормальная цивилизованная жизнь в данное время
прекратила своё существование. Компания молодых людей организовала приемлемую жизнь на богатой вилле, они едят, поют, танцуют
и рассказывают истории.


Каждый из них рассказывает одну историю в каждый из 10 дней, но они живут на вилле две недели, т.е 14 дней.
В пятницу и в субботу они постятся и молятся. Истории, которые герои рассказывают, в основном, любовного характера, но также и
вульгарного, иногда и непристойного (это так считалось в нормальной жизни).
Сам Бокаччо, однако, отмечает, что для человека испорченного нет ничего святого и чистого и что грязь не прилипает к добродетели.
Он считает, что нет ничего, что нельзя было бы высказать в деликатном обществе, если высказываться деликатным языком.
Все зафиксированные истории носят свободный характер - конкретные темы не заданы, однако скабрезности мешались с неожиданной
назидательностью.
Например, день первый посвящен рассказам об аморальных купцах, следующий - о прохвостах - грабителях и т.д.
Один из дней был посвящен проделкам неверных жен.
Кто бы что бы ни говорил, о любви человек думает всегда. Он, как комментирует Бокаччо, создал себе цивилизацию и наполнил её запретами.
И в душе мечтает эти запреты обходить. И обходит. Некоторые не решаются, но рады узнать как это делается и лучше в подробностях.
Смысл раздумий в том, что легкий блуд ведет к общему удовольствию от жизни. А то попы всех задолбали, а сами гремят во все тяжкие.
Жизнь коротка и поэтому давайте радоваться.
Вот содержание некоторых новелл - это по поводу радости:

Один монах при случайных обстоятельствах познал трех сестер; самая младшая эму понравилась больше всех, так он поэтому организовал
второй заход.
А другой монах совратил какую-то ультра-невинную девицу, которая просто оказалась без малейшего понятия о спецоборудовании и
его эксплуатации.

В результате несколько раз проведенные мероприятия под общим названием "загнать дьявола в ад" получили высокую
оценку и были признаны делом богоугодным и полезным.
Один глухонемой страдалец устроился садовником в женскую обитель, резиденты которой были творчески проинструктированы и практически
ознакомлены с процессом познавания новых и дотоле неведомых сторон бурлящей " за кордоном" жизни.
После того как садовник проинструктировал настоятельницу, он вдруг обрел дар речи и испросил разрешения на короткий отдых
после трудов праведных и без сомнения святых.
Бочар чистил для продажи бочку, работая внутри, его жена стояла снаружи и давала мужу "Ц.У.", одновременно прячя за спиной
занятого делом любовника, который одновременно играл роль очень требовательного покупателя.
Некий конюх наставил рога самому королю исключительно по доброте сердечной - обслуживание королевы ведь даже не было включено в бизнес - контракт. Но что не сделаешь для блага государя.
Сосед проник к соседу в баню - жена соседа ему очень по душе пришлась. В темноте она приняла его за своего мужа и очень обрадовалась,
что, оказывается, он её всё же не забыл.
Так проводила время компания молодых людей во время чумы.
Подводя итоги, следует заметить, что "Декамерон" - это книга протестная, она появилась на фоне веков христианского аскетизма и государственного запрета. Здоровая суть нормального человека бунтовала против смирительной рубашки, стягивающей душу и плоть.
Конечно, книга эта безнравственная с точки зрения общественной морали. Она демонстрирует все способы нарушения заповеди
"не прелюбодействуй". Но поскольку это всё равно происходит то уж лучше говорить об этом весело и чисто, чем мрачно и грязно.
"Декамерон" не опускает нравы - он их фиксирует.
Он не порождает внебрачный секс - он снимает табу с упоминания о нём.
Церковь вещала, что чума - это ниспосланная кара нам за грехи наши. И замаливать мы их должны в раскаянии и смирении.
А Бокачо даёт им очень интеллигентный ответ типа "Вот вам большая фига!"
Да, человек нарушает заповедь, но если никому от того не было плохо, значит хорошим людям прибыло.
Дураки оставались в дураках - так они для этого и созданы.
Вот такая история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments