dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Теперь всё-таки Сарджент

Даю честное пионерское, что заряжу камеру, когда пойду в музей Изабеллы Гарднер. Именно там основной бостонский Сарджент, она же, его, как я уже писал раньше, подобрала, обогрела и обеспечила выпивкой и закуской для творчества.
И ещё я пойду на выставку Сарджента и моды того времени, когда она откроется в полном объёме и тоже заряжу батарейки. С сообщения на сайте MFA об этой выставке как раз всё и началось. Т.е. я начал копать, кто ж такой этот Сержант, который Сарджент.


Вот это сообщение.
Девушка в красном бархатном платье, как бы символ выставки.
Про неё чуть позже, а пока о выставке.

Там написано, что это на самом деле не выставка, а только подготовка к ней. Выставка будет готова не скоро, в 2021-м году, но мы с вами доживем, не так ли?
Почему так долго её надо готовить? Потому что там будут все портреты кисти Сарджента, которые есть в музее и к каждому портрету будет пошит тот наряд, в который одеты дамы на портретах.
И наряд этот будет не сам по себе, а на менекенах, которые лицом и фигурой похожи на этих дам. Всё это будет делаться вручную и из соответствующих тканей. Сами понимаете, что это огромная работа.
Подобную работу вы видели, когда я Вам показывал выставку о Казанове. Напомню, как это выглядело:


Но они уже сделали поностью три роскошных наряда и изготовили манекены одев их в эти платья. И это всё я видел и снял... но неудачно.
В том числе там была и эта девушка в красном бархатном платье. Уже не на картине, а рядом с ней.
Ну а картина висела над девушкой, можно было сличать.


Вот картина полностью, я нашел её портрет на сайте MFA в коллекции Сарджента.
Было это не очень легко, оказывается Музей наш хранит 584 работы художника и обнаружил я девушку в красном на 32-й странице поиска. Вот здесь:
https://www.mfa.org/collections/search?f%5B0%5D=field_artists%253Afield_artist%3A811&page=32

Разумеется, среди этих 584-х работ большинство - это рисунки и наброски. И опять же они не выставляются, а хранятся в запасниках музея.

Благодаря возможности поиска я нашел в коллекции музея другого американского художника, которого я уважаю и узнал, что его тоже держат в запасниках и, как мне объяснили, выставлять не собираются.
Почему и кто это, я напишу в отдельной записи.

Ну и вот рассказ об этой картине и о том, кто эта девушка:

In 1887, Sargent made his first visit to the United States as a working artist. In New York, Newport, and Boston, Sargent painted more than twelve formal portraits, aided in his endeavors by author and friend Henry James’s description of his talent and his previous success in the Parisian art world. During this trip, Sargent painted Louise Pomeroy Inches of Boston. He arrived in the city early in 1887 and stayed with his friends Mary Louisa and Edward Boit (who had returned from Paris in 1886, bringing with them Sargent’s 1882 portrait of their daughters. The Boits lived around the corner from Charles and Louise Inches and it is likely that Boit, who was Charles Inches’s first cousin, introduced them to Sargent and may have encouraged the idea of a portrait. Boit documented the Inches’ commission in his diary and noted that it was completed by Christmas Eve, when he went to their home at 88 Charles Street to see “Charley’s wife’s portrait by Sargent,” describing it as “a beautiful picture.

Перевожу:

В 1887 году Сарджент впервые вернулся в Соединенные Штаты уже как художник. В Нью-Йорке, Ньюпорте и Бостоне Сарджент написал свыше двенадцати портретов, ему помог найти клиентов его друг писатель Генри Джеймс, который рассказывал о талантливом художнике, имевшем успех даже в Париже. Во время своего путешествия по Америке Сарджент написал Луизу Инч из Бостона. Он прибыл в город в начале 1887 года и остановился у своих друзей Мэри и Эдварда Бойтов (которые вернулся из Парижа в 1886 году и привезли с собой портрет их дочерей, написанный Сарджентом в 1882-м году. Бойты жили за углом от Чарльза и Луизы Инчей, вероятно Эдвард Бойт, который был двоюродным братом Чарльза Инча, представил их Сардженту и подал идею написать портрет Луизы Инч. Бойт задокументировал заказ Инчей в своем дневнике и отметил, что он был завершен к Рождеству, когда он увидел готовую работу у себя дома на 88 Сharles Street и описал "портрет жены Чарли как прекрасную картину".

Несколько слов о самом Джоне Сардженте. Его родители были американцами, но он приехал в Америку уже довольно взрослым человеком. Свою юность и молодость он провел в Европе, на старости лет он тоже поехал в Европу и умер в Лондоне.

Статья о нем в ВИКИ на русском языке весьма краткая. Там нет ничего ни о главной драме его жизни, ни о его дружбе с нашей Изабеллой Гарднер.

Вот почти все, что там написано:

Сын врача, учился в Италии, Германии и Франции где его наставником в 1874—1878 был Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. Ранние работы художника высоко оценил Генри Джеймс. Во Франции Сарджент сблизился с импрессионистами, теснее всего — с Клодом Моне (известна картина Сарджента Клод Моне, работающий на опушке леса). Также дружил c Робером де Монтескью, Полем Эллё.
Сарджент — один из первых американских апатридов, художников-космополитов в Европе, денди образца Fin de siècle. Его нередко причисляют к импрессионистам, хотя образцами для него всегда оставались Веласкес, Гейнсборо, Ван Дейк (Роден даже назвал его, не без иронии, Ван Дейком нашего времени). Наиболее известен своими портретами, среди моделей которых были натурщицы Розина Феррара, Кармела Бертанья, Виржини Готро (Портрет мадам Икс), актрисы Эллен Терри и Элеонора Дузе, писательница Жюдит Готье, вице-королева Индии Мэри Виктория Керзон, художница и фотограф, меценатка и собирательница живописи Сара Сирс. Среди мужских портретов — портреты Теодора Рузвельта, Вудро Вильсона, Генри Джеймса, Роберта Льюиса Стивенсона, Уильяма Батлера Йейтса. Занимался также настенной живописью (Бостонская публичная библиотека)

По адресу Сарджента нередко высказывались скептически художники-импрессионисты (например, Камиль Писарро), критики из группы Блумсбери (Роджер Фрай). В 1883 году его картина «Дочери Эдварда Дарли Бойта» вызвала бурные споры среди зрительской аудитории и профессиональных критиков. Однако в 1960-е годы к Сардженту пришло широкое признание, его выставки состоялись в крупных музеях Европы и США, он достиг ранга национального и мирового классика.

Джон Сингер Сарджент был заядлым шахматистом, хотя и любителем, а не профессионалом. В свои длительные поездки он всегда брал комплект шахмат.


ВИКИ в английском варианте несравнимо подробнее рассказывает о жизни Сарджента.

Вариант на английском в частности рассказывает, что предком Джона был один из военных лидеров Массачусетса Epes Sargent. Oн возглавлял милицию колонистов. Жил он в Глостере, это на Севере от Бостона. Отец Джона, Фитц Уильям тоже родился в Глостере. Но потом он стал глазным хирургом в Филадельфии.
Затем родители Джона переселились в Европу, в одном из своих европейских путешествий они остановились во Флоренции где и родился Джон.
Мама и папа Джона разумеется говорили между собой по-английски, поэтому родным языком маленького Джона тоже был английский, но потом, когда он подрос, общался уже в основном на французском, языке его друзей-художников. И его молодость прошла во Франции.

В частности, там ещё говорится о той основной драме его жизни, о которой в русском варианте - ни слова.

Сарджент был геем. Разумеется, женат он не был и детей у него тоже не было. Но у него была большая любовь.
Вот как пишет об этом ВИКИ на английском, даю сразу перевод:

Сарджент имел долгие и интенсивные романтические отоншения с Беллероше, с которым он познакомился в 1882 году. Беллроше позже женился: сохранившийся рисунок намекает, что Сарджент мог использовать его в качестве модели для мадам X.

Тут меня ВИКИ немножко запутала, потому что на "Портрете мадам Х." одной из самых скандальных его работ была изображена женщина.


Вот видео, которое рассказывает о портрете и его создании. Обратите внимание на фотографию первоначальной версии. Там бретелька спущена.
Но после скандальной реакции Сарджент поправил бретельку.

Сарджент действительно пытался сохранить анонимность модели поэтому так и назвал свою работу
Но парижская публика сразу узнала кто ему позировал.
Снова ВИКИ:

Портрет мадам Икс» (фр. Portrait de Madame X) — портрет парижской светской красавицы Виржини Готро.
Портрет был написан не по заказу мадам Готро, а по просьбе Сарджента, который впервые увидел её в 1881 году, был поражён красотой и через друга попросил у Вирджини Готро позволения написать её портрет. Сарджент рассчитывал, что эта картина привлечёт большое внимание на предстоящем Парижском салоне и вызовет интерес потенциальных клиентов. Хотя мадам Готро уже отклонила несколько подобных просьб, она согласилась на предложение Сарджента в феврале 1883 года, возможно, потому что художник был таким же экспатриантом, как и она сама, и оба они нуждались привлечении внимания для достижения более высокого статуса во французском обществе.

Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал серию набросков карандашом, акварелью и маслом. После этой поездки сохранилось около 30 рисунков, представляющих мадам Готре в различных позах. Этюд маслом «Мадам Готро поднимает тост» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер), так же как и окончательный портрет, изображает Вирджини Готро в профиль с обнажёнными руками на тёмном фоне, однако написан в более вольном стиле чем «Портрет мадам Икс».

Для окончательного варианта портрета Сарджент выбрал для Готро позу, когда корпус развёрнут к художнику, голова повёрнута в профиль, а правая рука выдвинута назад и опирается на низкий столик. Так создавалось напряжение, позволявшее подчеркнуть элегантные контуры модели.

До завершения работы над картиной Вирджини Готро была очень воодушевлена и уверена, что портрет окажется шедевром.
Первый показ в Парижском салоне под названием «Портрет мадам ***» в 1884 году вызвал скандал и шок у публики. Намерение художника сохранить анонимность модели было безуспешным. Любому представителю французского высшего общества было ясно, что на картине изображена мадам Готро. Подчёркнутая бледность кожи модели и розовый оттенок её уха были восприняты как намёк на косметику, применение которой считалось признаком вульгарности и дурного вкуса в высшем свете и ассоциировалось с женщинами низкого социального положения. Мать Готро потребовала у Сарджента убрать портрет с выставки, однако он отказался. Сразу же после показа в Салоне картина стала объектом насмешек в бульварной прессе. Её называли новой моделью для туза пик, намекая на очертания верхней части платья. Появились карикатуры на тему портрета.


Но вернемся к его сексуальной ориентации.
Снова ВИКИ:

Художник Жак-Эмиль Бланш, который был одним из его первых натурщиков, сказал после смерти Сарджента, что его сексуальная жизнь «была печально известна в Париже и в Венеции и весьма скандально. Он был бешеным педерастом».

Слово "гей" тогда еще известно не было, поэтому приходится цитировать совсем неполиткорректное слово, которое употребил натурщик Сарджента. Скорее всего, он его сильно доставал, отсюда столь эмоциональное выражение.

Но мало того, что у него была скандальная по тем временам, но политкорректная по нынешним сексуальная репутация, он еще и с евреями якшался.
Он не только писал портреты красивых евреек, он с ними дружил, а это в то время было весьма скандально, с евреями имели дело, куда ж от них денешься, но в гости не звали и в клубы для уважаемых людей не пускали.

ВИКИ:
Было высказано мнение, что репутация Сарджента в 1890-х годах как «художника евреев», возможно, была связана с его сочувствием и в их взаимной социальной инаковости .
Одна из его еврейских моделей, Бетти Вертхаймер, писала, что когда Сарджент был в Венеции oн «интересовался только венецианскими гондольерами».

Ну а теперь я покажу свою съёмку, ту, что получилась до того, как вырубились батарейки:

Мое видео я хотел бы прокомментировать вот чем.
"Дочери Бойтов" считаются одним из главных шедевров Сарджента, если не самым главным.
Вся картина по манере изображения и лицам девочек восходит к кумиру Сарджента, Диего Веласкесу.

Вот этой его знаменитой работе "Менины".



Это видео снято там же, где снимал я, но здесь видно несколько картин, которые я снял не успел.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments