dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Почему сначала про блюграсс

В октябре 2010-го года я был в Сан-Франциско. Больше всего в самом городе меня заинтересовал фестиваль музыки блюграсс. Я был одним из зрителей фестиваля.
Сама по себе музыка меня тогда не очень впечатлила.
Но зато зрелище десятков тысяч людей на огромном поле с шестью сценами, на каждой из которых независимо от остальных кто-то играл и пел, выглядело грандиозно.
Я тогда видео не снимал, но фестиваль блюграсс в Сан-Франциско происходит каждый год. Покажу вам видео с фестиваля 2017-го года. Я видел точно такую же огромную толпу с точно такими же странными личностями, которые вы сами увидите на экране.


А вот сегодня я был на мюзикле, музыка которого была сделана в стиле блюграсс. По-моему, это пока первый и единственный американский мюзикл, который использует этот стиль.
Главным инструментом в оркестре был банджо, как и полагается в блюграсс. Ну и скрипка, это второй по значению инструмент в этом музыкальном стиле. Но прежде чем рассказть о самом мюзикле я решил поставить текст об этом направлении музыки Кантри.
Вместе с видео, которое представляет стиль блюграсс у разных исполнителей.
Итак...



Блюграсс (Bluegrass)


Современная музыка кантри – явление сложное и многогранное. Среди десятков направлений и стилей, сформировавших его, есть старые и новые, современные и устаревшие, забытые и возрождённые. К последним, почти утраченным, но восстановленным уже в наше время, относится и блюграсс – одно из ключевых направлений кантри и американской фолк-музыки, в равной степени повлиявшее на становление обоих движений.

Происхождение названия “блюграсс”

Удивительно, но слово “bluegrass” стало использоваться в отношении соответствующего музыкального направления почти на два века века позже его зарождения. Считается, что лишь во второй половине 1950-х блюграсс обрёл своё имя от названия группы одного из отцов-основателей нынешнего течения Билла Монро (Bill Monroe) – Blue Grass Boys, в составе которой играли и другие легендарные блюграсс-музыканты – Эрл Скраггс (Earl Scruggs) и Лестер Флэтт (Lester Flatt).

Название это было выбрано не случайно.Монро и его музыканты были выходцами из Кентукки, называвшемся также “Bluegrass State” – на широких полях штата нередко встречался мятлик, травянистое растение, которое местные и называли “blue grass” – “голубая трава”. В 1940-50-х у Blue Grass Boys не было конкурентов. Никто кроме них не играл похожей музыки, и коллеги по цеху считали её “уникальным стилем” – никак не отдельным направлением. Ситуация изменилась лишь тогда, когда и другие группы начали играть в похожем стиле.

Вспоминает Ральф Стэнли (Ralph Stanley), легенда блюграсса и один из известнейших банджистов современности:

“Да, Билл Монро был первым. Тогда это ещё не называлось “блюграсс”, просто “старая аппалачская музыка хиллбилли”. Так что позже, когда в 1965 году они задумали организовать блюграсс-фестиваль, все собрались и начали задавать неудобные вопросы, вроде: “А как шоу-то называется?”. Тогда решили – раз уж Билл был первым, происходил из Кентукки, и его группа называлась Blue Grass Boys, пусть и направление называется “блюграсс””.

Блюграсс: инструментовка, вокал и тексты

Будучи одним из наиболее консервативных поджанров фолк и кантри музыки, блюграсс сохранил аутентичное звучание; вследствие этого инструменты, тексты и звучание в общем мало изменились со времен зарождения жанра.

Так, например, тематика текстов осталась практически без изменений c 18-го века – как тогда, так и в ХХI веке блюграсс-исполнители в своих песнях описывают повседневную жизнь людей, среди которых живут сами. Самые популярные темы: утраченная любовь, неприятные жизненные изменения (вторжения чужаков, потеря работы, катастрофы и стихийные бедствия), жизнь в глуши и безденежьи, любовь к родному дому.

Главные же отличия, привнесенные в блюграсс со временем, пожалуй, заключаются в музыкальной составляющей. Например, в наличии так называемых “брейкдаунов” – отрезков композиции, когда один из инструментов ансамбля играет лидирующую роль, а все прочие являются аккомпаниирующими. Это решительно контрастирует со старой техникой, когда все музыканты играют одновременно. Что же касается инструментовки, то она поначалу не была слишком богатой – фиддл-скрипка, мандолина, гитара, другие струнные инструменты. Лишь после того, как мелодии дошли до черных музыкантов, к существующему “оркестру” прибавилось банджо – в результате сформировался “канонический” инструментальный состав, соблюдаемый и поныне.

Вообще говоря, “правильный состав блюграсс-группы” – тема вечных споров в музыкальном сообществе. Приверженцы традиционного блюграсса за эталон принимают формулу Билла Монро – мандолина, фиддл-скрипка, банджо, контрабас. Их оппоненты не видят ничего предосудительного в добавлении аккордеона, губной гармошки, фортепиано, электронных инструментов (в первую очередь, электрогитары и бас-гитары), хотя в данном случае отход от свято блюстимых традиций и очевиден. На фоне этого раздрая особенно радует единство блюграсс-исполнителей в отношении вокала. “Правильная” блюграсс-гармония – это две, три или четыре части; баритон фоном и лид-вокал чуть повыше, переходящий в тенор в ключевых моментах композиции. Впрочем, в случае женского вокала данная схема может меняться.

История блюграсса: ранний этап

Зарождение блюграсса как музыкального направления произошло, пожалуй, раньше всех ранних стилей кантри – первые мелодии появились в Аппалачском регионе вместе с появлением там английских, шотландских и ирландским переселенцев в конце 18 века. Почти все песни эпохи раннего блюграсса имеют прямую связь с Британией. Так, ярчайшими примерами английских народных баллад являются старые аппалачские песни “House Carpenter”, “Pretty Saro”, “Cuckoo Bird”, “Barbara Allen”; в современных им “Leather Britches” и “Pretty Polly” прослеживаются сильные шотландские мотивы. Случалось и полное совпадение песен, за исключением названия – так, староанглийская баллада “A Brisk Young Sailor Courted Me” в Аппалачах была известна как “I Wish My Baby Was Born”.



Музыка, сегодня называемая “блюграсс”, в основном использовалась как аккомпанемент некоторым народным танцам – например, американской чечётке (называвшейся buckdancing, clogging или flatfooting), популярной преимущественно в сельских районах США, ирландским джигам и хороводным танцам. Нельзя сказать также, что в ранний период существования блюграсс развивался хоть сколько-нибудь быстрыми темпами. Отдалённость Аппалачского региона в целом не способствала лёгкому проникновению других стилей, и едва ли можно говорить о наличии обычных “двигателей прогресса” в музыкальной индустрии – конкурирующих течений. Даже ковбойская баллада, во многом схожая с блюграссом, никак с ним не пересекалась – историки кантри говорят о параллельном развитии двух направлений ранней музыки кантри, аж до середины ХХ века практически не находя признаков влияния консервативных течений друг на друга.

Первое поколение блюграсс-музыкантов

В конце 1940-х годов ХХ века первые блюграсс-мелодии появляются на радио. Музыкантов пока ещё немного, и всё внимание публики обращается к их творчеству. Успеха, впрочем, добиваются лишь самые маститые – Билл Монро и Blue Grass Boys, дуэт Лестера Флэтта (Lester Flatt) и Эрла Скраггса (Earl Scruggs), “The Stanley Brothers”, Уэйд Мэйнер (Wade Mainer and the Mountaineers), Ред Аллен (Red Allen), Вассар Клементс (Vassar Clements) и другие. Звёзды первого поколения доминировали и во времена “золотого века блюграсса” начала-середины 1950-х, а музыка практически не отличалась от старых аппалачских мотивов 18-19 веков.

Поджанры блюграсса: традиционный блюграсс

Как и полагается любому “традиционному” направлению, этот поджанр отличается повышенным вниманием к “общепринятым” элементам; музыканты исполняют преимущественно фолк-песни с простыми аккордами и исключительно на акустических инструментах. Эталоном поджанра считается стиль Билла Монро и “The Blue Grass Boys” конца 1940-х годов – хотя, скажем, аккордеон, присутствовавший в раннем блюграссе, сторонниками традиционного блюграсса не признаётся. Характерно, что правило “играть на акустике” соблюдается порой даже в ущерб качеству звука – хотя некоторые из современных традиционных блюграсс-исполнителей и пользуются полуэлектронными инструментами на живых выступлениях, большинство предпочитает играть в микрофон.

Наиболее примечательные современные артисты: Ральф Стэнли (Ralph Stanley and the Clinch Mountain Boys), Дэл МакКури (Del McCoury), Ларри Спаркс (Larry Sparks & The Lonesome Ramblers), Рикки Скэггс (Ricky Skaggs and Kentucky Thunder), Дойл Лоусон (Doyle Lawson and Quicksilver), Дэнни Пэйсли (Danny Paisley & The Southern Grass).

Второе поколение блюграсс-музыкантов

Следующая волна пришла на сцену в середине 1960-х и состояла как из музыкантов первой волны (“the Stanley Brothers”), так и молодых исполнителей – Тони Райса (Tony Rice), Джерри Бурнема (Jerry Burnham), Дока Уотсона (Doc Watson) и других. Среди новоприбывших, наконец, нашлись новаторы и экспериментаторы. Так, группы “The New Grass Revival”, “The Kentucky Colonels”, “Seldom Scene”, “The Dillards” оттачивают искусство владения инструментами до радикально-нового уровня и формируют прогрессив-блюграсс.

Один из лидеров первой волны, Вассар Клементс (Vassar Clements), в сотрудничестве с Дэвидом Грисменом (David Grisman) и Сэмом Бушем (Sam Bush), привносит в блюграсс джазовые элементы и создает первый кроссовер-поджанр “hillbilly jazz” – тем не менее, с заметным влиянием традиционного блюграсса. Тогда же начинают эксперименты с блюграссом и рок-музыканты – Джерри Гарсия (Jerry Garcia) из “The Grateful Dead” и Дикки Беттс (Dickey Betts) из “The Allman Brothers Band” в начале 1970-х знакомят рок-аудиторию как с традиционным, так и прогрессивным блюграссом.

Поджанры блюграсса: прогрессив-блюграсс

Созданный артистами второй волны прогрессив-блюграсс является вторым по популярности поджанром современного блюграсса. Ключевых отличий четыре: инструментовка (использование электроинструментов, ударных, фортепьяно и прочих), заимствование песен из других жанров (рок-н-ролла, блюза, хэви-метала и других), сложные последовательности аккордов и наличие импровизаций-”джемов”.



Наиболее примечательные современные исполнители: Bearfoot, The String Cheese Incident, Yonder Mountain String Band, Greensky Bluegrass, The Dillards, Cadillac Sky, The Dixie Bee-Liners, The Greencards, Elephant Revival, Punch Brothers, Skyline, Railroad Earth, Nu-Blu, The Infamous Stringdusters.

Третье поколение блюграсс-музыкантов

Очередная волна музыкантов не заставила себя долго ждать – уже в середине 1980-х в направлении появляются новые звёзды. Блюграсс растёт, становится более зрелым (как ни забавно это звучит по отношению к трём векам его истории) и принимает на вооружение последние технические новинки. Теперь, когда появилась возможность выделять каждому из музыкантов ансабля отдельный микрофон, коллектив Тони Райса (Tony Rice Unit) и группа “The Bluegrass Album Band” добиваются эталонного качества записи.



Благодаря этому в блюграссе восьмидесятых, наконец, появляется мейнстрим-течение – с гитарными соло, электронной бас-гитарой, вообще появлением электронных инструментов и новых аккордов – что, однако, встретило сопротивление в блюграсс-кругах, и закономерно укрепило позиции традиционных исполнителей. Так, например, группа “The Johnson Mountain Boys”, игравшая строго в рамках традиций, была среди наиболее востребованных коллективов десятилетия.

Поджанры блюграсса: блюграсс-госпел

Третий по популярности среди других поджанров, блюграсс-госпел в чистом виде испорлняется лишь несколькими коллективами. Однако огромное количество отдельных песен и альбомов исполнителей других поджанров, написанных в рамках данного направления, определяют его весомость для всего направления. Отличительным элементом блюграсс-госпела является в первую очередь лирика, основанная исключительно на христианских мотивах, молитвах и библейских текстах.

Наиболее примечательные современные исполнители: Дойл Лоусон (Doyle Lawson & Quicksilver), “The King James 1611 Boys”, “The Issacs”, “The Churchmen”, “Mount Zion”


Четвертое поколение блюграсс-музыкантов

1990-е и начало нового тысячелетия выдались для блюграсса не самыми спокойными. С одной стороны, к блюграссу обратились многие известные мейнстрим-кантри исполнители – Рики Скэггс (Ricky Skaggs) вернулся в родное направление, а кантри-звёзды Долли Партон (Dolly Parton ) и Пэтти Лавлесс (Patty Loveless) записали блюграсс-альбомы, с другой – состарились многие ведущие артисты предыдущих эпох, в связи с чем упал и слушательский интерес к направлению.

Будущее блюграсса оказалось под большим вопросом. Требовались новые имена, идеи – словом, что-то, что снова сделало бы направление интересным слушателю. И, к счастью, это случилось – молодая и привлекательная скрипачка Элисон Краусс (Alison Krauss), появившись на сцене в начале девяностых, приносит направлению столь необходимое внимание публики. Четырнадцать альбомов и бесчиленное количество саундреков принесут ей мировую известность и рекордные 27 Грэмми – ни один блюграсс-исполнитель ещё и помыслить не мог об успехе таких масштабов!



Элисон Краусс, без сомнения, спасла направление от забвения и сегодня будущее блюграсса уже не видится чем-то сомнительным. Можно с уверенностью утверждать – последнее слово в традиционном кантри будет сказано ещё очень не скоро.

Поджанры блюграсса: “ньюграсс”

В отличие от прочих поджанров, “ньюграсс” (иногда называемый cowpunk) был сформирован вне блюграсс-сообщества. На этот раз к образованию течения приложили руку панк-рок музыканты, от недостатка свежих идей обратившие внимание на старые фолк- и кантри-мотивы. Наложив на них панк-лирику и имидж, экспериментаторы породили едва ли не единственное исключительно-андеграундное направление не только блюграсса, но и всей кантри-музыки.

Наиболее примечательные современные исполнители: ”Old Man Markley”, “Cactus Attack”, “The Hot Buttered Rum String Band”, “The Coal Porters”, “Punch Brothers”

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments