dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

По следам моей рецензии на спектакль


Анна-Доротея Тербуш. "Автопортрет".

Я не разбирался c тeм, кто такая Анна-Доротея Тербуш. Принял версию автора пьесы и считал, что она была авантюристкой и мошенницей, а была ли она реальной художницей?
Но Юлия Шульман из команды "Театра на Крыше", прочитав мою рецензию, меня поправила. Она мне прислала сведения о реальной Анне-Доротее Тербиш.
Автор пьесы намекает, что нет, потому что в пьесе она говорит, что не успевала закончить портреты тех лохов, которых она обворовывала.
Она изображала из себя художницу, чтобы воровать.
На самом деле месье Шмитт оклеветал Фрау Тербуш. Теперь я могу уже спокойно писать "Фрау", потому что это была фамилия её мужа, Эрнста Тербуша.
Авантюристкой, мошенницей и воровкой она не была. Она была дейстствительно художницей и художницей известной.
Так что автор пьесы про преступницу все выдумал.
Портрет обнаженного Дидро она действительно написала, но он не сохранился.
Я решил, что её происхождение - восточноевропейское, правда я решил, что она - еврейка. Про восточно-европейское происхождение я угадал, но еврейкой она не была, она была полькой. Её девичья фамилия - Лисиевская, хоть родилась она действительно в Берлине куда переехал из восточной Польши, сейчас это украинские земли, её отец, Георгий Лисиевский.
Ну и теперь - ВИКИ:


Анна Доротея родилась в Берлине 23 июля 1721 года в семье немецкого портретиста польского происхождения Георга Лисиевского. Отец художницы происходил из шляхетского рода и прибыл в Берлин ко двору прусского короля Фридриха Вильгельма I в 1692 году в составе свиты придворного архитектора Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте. Так как женщин не принимали в художественные академии, Лисиевский сам обучил живописи дочерей — будущих известных портретисток Анну Доротею Тербуш и Анну Розину де Гаск[de], вместе с их братом Кристофом Лисиевским[de]. Сёстры также получили несколько уроков живописи у придворного художника Антуана Пэна.

В 1742 году Анна Доротея вышла замуж за Эрнста Фридриха Тербуша, хозяина трактира и гостиницы «Белый голубь» в Берлине. В браке родила семерых детей, пять из которых выжили. За время семейной жизни Анна Доротея почти не писала картин. Она рисовала в тайне ото всех по ночам. В 1760 году художница, оставив детей с мужем, вернулась к художественной деятельности, за что современниками была характеризована, как «недальновидная женщина средних лет».

В 1761 году Тербуш получила место придворной художницы при дворе вюртембергского герцога Карла Евгения в Штутгарте. За короткое время она написала восемнадцать картин для десюдепортов в зеркальной галереи герцогского замка, которые, к сожалению, все сгорели во время пожара. В 1762 году она была назначена почётным членом Штутгартской академии искусств[de], основанной годом ранее. В 1764 году по приглашению баварского курфюрста Карла IV Теодора работала при его дворе в Мангейме. Два портрета курфюрста кисти художницы ныне хранятся в собраниях музее Райсса—Энгельхорна[de] в Мангейме и старой пинакотеке в Мюнхене. Эти полотна свидетельствуют о смещении акцента в официальных портретах глав государств от большого парадного к малому частному портрету, символизирующему просвещённого правителя.

В 1765 году Тербуш прибыла в Париж. Вначале Королевская академия живописи и скульптуры отвергла картину художницы, так как посчитала полотно слишком хорошим для того, чтобы быть написанным женщиной. Дени Дидро упоминает о картинах Тербуш, в том числе о своём портрете, на котором он изображён обнажённым, в Литературной, философской и критической переписке[fr] за 1767 год, изданной им самим и Фридрихом Мельхиором Гриммом. В книге философа «Мистификация, или История портрета[fr]» Тербуш является одним из действующих лиц.

28 февраля 1767 года с картиной бытового жанра «Молодой человек с бокалом в правой руке и зажжённой свечой» художница, наконец, была принята в Королевскую академию. Она была единственной женщиной, которая представила свои картины в Парижском салоне 1767 года. Хотя Тербуш не смогла добиться во Франции коммерческого успеха, за это время она усовершенствовала своё мастерство.

Автопортрет 1777 года

6 декабря 1768 года, благодаря картине «Портрет пейзажного живописца Якоба Филиппа Хакерта», художница стала первой женщиной, принятой в Академию изящных искусств в Вене. Через Брюссель, Гаагу и Амстердам, где она закончила свое художественное образование, изучая коллекцию Геррита Браамкампа и написав портрет самого коллекционера, она вернулась в Берлин в начале 1769 года. Техника Тербуш при рисовании лиц, в которой она использовала множество тонких глазурей для достижения естественного эффекта, предполагает тщательное изучение ею творческого наследия Рубенса.

Вернувшись в 1769 году в Берлин, художница продолжила писать картины, добившись высокой оценки своей профессиональной деятельности. После смерти мужа в 1772 году, была признана его вдовой, а с 1773 года, вместе со своим братом, открыла совместную студию на бульваре Унтер-ден-Линден. В этот период она написала ряд полотен исторического и мифологического содержания для дворца Сан-Суси. В 1775 году Требуш написала портрет шестидесятитрёхлетнего Фридриха II Великого. Оценив мастерство художницы, король заметил: «Для того, чтобы обесчестить свою кисть, она снова украсила моё лицо, наполнив его благодатью молодости».
Я нашел этот портрет. Он действительно непохож на все остальные портреты Фридриха Великого.

По заказу российской императрицы Екатерины II Великой Тербуш написала портреты всех членов прусской королевской семьи в натуральную величину. Ныне они хранятся в музее Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Тербуш умерла в Берлине 9 ноября 1782 года и была похоронена на кладбище Доротеенштадт; ныне на этом месте разбит парк. После сноса старой кладбищенской кирхи в стиле барокко в середине XIX века, посвящённая ей эпитафия была добавлена на внешнюю стену новой церкви. Во время сноса руин новой кирхи в 1965 году эпитафия была утрачена.

Отношения Тербуш с Дидро вдохновили писателя Эрика-Эммануэля Шмитта на создание в 1997 году пьесы «Свободный духом», по мотивам которой в 2000 году режиссёром Габриэлем Агионом был снят фильм «Распутник». Роль Тербуш в фильме сыграла французская актриса Фанни Ардан.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments