dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Ничего об этом не знал

У племянника моей жены, Юры Дорфмана - жена очень похожа на красивую индийскую женщину. Хоть она еврейка и родилась в Израиле. Ее отец был польским евреем, офицером ЦАХАЛ и погиб за месяц до рождения дочери в Шестидневной войне.
А мать как раз из Индостанского полуострова, родилась она в тогда еще британской, неразделенной Индии.
Т.е. я знал, что в Израиле живут евреи из Индии и Пакистана.
Но я ничего не знал о еврейских звездах Болливуда. Это совершенно новая для меня информация.
Кроме фотографий в оригинале я нашел отрывок из фильма с Эстер Абрахам
Ещё из статьи о ней в ВИКИ я узнал, что она была первой победительницей конкурса "Мисс Индия"
https://en.wikipedia.org/wiki/Esther_Victoria_Abraham




https://jewish.ru/ru/stories/reviews/184731/

Еврейские звезды Болливуда


В моем теперь уже бесконечно далеком детстве я жил в фабричном районе с типовым кинотеатром «Ракета». Там изо дня в день крутили индийские фильмы – в соответствии со вкусами местной публики. Так что еще в начальной школе я посмотрел «Зиту и Гиту», «Рама и Шиама» и всю прочую классику индийского кинематографа. Тогда я даже не подозревал, что мелькающие на экране актеры зачастую совсем не индусы, а самые что ни на есть настоящие евреи. Такие же, как я или мой неразлучный приятель по походам на индийские фильмы Гарик Вайсброд.

Да и откуда мне было знать, что в то самое время, когда Луис Майер, братья Голдвин и другие выходцы из еврейских местечек строили Голливуд, их соплеменники в Индии не менее активно участвовали в создании Болливуда – самой большой кинофабрики в мире, всегда в несколько раз опережавшей тот же Голливуд по производительности. Индусы полюбили свое национальное кино сразу и безоговорочно. Но вот отпускать своих дочерей и жен в актрисы все равно не спешили: сниматься в фильмах считалось позорным, недостойным «порядочной девушки». Так что поиски исполнительниц женских ролей оборачивались для режиссеров и продюсеров большой головной болью. Тут-то кинематографисты и обратили внимание на местных евреек.

Первой еврейской звездой индийского кино стала Рахель Софер, вошедшая в историю Болливуда под псевдонимом Арати Деви.

Она родилась и выросла в религиозной семье, прибывшей в Индию из Багдада. Отец Рахель долгое время был преуспевающим торговцем, но в конце 1920-х годов разорился и, скрепя сердце, согласился на то, чтобы дочь стала сниматься в кино – другого способа прокормить семью он просто не видел. Правда, при этом он оговорил, что на все съемки Рахель будет являться с матерью – чтобы та следила, чтобы дочь не ела некошерного, не заигрывала с мужчинами и вообще вела бы себя как хорошая еврейская девочка.

Уже первый фильм с участием Арати Деви «Жизнь богов и смертный приговор» стал блокбастером. После актриса была признана первой красавицей индийского кинематографа и успела сняться еще в двух фильмах. В 1933 году, в возрасте 22 лет, она вышла замуж за богатого еврейского торговца, и на этом ее карьера киноактрисы завершилась. Спустя 13 лет Рахель Софер скончалась при родах, оставив мужу девятерых детей. Ее брат, кстати, сделал блестящую актерскую карьеру, начав выступать в лондонских театрах, а затем и в бродвейских мюзиклах. Вдобавок он успел сняться в десятках голливудских фильмов. Правда, все это были роли второго плана, и главным в них была его характерная «восточная внешность».

***

Вскоре после окончания актерской карьеры Арати Деви на небосклоне Болливуда появилась новая звезда – Соличана, родившаяся в 1907 году как Руби Майерс. Поначалу Руби работала на съемочной площадке в качестве подсобной рабочей, и режиссеру Муахану Бахабнаи стоило немалых трудов уговорить ее попробовать себя в качестве актрисы. Но в 1933 году Руби была уже главной и самой высокооплачиваемой звездой индийского немого кино – ее годовой гонорар превышал зарплату губернатора Бомбея. Чтобы читатель получил хотя бы отдаленное представление о ее таланте, скажем, что в фильме «Дикая кошка из Бомбея» она с блеском исполнила семь ролей, в том числе и одну мужскую.

Но эпоха немого кино подходила к концу, и вместе с ней заканчивалась карьера многих еврейских актрис – из-за того, что все они, в основном, очень плохо владели хинди. Однако Соличана и здесь оказалась исключением: она овладела хинди и стала с не меньшим успехом сниматься в звуковых фильмах. В 30–40-х годах она была самой популярной звездой индийского кино и главной героиней светской хроники. Газеты называли ее не иначе как «королевой экрана» и «звездой звезд», отмечая, что так убедительно, как она, не играет больше никто. Получив новую роль, Соличана действительно вживалась в нее – для этого отправлялась «в народ», изучала среду, из которой вышла ее очередная героиня, присматривалась к окружению. Одним из ее центральных амплуа была роль «девушки из хорошей семьи», решившей взбунтоваться против традиций и вести разгульную европейскую жизнь, но осознавшей свои ошибки и вернувшейся в родительский дом, чтобы потом стать примерной женой и матерью.

Соличана вела подчеркнуто европейский образ жизни: носила шляпки, подводила брови, пользовалась косметикой, красила ногти и вообще делала множество других вещей, которые, согласно принятым в Индии нормам того времени, «порядочной женщине» делать не полагалось. Но благодаря тому, что она постоянно мелькала на страницах светской хроники, эти ее манеры постепенно стали восприниматься как норма и сыграли в итоге немалую роль в эмансипации индийских женщин.

* * *

И все же даже головокружительная карьера Соличаны меркнет при знакомстве с биографией другой суперзвезды Болливуда – Эстер Виктории Абрахам, дочери владельца металлургических заводов Реувена Авраама.

Эстер родилась от третьего брака своего уже далеко не молодого отца с 14-летней девушкой из общины кочинских евреев – тех самых, которые, согласно легенде, поселились в Индии вскоре после разрушения Первого Храма. С отличием окончив школу, Эстер Виктория устроилась работать учительницей в еврейскую школу в Калькутте. Но в 1933 году, когда ей было 17 лет, выкинула первое коленце – вопреки воле родителей вышла замуж за режиссера Маниклаля Данги. Брак этот оказался недолгим, но именно он открыл для юной еврейки путь в кинематограф. Вскоре все уже знали ее как актрису Прамилу.

Сразу после развода Эстер-Виктория вернулась в родительский дом, но лишь для того, чтобы передать сына Мориса на воспитание родителям и тут же вернуться к съемкам. Один за другим выходят на экраны фильмы с ее участием: «Тайны Ганга», «Царь джунглей», «Биджли» и другие. В 1939 году Прамила принимает ислам и становится второй женой индуса-мусульманина Хасана Али Зайда, популярного в те годы киноактера, снимавшегося под псевдонимом Кумар. В последующие годы Прамила родила Кумару четверых детей и создала вместе с ним процветающую кинокомпанию «Сильвер продакшен». При этом она продолжала активно сниматься. Именно она впервые в Индии играла эмансипированных, ведущих европейский образ жизни женщин как положительных героинь.

Всего в 40–60-е годы она сыграла в 16 фильмах, войдя в историю Болливуда в том числе и как первая женщина-кинопродюсер.

В 1963 году в связи с обострением индо-пакистанского инцидента и ростом антимусульманских настроений в Индии Кумар решил эмигрировать в Пакистан, а Прамила осталась с пятью детьми в Бомбее. В 1964 году она сошлась с известным актером Нари Гадхати, и они прожили вместе почти сорок лет. Последнюю свою роль в кино – доброй, мудрой бабушки в фильме «Тхаанг» – Прамила сыграла в возрасте 89 лет в 2006 году, незадолго до смерти. Похоронили ее на еврейском кладбище в Калькутте, и кадиш над великой актрисой читал ее старший сын Морис – единственный из детей, сохранивший верность своему еврейству. Другой сын – Хайдер Али – прочел над могилой отрывки из Корана.

Рассказывают, что и после принятия ислама Прамила продолжала соблюдать некоторые еврейские обычаи и проводила в доме пасхальный седер. После развода с Кумаром ее стали часто замечать в синагоге, а дома она стала снова соблюдать кашрут. Сын Прамилы, Хайдер Али, пошел по стопам отца и матери – стал известным киноактером, а в 2008 году – соавтором сценария блокбастера «Король Акбар и принцесса Джуда».


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments