dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

СЕРБИЯ XIV века. Доклад Вити на воскресном заседании Клуба. (UPDATE)

UPDATE:
Больше всего меня поразило в докладе Вити полное отсутствие евреев. Ни одного упоминания.
Я уже как-то привык, что они во всех эпохах и во всех странах так или иначе жидовствуют присутствуют.
И вдруг... никого.
Насчет Китая я знаю, правильно сказал товарищ Толстиков, когда его назначили туда послом и он спустился по траму самолета в Пекине:
= Что жиды, прищурились?
А здесь никто даже не прищурился, не Китай всё-таки.


Сербы - южнославянский народ живущий в Сербии, Черногории, Боснии-Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии и т.д.
Религия, в основном - православие, язык - сербский, в основе письменности - кириллица.
Общая численность - 12 миллионов.


Сербия (Рашка) в конце XII—начале XIII веков.

Сербия при Стефане Немане
Присоединения при Стефане Первовенчанном.


Существует несколько теорий происхождения сербов.

Плиний Старший и Птолемей в «Географии» во 2-м столетии н. э. относят их к сарматским племенам, проживавшим на Северном Кавказе и Нижней Волге. В 4-м веке сарматские сербы, совместно со славянскими племенами под натиском гуннов двинулись в Ц. Европу, и обосновались там, где сейчас восточногерманские и западнопольские земли. Там они смешались с местными славянами.

В Саксонии есть район Сорбия (Лужица, Łužica, German Lausitz), где проживают их потомки — лужичане (сорбы).
Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного, сербы (как единый народ) мигрировали к Югу в VII веке при
византийском императоре Ираклии и расселились в пределах нынешней Южной Сербии, Северной Македонии, Черногории, Далмации, Боснии и Герцеговины. Там они смешались с потомками местных балканских племен — иллирийцев, даков и др.
Тогда-же началось крещение сербов, а Ираклий (610—641 годы) послал им священников из Рима.
По мнению ряда историков, попытки Византии распространить христианство в сербских землях были успешнее, чем в Хорватии. Хотя народ его воспринимал с трудом, часть славянского населения “обратилась”, особенно в приморских областях, граничащих с византийскими владениями.

Окончательно новая религия утвердилась в сербских землях во второй половине IX века при участии учеников Кирилла и Мефодия, когда крестился княжеский род в Рашке.
Это произошло между 867 и 874 годами, тогда как в некоторых районах (особенно в Пагании) и в среде крестьянства язычество господствовало ещё и в X веке.

Во времена Османских завоеваний в Европе сербы уходили за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины, Славонии, Трансильвании и Венгрии. В XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю, где им были выделены земли в
Новороссии в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия, однако они там вскоре ассимилировались.

В XX и XXI веках сербы активно переселялись в страны Западной Европы (главным образом в Германию, Австрию, Швейцарию), США, Канаду и в Австралию.


Сербские протогосударственные образования в IX веке и западная граница Первого Болгарского царства в кон. X века

Первыми территориальными объединениями у сербов на Балканах, как и у большинства южных славян, были жупы.
Жупы обычно занимали районы, ограниченные течением рек или горами. Их центрами являлись укреплённые поселения или города. В дальнейшем они стали прочной основой Сербского государства.

Византийцы назвали их «с(к)лавинии». Вскоре в византийских источниках появляются сведения о множестве склавиний от Салоник до Константинополя

На побережье сформировались Пагания, Захумье, Травуния и Дукля(5), во внутренних областях — Сербское княжество. Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой.
В середине IX века жупан Сербского княжества Властимир отбросил протоболгар, подчинил часть прибрежных территорий и сформировал государство. Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце IX века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства, а после его падения — Византии.
В середине X века князь Часлав существенно расширил территорию государства, но погиб в бою с венграми в 950 году что привело к распаду страны. Началось активное проникновение богомильства(2) из Болгарии, которое также способствовало
ослаблению центральной власти в Рашке.
В 1040—1041 годы Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.
С середины XII века началось усиление Рашки, которая постепенно освободилась от власти Византии. В 1168 году верховным жупаном Рашки стал Стефан Неманя, основатель династии Неманичей.
В начале своего правления он был верным вассалом империи, но после смерти императора Мануила I Стефан развернул борьбу за независимость и объединение сербских земель.
В результате нескольких военных походов к концу XII века бо́льшая часть населённых сербами земель вошли в состав единого государства. Война с Дубровником оказалась неудачной и дубровницкие купцы получили право свободной торговли на
территории Сербии, что в дальнейшем способствовало подъёму экономики страны.
В 1190 году Византийская империя признала независимость Сербии, а в 1217 году Стефан Первовенчанный был коронован королём сербов.


В 1219 году благодаря деятельности святого Саввы была создана автокефальная(3) сербская церковь с центром в Жичанском монастыре:

Старшие сыновья Стефана Первовенчанного Радислав и Владислав не были столь успешными как отец и попали в зависимость: 1-й от Эпира, 2-й от Венгрии. Оба были женаты на дочерях соответствующих правителей.

Монгольское вторжение

После смерти Ивана II Асена у Владислава появилась сильная оппозиция в лице недовольной знати. Сербия тогда была политически едина с Болгарией, так как Владислав женился на дочери Ивана II Асена Белославе. Возможно, Владислав смог бы подавить сопротивление непокорных дворян, если бы не монголы
К концу 1242 года монголы, покорив большинство русских княжеств, опустошили польские, чешские и венгерское земли, включая территории нынешней Хорватии, Боснии и Герцеговины.

Возвращаясь в Прикаспийские степи монголо-татары разорили Сербию и Болгарию. Хотя Сербия пребывала в руинах, она не понесла значительных людских потерь — население бежало в леса, где вторгшиеся отряды Батыя не стали их преследовать. Сербские города Котор, Дриваст и Свач были сожжены.
Монгольское нашествие принесло разрушения, однако фатальным для Владислава стало не оно, а уже упомянутая смерть Ивана II Асена, оставившая его без прежней поддержки. В 1243 году он отрёкся от престола в пользу своего младшего брата Уроша.
Династический кризис завершился быстро — братья вскоре смогли договориться. Урош проявил благородство к Владиславу и дал ему в управление Зету, а также разрешил пользоваться королевским титулом.

На рубеже XIII и XIV веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве, Белграде, Браничеве, Усоре и Соли, правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин, остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина, ориентировавшегося, главным образом, на Византию.
Несмотря на раскол, была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную(4) систему в земельных отношениях.

Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница, Жича, Милешево, Грачаница, а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём храмы строились в соответствии с оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»).
Окончательно утвердилось византийско-православное христианство, католическое влияние было устранено, а богомилы изгнаны из страны. Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского.
Развивались горное дело (благодаря притоку саксонских переселенцев), сельское хозяйство и торговля, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы.
Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города.


Монастырь Грачаница, основанный королем Урошем II Милутином


Сте́фан У́рош II Милу́тин Не́манич - один из самых могущественных королей Сербии (1282—1321) из династии Неманичей.
Милутин был вторым сыном короля Стефана Уроша I. После отречения отца от престола он несколько лет правил частью страны, а в 1282 году на саборе в Дежеве был провозглашён королем.
Правивший до него его старший брат Драгутин получил во владение земли на севере государства, однако именно потомки Милутина впоследствии были королями Сербии.
За почти 40 лет правления Милутину удалось существенно расширить границы страны. На юге он присоединил к своим землям территории современных Северной Албании и Македонии, а на востоке — Браничево (серб. )русск. и Кучево.
Милутин также сумел удержать за собой часть земель своего брата Драгутина.

При нём Сербия активно воевала с Болгарией, Византией, Венгрией и татарами.

Территориальные приобретения Милутина.
1 — территория Сербии в начале его правления, 2 — земли Стефана Драгутина, 3 — завоевания к 1299 году, 4 — временная потеря части Хума

Во внутренней политике Милутин во многом ориентировался на пример Византии. Вместо скромной резиденции своего отца он построил новый дворец, отличавшийся богатым убранством, воздвиг большое количество монастырей и церквей, при нем в архитектуре Сербии получил развитие вардарский стиль. Значительное внимание он уделял и фортификации — был построен ряд новых крепостей и обновлены старые.

Спустя два с небольшим года после своей смерти Милутин был канонизирован и провозглашен «Святым королем».
Милутину и его сыну Стефану Дечанскому удалось также существенно расширить территорию государства. Хотя после смерти Драгутина были потеряны Белград, Усора и Соли, в состав Сербии вошли Ниш, северная Македония и Диррахий, а новой столицей стало Скопье.
В 1330 году в Велбуждской битве сербские войска разгромили Болгарию и положили конец болгарской гегемонии на Балканах.

Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана (1331—1355). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию, Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции.
Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков, а Печский архиепископ был провозглашён патриархом.
Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура.
В архитектуре сложился вардарский стиль, яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове.


В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана», оформивший и кодифицировавший нормы сербского права.



Сербия при Стефане Душане в середине XIV века

Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.

После смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властели) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей, в Македонии — Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове — князя Лазаря, Николы Алтомановича и Вука Бранковича.

Единство сербских земель после смерти последнего Неманича Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось в основном единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания
Константинопольским патриархатом.
В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I. Хоть его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. Междоусобные войны между князьями сильно
ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. В 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином, после чего территория современной Македонии перешла под власть Османской империи.
Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви, не увенчалась успехом:


15 июня 1389 года (в день Св. Вита — Видовдан) в битве на Косовом поле, несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был
вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах.


Распад Сербии во второй половине XIV века.



Владения князя Лазаря в 1389 г.
Сербская деспотовина Стефана Лазаревича к 1422 г.
Косовская битва и подвиг Милоша Обилича, убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора, символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость.


Лазарь Хребелянович (серб. Лазар Хребељановић; 1329 — 28 июня 1389) — последний независимый правитель Сербии (1370—1389), святой Сербской православной церкви.
В первой половине XV века, когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана, Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства.
Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией, которая передала ему Белград и Мачву, вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремёсла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения.
Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава и Раваница) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины
стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней.
Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац, а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии — Смедерево, основанная деспотом Георгием Бранковичем, переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя.
Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в 1443—1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её
самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году, разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны.
В 1454 году были захвачены Ново Брдо и Приштина, а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния, к 1482 — Герцеговина и, наконец, в 1499 году — Горная Зета.
Сербское государство перестало существовать.

Примечания:

(1)Прозвище Багрянородный происходит от Порфирного (Багряного) зала императорского дворца, где рожали императрицы, и подчеркивает, что он родился у царствующего монарха.
Константин был сыном Льва VI Мудрого и Зои Карбонопсины, четвёртой жены императора. 4й брак не дозволялся церковью и родившийся считался незаконнорождённым, хотя и был единственным сыном Льва.
Лев и Зоя были обвенчаны против воли патриарха Николая Мистика.

(2)Основополагающей идеей учения есть представление о том, что материальный мир не может быть творением Божиим, а является делом рук Сатаны.

(3)Автокефальная церковь в современном понимании есть поместная Православная Церковь с признанной за нею территорией, на которой, согласно каноническому праву, не должны действовать
другие поместные Церкви. Автокефальная Церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой Православной Церкви.

(4)Про́ния — пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу, с правом управления определённой территорией и сбором с неё налогов.
Развилась во второй половине XII в., когда земельные владения давались за службу, преимущественно военную.

(5) Дукля в конце XI в. стала называться Зетой, а после XV века - Черногорией.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments