dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Портрет мадам Икс - Джон Сингер Сарджент. 1883-1884



Окончательный вариант                                                                    Вариант со спущенной бретелькой 

Эта вполне невинная по своему стилю и содержанию картина в свое время стала причиной скандала в обществе, опозорила модель и принесла разорение самому художнику. Современный человек не обнаружит в ней ничего криминального, однако по нравам своего времени ее сочли вызывающей и неприемлемой в обществе.

   Сарджент увидел будущую модель – француженку Виржини Готро – в 1881 году. У него сразу же возникла идея написать ее портрет, так что инициатива исходила от художника, а не от заказчицы. Сама же Готро совсем не горела желанием стать натурщицей для мастера, к тому же она и ранее отклоняла подобные предложения. Только через два года она согласилась на работу над проектом, но и тогда она продвигалась с большим трудом.

   Сам художник ожидал невероятного успеха, но публика была шокирована невинными на взгляд современного человека деталями – спущенной с плеча тонкой бретелькой из сверкающих драгоценных камней, фарфоровой бледностью кожи и нежно рдеющим на ее фоне розовым ушком. Это было воспринято как указание на пользование мадам Готро косметикой, в то время считавшееся ужасно вульгарным и свойственным только женщинам низкого происхождения.

   Выставление портрета произвело скандал, скрыть, кто был образцом для создания картины, не удалось, на репутацию мадам Готро легло пятно, а художник оказался без заказов – все богатые и знатные представители высшего общества забрали свои заявки. Мастер оказался без работы и был вынужден уехать сначала в Лондон, а затем в США. Там его славе ничто не мешало, и он стал знаменитым и востребованным художником, автором множества известных портретов.

   Что же столь возмутило зрителей в изображении Виржини Готро? Это большое полотно изображало модель в полный рост, в красивом и строгом вечернем черном платье с узким лифом на корсете и прямой шелковой юбкой с драпировками. Глубокий вырез «сердечком» и длинный мыс корсета послужили для насмешек – картину называли образцом для создания нового образа пикового туза. Сложная поза, которая должна была придать динамики полотну, также не была понята в то время. Хотя художник «поднял» бретельку и назвал картину «Портретом мадам Х», положения это не спасло.

   Между тем полотно выполнено мастерски, легкой кистью, в прекрасной творческой манере, столь свойственной Сардженту. Превосходно передана скульптурная лепка лица и головы модели, идеальная гладкость и прекрасный цвет ее кожи, фактура ткани и мягкие завитки волос в строгой собранной прическе. Ее белая кожа словно светится на темном фоне стен. Пресловутое розовое ушко ничем не смущает взгляд современного зрителя – ему даже в голову не может прийти обвинить эту изящную и элегантно одетую женщину в вульгарности и низком вкусе.

   От изображения ничто не отвлекает внимания – на картине кроме женской фигуры с небольшим веером изображен только изящный столик на трех бронзовых опорах. Эта картина – шедевр, и очень жаль, что в свое время никто это так и не понял.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments