dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Послушай и вспомни.

Песенник.
                              Тем, чья юность пришлась на шестидесятые.


1966-й.  Саша Раков.  Саша Талантов.  Игорь Раков.

Часть третья: Бит-Клуб.

Песня четвертая. 1966-й. Hang on Sloopy. Вспоминает Саша Раков:

 

ПОСЛЕГЕРМАНСКАЯ ЭПОХА (ОДЕССКИЙ БИТ-КЛУБ)

 

И вот, прощай Германия, привет зеленая, солнечная Одесса! Совсем не такая, какой я ее помнил из летних отпусков семьи Раковых.

А помнил я Одессу такой: шумные дворы, шелковица на улице и в Парке Шевченко, которой мы объедались прямо с дерева. Гром и скрежет трамвая, идущего по Свердлова, с Куликового Поля до Греческой. Свежий запах утренних, умытых дворничками улиц, вонь коммунальных примусов, и крики керосинщика, стекольщика и точильщика. Каждое утро - поход на Ланжерон через Парк Шевченко, аромат цветочных клумб, и белые фигуры дедушки Ленина и дяди Сталина, наставляющие нас, октябрят и пионеров, на правильный путь. И в контраст - вечерний променад всей семьи на Дерибасовскую и Бульвар.

Я и братья - в синих, с нашивками, рубашках немецкой пионерской молодежи, и последних моделях черных "доков" (джинсов) с желтыми змейками. Обязательная заправка сифонов и брикеты мороженого из "Снежинки" на Ленина. Настоящий зефир и Морские Камешки из "Золотого Ключика" на Дерибасовской.

Звуки забиваемого "козла" по возвращении в наш двор, утренний подъем под "Пионерскую Зорьку" из орущей благим матом точки, гудки судов и нарастающий шум порта.

(Саша не объясняет что такое "точка" - это примитивный динамик в виде черной тарелки, принимающий радиотрансляцию по специально сделанной проводке)

Вы не беспокойтесь, дорогие читатели, история рок-музыки музыки в Одессе с 1966 по 1978 год еще впереди. Но сначала откликнитесь те, кто помнит (или даже пришлите об этом фотки):

1. Платный вход в Парк Шевченко, когда он весь был обнесен высокой пиковой оградой. Матросы в клешах, легко преодолевающие преграду к бесплатным аттракционам, танцам на Майдане, и концертам в Ракушке у центрального входа на Стадион.

2. Вкуснейшие слоеные "языки" в буфете Зеленого Театра и цыгане, продающие странную игрушку для детей - набитый опилками мячик из цветной фольги в целлофане, на длинной резинке (прототип Yo-Yo?).

3. Лотки на припортовых улицах, где можно было купить фисташки и бочковые маслины из южных стран. А вы говорите "Елисеевский" (ха-ха-ха!).

4. Огромный, где-то 15м х 3м рекламный щит, перед входной аркой на Ланжерон, а на нем..... “Рог Изобилия”, из которого сыпались все виды существующих и несуществующих колбас, сыров, сосисок, пирогов, ватрушек, и почему-то еще живых коров и овец, не говоря уже о громадного размера тыкве!!

А в Германии они обходились маленькой неоновой вывеской. Вот уж мы им показали, что такое "маркЕтинг".

5. Модные новшества, появлявшиеся в припортовых квартирах-коммуналках: "зеленый" сыр к макаронам, пластинки Робертино Лоретти, плащи "болонья", шелковые платки с пальмами, якорями и девушками (обязаловка для покрытия радиолы, а впоследствии, и телевизора).

Нам повезло, что все родственники работали в Порту и в Пароходстве, а дед - Михаил Нефёдов, был и вовсе первый послевоенный капитан дальнего плавания, зачинатель пассажирского флота Одессы.

6. Не могу не упомянуть горбушку свежего хлеба с маслом, посыпанную халвой, а за неимением таковой - сахаром.

Вот это - мой город, до Бит-Революции лета 66-го в 116-й школе.

 

Но вот мы в новой Одессе. Отдыхаем от долгого переезда через Польшу и Белоруссию. Таможня в Бресте заколебала. Мама нервничает, видно везутся лишние сервизы. У меня свои проблемы - под пиджаком прячу коллекцию немецких крестов и значков.

В последний момент перед отъездом выкинул найденный в одном из старых фашистских бункеров в лесу под Берлином "парабеллум". Папа о нем знал и посоветовaл не рисковать, хотя пистолет был без бойка. Гитара, записи музыки и фотки - где-то в багаже. Но, в конце концов, все ОК, приехали. Жить будем у бабушки, маминой мамы. Коммуналка во 2-м номере по Розы Люксембург угол Свердлова. Квартиру папе обещали в новом доме на 2-й Фонтана, но он еще не достроен. Совок ненавистный! Я и Игорь (Малый) варимся в собственном соку. Толик (мой близнец) уже завеялся с новыми друзьями с Канавы.

Заниматься идем в 116-ю школу, это за углом от нас. Класс 10-Ж, с авторемонтным уклоном. Школа хорошая, спортплощадка, великолепные учителя. Первый урок - весь класс гудит. 3 брата, все в одном классе, все трое - в невиданных дедероновых брюках и банлоновых рубашках. Волосы длиннее нормы.

На уроке немецкого выясняется знание языка, граничащее с неpеальным. Впоследствии училка оставляла меня вести урок, а сама исчезала на часик.

С Малым начинаем пробовать почву, ищем местных "битников".

С выражением "бит" никто не знаком. Название "Битлз" всеми переводится, как "Жуки". Выделяется только Лешка Чернигин, знает музыку, занимается фотографией. Длинные волосы, вельветовые клеша, родители за границей - знакомый вариант. И вдруг - успех! В результате поисков узнаем, что в параллельном классе есть чувачок по кликухе Гара (Игорь Баранов). Он играет на гитаре и одевается (что не менее важно) как "битник". Встречаемся с ним, как сейчас помню, на переменке, и почему-то в туалете. Длинные прямые волосы, узкие брюки, черный толстый, под горло, свитер. Неплохо! На очередной встрече, уже с гитарой, выясняется, что Гара не только торчит на Битлз, но и умеет играть вступление к песне "Мишел". Живет он на Энгельса, через проходняк от школы, так что мы соседи.

С этого дня часто собираемся вместе, у него или у нас, слушаем музыку и мечтаем...

Гара в восторге от фоток и записей Beat Club. Даже добавляет кое-что свое к популярной тогда песне “Hang On Sloopy”.

Одесский Бит Клуб в зародышном состоянии. Так называемые "гитарные сессии" проходят, в основном, на детском секторе Парка Шевченко. Магический уголок! Малый всегда с нами, стучит на коленях, барабанов еще нет. Скоро к нам присоединяется Сашка Талантов, Гарын сосед. По-моему у него уже тогда была электрическая полу-аккустическая "Музима". Учим "Апачи" группы Шэдоуз, наш первый номер, сыгранный всей группой. Постепенно обрастаем "битовыми" девочками - Наташка (Морковка), Ирка Грушкина, Валька Старикова, Наташка Волковская. Основная наша с Гарой цель - создать серьезную бит-группу, играть на школьных вечерах и писать собственные песни.

Сказывается нехватка электрогитар, барабанов и усилителей. А тут еще проблемка - я хочу играть на басу, а оказывается, это мечта Гары. Я человек мягкий, уступаю. Так как руки у меня всегда стояли на арт и работу по дереву и металлу, начинаю проект по конструкции двух гитар – копии Gibson 335 & Hofner Bass (McCartney model).

Гитару в Одессе купить можно, но это полнотелая джазовая модель. Бас-гитар нет вообще. Басисты таскают за собой контрабас. Одна чешская бас-гитара на весь город - у Саши Станева. С усилителями проблема решена наполовину. Кинап, Одесского завода, а к нему - колонка-чемодан. Кстати, сегодня за такой комплект заплатил-бы хорошие деньги.

Новую музыку впитываем в себя, как губка: The Kinks, Mamas & Papas, Manfred Man, The Searchers, Hollies,Rolling Stones, Beach Boys, The Who

Конечно фаворитами остаются Битлз.

На хуторе появляется бандa волосатиков, уважающих только Роллинг Стоунз. конфликт перерастает чуть ли не в драку.

Проект по изготовлению гитар продвигается. Грифы и корпуса почти готовы. Спасибо моим дядям. Один-плотник, другой работает на Судоремонтном. Мой товарищ Алик Герасименко кончает школу в Германии, постоянно пишет мне, высылает фотки, музыку, а самое главное - помогает с колками для баса (машинки для струн). А сами струны мы добываeм, срезая их с рояля во Дворце Студентов.

Из Англии кто-то привез сборник нот и текстов Битлз. Он каким-то образом достается мне. Днями и ночами разбираюсь, и не перестаю удивляться простоте и гениальности музыки Леннона/МакКартни.

Мы продолжаем репетировать на Детском Секторе, но вoт дилемма - где играть, кому показать, что мы уже умеем? Дальше дворовой публики по вечерам не двигаемся, хотя и во дворах нашего хутора были настоящие ценители гитарной музыки.

Называем свою группу "Сверчки", но узнаем, что уже существует группа “Crickets”, и переименовываемся в "Одуванчики".

Не помню где и когда, может на Бульваре, может через Старикову, но судьба сводит нас с Феликсом Херсонским (Элвизом). Это серьезный парниша, голова настроена на модную одежду, девочек, и музыку. Но не стиляга - интеллектуал. Он нас и знакомит с нынешним вдохновителем "Послушай и вспомни", которого сейчас в Сети знают как DD. DD старше нас всех и, по-моему, имеет отношение к Райкому Комсомола. А если мы хотим играть официальные концерты, то без этой организации ходу нет.
Встречаемся, оговариваем детали, Элвиз обещает помочь с аппаратурой.
DD берет на себя тяжелый груз - организацию зала, гарантию успеха, хотя достаточно повесить кусок бумажки на дверь любого зала, и недостатка в толпе на Бит Клуб не будет. DD - молодец! Родился-бы он на Западе, закончил-бы, как минимум, менеджером Led Zeppelin или Kiss.
Он пробивает актовый зал Института Связи. Одуванчикам (по-моему Ветлугаевым - Феликс, уточни?) шьются рубашки в полоску, невиданная униформа для тех времен (см. фотки Бит Клуба, опубликованные ранее). В воздухе "пахнет керосином", висит напряжение и ожидание чего-то такого, чего молодежь Одессы еще не испытывала.
На данный день, на гитаре, в профессиональном оркестре играет всего один человек - зна
менитый "дядя" Женя Танцюра, в кинотеатре "Украина". В Одессе нет ни одного играющего гитарного состава. Музыканты в кабаках нас ненавидят, и грозятся нас подстричь. Танцюра для них БОГ. Они ходят в "Украину" не на фильмы, а слушать "дядю" Женю. Господа, за 2 года до приезда групп "НОРОК" и "Голубые Гитары" город Одесса созрел для первого Бит-концерта. Дату сегодня никто не помнит, да и фотографий сохранилось всего 3-4. Но, гитары настроены, я с Элвизом внизу под сценой, крутим ручки усилителя, DD - на сцене, руководит. Есть и гости - Сережка Птаха (на гитаре) и знаменитый Сашка Айхeнвальд (пианист и органист невиданного таланта). Сережка сейчас в Москве (звонил месяц назад), а Сашка - в Нью Иорке (виделись в 2005).

И вот открыты двери в зал. Сразу вспоминаю фильмы о революции 17-го года, когда толпа врывается в Зимний. Ребята, Одесская битовая революция свершилась!!!
Если
мне
не изменяет память, половина сидений и стульев были разломаны в щепки с первых нот бит-группы на сцене. "Одуванчики" играют “Help”, “Michelle”, “Im Down”, поет Сашка Талантов (Птица), Айхенвальд лабает “The Night Before"


А потом уже было все равно, как на концерте у Битлз: никто ничего не слышит, но все довольны.

Конечно, долго разрушать зал и устои Советской песни нам никто не позволил. Я удивляюсь, как DD вообще не закончил в ссылке на Колыме, за организацию Бит-Погрома под знаменем Ленина. А нас даже не выгнали из школы. Но развратное семя рок-н-ролла уже посеяно и и этого никто не остановит..
Как ни странно,
DD пробивает еще один концерт, в Одесском Гос. Университете (ОГУ), где занимается сам. Одесса должна поставить DD памятник при жизни, как первому aнтерпренеру и менеджеру рока 60-х годов. Как Битлы без Брайана Эпштейна, так и "Одуванчики" без DD остались бы в неизвестности.

Он жутко рисковал, организовывая концерт в ОГУ, но все было продумано на высочайшем уровне. Участвовали две группы, "Одуванчики" и группа Станева-Шелюты "Орфей". Нам пообещали, что на сцене даже будет орган "Юность". Мы по этому поводу выyчили сложную песню “Summer in the City”, by Lovin’ Spoonfull. Я играл на органе (!!). Покопавшись в гардеробе покойного деда, нашел пару жилеток песочного цвета.

Они только входили в моду.

Зал Университета был больше, даже сцена была с занавесом. Я придумал открытие концерта. Звучит вступление к “Ticket to Ride, и в это время медленно раздвигается занавес. Что было после этого тяжело описать словами.

Повторилось обязательное разрушение казенной мебели, тишина настала только во время песни “Yesterday”, где Петя Шелюта выдал скрипичную партию, ему помог кто-то на виолончели (Гара, напомни кто).

Одесская профессура и комсомол почуяли угрозу устоям социалистического общества, это было последнее выступление Бит Клуба на широкую публику. Мы заканчивали 10-й класс. Нужен был стимул для дальнейшей музыкальной деятельности. Он пришел в форме очередной революции в музыке - новый альбом Битлов июня 67-го “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”.

DD объявляет о запрещении Бит Клуба, Битлы сообщают о прекращении концертной деятельности. Мы отыгрываем Выпускной Вечер в 116-й. А через месяц я ставлю бобину с "Сержантом" на Днепр-10. Понять, что происходит занимает несколько прокруток всего альбома. Где звон гитар, куда делись банальные слова текстов к песням?

Поп музыка? Ха-ха-ха!!

Рок-н-ролл?  Устарело!!

Когда Битлы выпустили "Сержант", они полностью разрушили все устои современной музыки навсегда. В июне "Сержанту" исполнилось 40 лет. Если дорогие читатели не возражают, выдам немного фактов об альбоме, которые для поклонников Битлов могут оказаться новинками:

Идея коллажа обложки принадлежит художнику Питеру Блэйку. За дизайн ему было заплачено $200, а его идея сейчас приносит Битлам миллионы в форме Лас Вегас шоу “Love”. Ему с этого не заплачено ни копейки. Мало того, когда он обратился в компанию “Apple”, за разрешением выпустить серию фотографий с подлинных негативов "Сержанта", ему были отказано.

Фигуру Гитлера, которую вставил Джон, из сета так и не убрали, просто перед ней встали Битлы, поэтому ее не видно.

 Последним штрихoм к альбому должнa былa быть фразa: “Ill f*#k you like a Superman”, записанная на частоте, которую могут услышать только собаки. Но почему-то на пленку попали только слова обкуренного в куски Ринго: "Я думаю, что я сейчас упаду".

Браян Уилсон из Бич Бойз услышал альбом по радио, в машине, и сразу-же остановил подготовку к записи нового альбома "Smile”, сказав знаменитую фразу: "Битлз дошли до этого первыми".

Во время проигрывания альбома слушатель посетит несколько континентов, два столетия, услышит песни о детстве, старости, сексе, цирке, избиении жены, принятии наркотиков, смерти, и о девушках-офицерах (милиционерах!!) парковки.

Доктор Тимати Лири, снабдивший Битлз первыми ЛСД таблетками, после выпуска "Сержанта" заявил: "Я объявляю, что Битлз - мутанты, они только частично люди, прототипы революционных агентов, присланных Богом, награжденные мистической силой создания нового поколения, молодой расы смеющихся, молодых людей”.

Во время записи "Сержанта" Битлз нашли время для выступления в первой в мире телевизионной трансляции через спутник (премьера песни “All You Need is Love”). Несмотря на присутствие в студии плакатов на русском языке, в СССР передачу не транслировали. ПОЗОР!!

Первое публичное проигрывание альбома состоялось весной 67-го года. Битлз с друзьями приехали в Лондонский район Челси, в квартиру солистки "Mamas & Papas" Касс Еллиот. Первая отпечатанная копия альбома была небрежно брошена на проигрыватель. Колонки были придвинуты к окнам, игла опущена, а усилитель выведен на 11. С первыми звуками все окна вокруг открылись, из них выглядывали люди, без комментариев было ясно, чья музыка звучит на записи. Никто не жаловался на громкость, в это прекрасное весеннее утро Мир улыбался.

Happy Birthday "Сержант"!



 

Некоторые дополнения публикатора.

Преувеличенные восторги Саши о моих продюсерских способностях в 18 лет я оставлю на его совести.
Единственное, что мне действительно тогда хотелось: это попеть и побуйствовать на сцене.
Впрочем, никаких продюссерских способностей у меня нет и сейчас, иначе я бы давно стал миллионером в Америке.
Я живу в Америке уже 16 лет.

Т.к. Саша уже написал о первом публичном выступлении Бит-Клуба, я должен уточнить некоторые детали.

Элвиз сидел за пультом перед сценой. Он пытался добиться нормального звука, что было очень сложно, учитывая то оборудование, которое было в его распоряжении:



Зал по-настоящему завелся на Hang on Sloopy.

Завелся так, что за кулисами среди комсомольских начальников началась паника.
Там собрались официальные комсомольцы институтского Комитета Комсомола, и наш благодетель Вася (Секретарь Райкома Центрального Района).

"Im down" начал петь не Талантов, а Ленчик Портной. Но вот продолжение, об этом особо...

Когда Леня начал первый куплет "Im down", Вася изменился в лице и сказал мне:

- Хватит! Иди и заканчивай!

 Я ему ответил: "Ладно!".- и пошел на сцену.

Но... вместо того, чтобы заканчивать подошел к микрофону и сам заорал в него второй куплет:


Man buys ring woman throws it away

Same damn thing happens everyday


I'm down (I'm really down)

I'm down (Down on the ground)

I'm down (I'm really down)

How can you laugh when you know I'm down

(How can you laugh) When you know I'm down.


Причем, вопли, которые есть и в оригинальном исполнении, у меня получались намного громче и истеричнее, чем у Пола.

Вслед за мной на сцену подались все люди Бит-Клуба.
На фоно бешено гремел аккордами Саня Айхенвальд.
И даже из зала на сцену заскочил какой-то парень и начал петь вместе с нами.

Этот момент вы видите на фотографии:
 

Зал пришел в неистовство.

И тут Вася решился на небывалое, он рванул вниз рубильник за сценой и... зал погрузился во тьму.

Динамики, последний раз зарычав, смолкли.
Но мы почему-то продолжали петь. Без микрофонов и без музыки.

А залу это как будто бы придало новые силы. Реакция на наше пение без усилителей и микрофонов стала еще неистовей, чем была с ними.

Тогда Вася выскочил на сцену и выкрикнул, пытаясь нас перекричать:

- Концерт окончен!

А нам он сказал, что сейчас здесь будет милиция.
Мы замолчали и ушли со сцены. Тогда свет снова зажегся.

На этом наш недолгий роман с Райкомом Комсомола был закончен. Ключ от подвала на Островидова у меня отобрали.
Тем не менее, Бит-Клуб продолжался. Женя Гуральник нашел какого-то знакомого начальника ЖЭКа, который нам отдал сцену и зал Красного Уголка. И там были продолжены репетиции и подготовка к новым выступлениям.  В Красном Уголке на Греческой долго репетировали "Апачи", о которых вспоминает Саша Раков.
Основную мелодию на соло-гитаре, настоящей фирменной "Музиме", выводил Женя Гуральник. Гитару Жене привез папа.
Женя обладал необычной внешностью: не только волосы, но даже ресницы и брови Жени были белыми.
Он был альбиносом. Я бывал у Жени дома и видел его папу. Папа альбиносом не был, выглядел как обычный одесский еврей средних лет. Впрочем, и Женин папа, несмотря на типичную внешность, был необычным. Потому что человеку с такой внешностью и с такой фамилией доверили капитанский мостик советского судна.
Наверное, он был единственны
м
таким капитаном во всем Черноморском Пароходстве.
Женя тоже пытался поступать в Мореходку, но его не приняли. Династии морской не получилось.
"Апачи" - довольно красивая мелодия. Послушайте и посмотрите:

Несмотря на развод с Райкомом Комсомола мы не сдавались и хотели снова показать наш Биг-Бит не только друг другу.
Мне удалось законтачить с зав. Студклубом ОГУ Игорем Виноградовым. И Виноградов договорился с ректором, который ничего не знал о том, что произошло в Институте Связи, о новом выступлении. Но подробнее, я напишу об этом в следующий раз.

И самое последнее.
В истории рок-движения в СССР написано, что первый публичный рок-концерт или рок-фестиваль в СССР состоялся 18 декабря 1966 года в городе Каменске-Уральском.
Именно об этом рассказывает вот эта публикация и многие другие:

http://www.beatles.ru/news/news.asp?news_id=3075

Но... наше публичное выступление состоялось весной 1966-го года, в мае. А Бит-Клуб был образован в конце сентября 1965-го. И я, на основании всех источников, которые просмотрел, утверждаю, что и рок-движение и движение рок-клубов началось в Одессе раньше, чем во всех остальных городах СССР. Я не нашел ни одной ссылки, которая показывает такие же ранние события в других городах.

Первыми были мы, а не москвичи и не ленинградцы. И даже не не уральцы.

 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments