Кинокритик Антон Долин удалил (UPD: скрыл в режим "для друзей") свой пост о фильме «Балканский рубеж». Хотя я вежливо попросил его этого не делать, сказав «пожалуйста» и предупредив, что скрин уже снят. Но жаль комментариев, и теперь вам придется поверить мне на слово. Это не страшно, я вам врать не буду – я не Антон Долин, мне просто незачем.
Первая, главная и самая очевидная версия происходящего – Антон Долин не смотрел фильм «Балканский рубеж». Она очевидна для меня настолько, что я спросил его об этом сразу и дважды переспросил в комментариях. Потому что:
Вас может это удивить, но в фильме отсутствует тема противостояния России и НАТО или Сербии и НАТО, там показаны ужасы войны как таковой. То, что касается исторических обстоятельств происходящего, дано 2-4 строчками сухого текста и небольшим количеством телевизионной хроники. «Балканский рубеж» – художественный вымысел о другом противостоянии: с одной стороны – банда албанского боевика, с другой стороны – уездный полицейский участок в Косово и российские десантники, пятеро из которых были со скандалом уволены и вынуждены жить в Югославии на нелегальном положении. Всего восемь положительных героев, обороняющих аэропорт Слатина, пока к нему по пыльным югославским дорогам едут российские миротворцы из Боснии.
Когда Антон Долин заявил в комментариях, что его возмутила вся эта борьба с «фашистским НАТО», я подумал, что он бредит. Про НАТО в этом фильме не говорят и слово «фашистский» не звучит ни разу. Лично я не услышал и слова «славяне» и могу поклясться, что подходящего для него контекста там просто нет.
Единственное исключение – одна из финальных сцен, где офицер НАТО произносит историческую фразу «господин генерал, я не начну для вас третью мировую войну». Это одна из немногих сцен во всем фильме, полностью построенная на исторической правде.
Тема русско-сербского братства также звучит единожды и подана в сатирическом ключе. Речь идет о прекрасной сцене в аэропорту, где о русско-сербском единстве (точнее, о поговорках на этот счет) разговаривают албанец – положительный полицейский и татарин – российский десантник. Юмор в том, что татарин считает албанца сербом, а албанец татарина – русским, между ними возникает недопонимание и они обижаются на шовинизм друг друга.
Переходим к исламофобии. Из восьми героев трое или четверо – мусульмане. Про троих это проговорено внятно, четко и сразу. Руководителя героической группы играет Куценко, персонаж которого условно списан с Евкурова. Он ингуш, его зовут Бек, он говорит «салам». Еще двое – уже знакомые нам полицейский-албанец и десантник-татарин. На закате дня их знакомства и ссоры они совершают на крыше аэропорта намаз. Также имеется снайпер-узбечка в исполнении Равшаны Курковой (и это, по моему мнению, лучший персонаж и лучшая роль в фильме). Что она исповедует именно ислам, прямо не сказано. Сказано, что она узбечка.
Герои часто упоминают свое происхождение. Где-то во второй половине фильма случается перекличка с дружелюбными остротами про то, что русских тут почти нет – ингуш, татарин, белорус, узбечка, серб, албанец, один русский и еще один – советский. Все это имеет характер подчеркнутого следования своей идентичности и отказов (резких или шутливых) принять другую – сербскую, русскую, российскую, тем более – славянскую. В фильме прямо подчеркнуто и то, что перед нами интернациональный отряд хороших людей, которые противостоят не мусульманам, не албанцам и не НАТО, а банде одного конкретного боевика.
Когда Антон Долин сообщил мне в комментариях, что его трактовка связана с тем, что всех россиян он называет русскими, а албанцы – мусульмане, я вновь решил, что он бредит. Это «объяснение» не объясняло ничего и входило в прямой конфликт с воззрением героев фильма. О том, что среди албанцев много христиан (до трети населения моноэтничной Албании), я Долину рассказывать не стал. Как и о том, что один из самых жестоких и ненавидимых сербами албанских полевых командиров (Рамуш Харадинай) – католик.
Помимо идентичности героев фильма, исламская составляющая присутствует только в одной сцене – сцене убийства православного священника, который отказался произнести «нет бога кроме Аллаха» под дулом автомата. Это важный для сербской национальной героики эпизод войны, но даже он выдержан нейтрально к исламу как таковому. Режиссер и актеры не оставляют сомнений в том, что речь тут идет не об исламе или исламизме, а о том, что командир боевиков – самовлюбленный садист. Он не занимается прозетелизмом, он издевается над людьми и наказывает их за неподчинение – так происходит со всеми.
И последнее. По Долину вопрос ставится так – мир не скатился в тартарары из-за славян. По «Балканскому рубежу» мир скатился в тартарары, несмотря на подвиг интернациональной бригады хороших людей. Как пишет в таких случаях модный публицист Аркадий Бабченко, «родина всегда предаст тебя, сынок».
Подытожим. «Балканский рубеж» – пропагандистское кино, взявшее за основу сюжет о бессмысленности военного подвига. Это антивоенный фильм, пропагандирующий веротерпимость, интернационализм и немного – только не удивляйтесь – феминизм. Не знаю, насколько наглядно я показал несоответствие фильма «дайджесту» Долина. Но столь же большое удивление, как и я, испытали бы вы, если бы увидели отзыв кинокритика, гласящий, что дайджест фильма «Обыкновенный фашизм» – пропаганда нацизма и Гитлера, а дайджест фильма «Любовь и голуби» – зоофилия.
В общем, «да здравствует Фрейд!», или «доктор, а откуда у вас такие пошлые картинки?»
То, что попытки Долина объясниться по-прежнему не соответствовали не только духу фильма, но и его букве (что там было, чего там не было), окончательно убедило меня, что популярный кинокритик фильм все-таки не смотрел, но продолжает это отрицать. А то, что он не умеет составлять политические дайджесты, другой вопрос. Человек поумнее в его ситуации задумался бы как минимум о том, как можно выпустить в РФ исламофобский фильм, если его консультант – Евкуров, а в числе спонсоров Мединский и Чемезов. Никому не хочется лишний раз извиняться перед Рамзаном Ахматовичем.
Но даже Рамзан Ахматович не имеет никакого отношения к тому, что я выходил из кинотеатра в полной уверенности – скоро увижу много безосновательных (подчеркну это сейчас, подробнее напишу в рецензии) постов о том, что «Балканский рубеж» - антирусский и русофобский фильм, снятый «толерастами». А в итоге увидел пост Антона Долина о том, что черное – это белое, а Марианская впадина – это хуй апача.
Ситуация требовала хоть каких-то объяснений, я провел маленькое расследования и теперь у меня есть сразу два объяснения, хорошо дополняющих друг друга.
Первое. Киноразведка донесла, что Долин работает на промо фильма «Закатать в асфальт» и в духе нынешних практик кинопромо не только вылизывает сам «Асфальт», но и мочит его конкурентов в прокате. Сам я у долинского «контракта» свечи не держал, могу ручаться только за сопряженные с этой информацией факты. Да, «Асфальт» и «Рубеж» выходят в прокат одновременно. Но прокатчик «Асфальта» «Парадиз», а не WDSSPR, директором отдела продаж которого является Наталия Хлюстова – супруга Антона Долина. Однако у WDSSPR есть свой релиз на 21 марта и это еще один российский фильм – «Трезвый водитель».
Засрать конкурента можно было бы гораздо изящнее, если основываться на реальности, а не на аналитике из «отравленного мозга». Но помешало другое обстоятельство – Антон Долин фильм «Балканский рубеж» все-таки не видел. Человек он известный, проверить у присутствовавших на пресс-показе коллег было легко: Долин пришел через полчаса после начала фильма, ушел ближе к середине, то есть сидел в зале максимум 45 минут из двух с половиной часов. Но и в это время он, наверное, смотрел на экран своего телефона, потому что на этом отрезке фильма нет ничего из того, что могло бы навести кинокритика на его умные мысли.
Теперь пост с этими мыслями трусливо снесен (UPD: оказывается, не снесен, а скрыт). Я считаю, что справедливость в отношении съемочной группы фильма восстановлена. Раньше у меня не было устоявшегося мнения об Антоне Долине – ни хорошего, ни плохого. Теперь есть. Из того, как он врал, выкручивался и фантазировал в комментариях, я делаю вывод, что человек он нечистоплотный, нечестный и неумный (умный выкручивался бы умнее и не врал о вещах, которые легко проверить).
Большое спасибо за ваше внимание, извините за потраченное вами время. Желаю всем мира и добра. Само слога Србина спасава. UPD2: Не дав пояснений по сути, Антон Долин пришел в комментарии и обвинил меня в подлости и низости. Пытаюсь разобраться в этом обвинении, но кинокритик опять темнит.

Антон Долин Не смог дочитать до конца ваш многословный наброс на мой немногословный пост. Постараюсь и здесь прокомментировать по возможности кратко и деловито.
1. Свой пост я не снес, а поставил на него «френдз онли», поскольку грубости и гадости от незнакомых людей зашкаливали. Я, к слову, крайне редко так поступаю. Лексика и уровень аргументации защитников «Балканского рубежа» свидетельствует о фильме красноречивее моих слов.
2. Я действительно посмотрел от фильма ровно час. Нигде я и не пытался утверждать, что видел его целиком. Не посмотрев целиком, не пытался писать на него рецензию в любом из пяти СМИ, с которыми сотрудничаю. Однако нет решительно ни одного профессионального или этического препятствия тому, чтобы высказать своё раздражение в социальной сети по поводу увиденного (читал такое тысячу раз от критиков и некритиков).
3. К комментарию я прикладываю скан официальной рекламы «Балканского рубежа», полностью совпадающей (содержательно, а не по тональности) с моим скороспелым вердиктом. Также вспоминаю рассказ моей подруги Лены Слатиной (да, как аэропорт) о том, как ее приглашали работать над пиаром фильма, аттестуя его точно таким же образом, она об этом очень красочно вспомнила на своей странице.
4. Можно спорить о фильме. Можно - о правомочности критику вне его профессиональной площадки позволять себе высказывания о фильме, который он не досмотрел. Но одна вещь неоспорима. Написанное вами о моей жене и моей якобы ангажированности - тривиальная подлость. Нет, это не эмоциональная реплика, а простейший диагноз. Вы подлец, даже если разбираетесь в кино значительно лучше меня (да ради бога, вот уж не жалко).
А в кинотеатре «Октябрь» я представляю фильмы самых разных дистрибьюторов и продюсеров, иногда по несколько раз за неделю. Платит мне за это кинотеатр. Я показываю только те фильмы, которые мне нравятся. «Балканский рубеж», например, не стал бы представлять даже за миллион долларов: зашквар. А иногда я делаю это бесплатно, как вчера на премьере «Ассы». Но это уже так, чтобы избежать дальнейшей бессмысленной дискуссии.