dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Портрет мадам Икс - Джон Сингер Сарджент. 1883-1884



Окончательный вариант                                                                    Вариант со спущенной бретелькой 

Эта вполне невинная по своему стилю и содержанию картина в свое время стала причиной скандала в обществе, опозорила модель и принесла разорение самому художнику. Современный человек не обнаружит в ней ничего криминального, однако по нравам своего времени ее сочли вызывающей и неприемлемой в обществе.

   Сарджент увидел будущую модель – француженку Виржини Готро – в 1881 году. У него сразу же возникла идея написать ее портрет, так что инициатива исходила от художника, а не от заказчицы. Сама же Готро совсем не горела желанием стать натурщицей для мастера, к тому же она и ранее отклоняла подобные предложения. Только через два года она согласилась на работу над проектом, но и тогда она продвигалась с большим трудом.

   Сам художник ожидал невероятного успеха, но публика была шокирована невинными на взгляд современного человека деталями – спущенной с плеча тонкой бретелькой из сверкающих драгоценных камней, фарфоровой бледностью кожи и нежно рдеющим на ее фоне розовым ушком. Это было воспринято как указание на пользование мадам Готро косметикой, в то время считавшееся ужасно вульгарным и свойственным только женщинам низкого происхождения.

   Выставление портрета произвело скандал, скрыть, кто был образцом для создания картины, не удалось, на репутацию мадам Готро легло пятно, а художник оказался без заказов – все богатые и знатные представители высшего общества забрали свои заявки. Мастер оказался без работы и был вынужден уехать сначала в Лондон, а затем в США. Там его славе ничто не мешало, и он стал знаменитым и востребованным художником, автором множества известных портретов.

   Что же столь возмутило зрителей в изображении Виржини Готро? Это большое полотно изображало модель в полный рост, в красивом и строгом вечернем черном платье с узким лифом на корсете и прямой шелковой юбкой с драпировками. Глубокий вырез «сердечком» и длинный мыс корсета послужили для насмешек – картину называли образцом для создания нового образа пикового туза. Сложная поза, которая должна была придать динамики полотну, также не была понята в то время. Хотя художник «поднял» бретельку и назвал картину «Портретом мадам Х», положения это не спасло.

   Между тем полотно выполнено мастерски, легкой кистью, в прекрасной творческой манере, столь свойственной Сардженту. Превосходно передана скульптурная лепка лица и головы модели, идеальная гладкость и прекрасный цвет ее кожи, фактура ткани и мягкие завитки волос в строгой собранной прическе. Ее белая кожа словно светится на темном фоне стен. Пресловутое розовое ушко ничем не смущает взгляд современного зрителя – ему даже в голову не может прийти обвинить эту изящную и элегантно одетую женщину в вульгарности и низком вкусе.

   От изображения ничто не отвлекает внимания – на картине кроме женской фигуры с небольшим веером изображен только изящный столик на трех бронзовых опорах. Эта картина – шедевр, и очень жаль, что в свое время никто это так и не понял.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments