dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Антверпен. Любовь Анны Саксонской. Вокзал. Bан Дейк. Арт-деко и модерн, Церковь Святого Варфоломея


Так выглядела Анна, когда она только вышла замуж за Вильгельма Оранского

В Брюссель мы дошли по каналу, а вот в Антверпен нас привела настоящая река - Шельда. Именно на Шельде стоит город.
В Антверпен я влюбился, это очень красивый город, красивее, чем Амстердам, не говоря уже о Брюсселе. Он даже местами напоминает мне Одессу, что в моих устах, сами понимаете, похвала весьма высокого уровня.
Конечно не средневековый Антверпен, а Антверпен девятнадцатого века. Я много снимал в Антверпене и в одну запись я не уложусь.
Вот почему я приготовлю для вас несколько рассказов об Антверпене. Этот - первый.
Если Амстердам можно считать городом Рембрандта, то Антверпен - конечно город Рубенса.
Рубенс считал Анверпен своим родным городом и делал для своего города очень много. Умер Рубенс в Антверпене, там же - похоронен. Мы на его гробницу взглянем. Я её снял.
Но родился Рубенс не в Антверпене, а в небольшом городке Зигене на Севере Германии. Тогда это было графство Нассау.

Любовь Анны Саксонской.
Корни семьи Рубенска в Антверпене, как со стороны отца, так и со стороны матери, предки Рубенса были из самых уважаемых и самых богатых жителей города.
Но дворянами они не были, они принадлежали к третьему сословию. Тем, кого основоположники ругали как буржуев.

Но почему семейство будущего художника очутилось в Зигене, где родился художник?
Дело в политике.
Ян Рубенс бежал из Антверпена в Кёльн, потому что он активно поддерживал бунтовщиков-оранжистов, тех, кто поднял восстание против Испании, сражаясь за независимость Голландии от Испании.

Но уже в Кёльне он сделал своей любовницей супругу Вильгельма Оранского, Анну Саксонскую.
Зачем Яну Рубенсу понадобилась эта женщина? Она мало похожа на красавицу.


Того самого Вильгельма Оранского, который был лидером восставших против Испании оранжистов, т.е. вождем Нидерландской революции.



Вильгельм Оранский приехав в Зиген, где в это время жила его супруга и соотвественно - Ян с семейством, узнал об измене жены и арестовал Яна Рубенса. Его пытали и он признался в любовной связи с Анной Саксонской. Но Вильгельму нужно было еще признание жены, он хотел развестисть с ней, но отобрать у неё её приданное. Вильгельм фактически жил на деньги жены. Поэтому он сказал Анне, что у нее есть выбор, она признается в прелюбодеянии и тем самым потеряет все свои деньги или... Яну отрубят голову. Анна, чтобы спасти Яна признала себя виновной в прелюбодеяньи В тюрьме Ян провел два года, а когда его выпустили, он вернулся в семью и именно в Зигене и родился великий художник, Питер Пауль Рубенс.

Нам конечно очень хотелось посмотреть максимальное число работ Рубенса. Но мы уже до того знали, что это невозможно.
Почему? Потому что эти работы находятся в Королевском музее Антверпена. Но пойти в музей сейчас невозможно. Он закрыт на бесконечный ремонт.
Сроки окончания ремонта несколько раз переносили. Сначала писали, что музый откроется после ремонта в 2017-м году, затем - 2018-м и наконец, последнее обещание, чтобы отвязались и два года не теребили ремонтеров, 2020-й. Интересно, доживу ли я до окончания ремонта Музея, в 2020-й год я не верю?

Вокзал.


Для того, чтобы найти все материалы и карту для осмотра города мы сначала поехали на вокзал. И правильно сделали, потому что антверпенский вокзал, это настоящий шедевр.


Я лично не видел ни одного вокзала красивее антверпенского, т.е. для меня - он самый красивый вокзал в мире.
Кроме того, я уверен, что это самый высокий вокзал в мире. Высота купола над главным залом - 75 метров. Т.е. внутри зала под его куполом уместилось бы двадцатипятиэтажное здание.
В видео я правда говорил о десяти этажах, но тогда я не знал реальной высоты купола.

На этом видео есть памятник Ван Дейку, которого я записал по морскому ведомству, считая, что он был адмиралом.


С Ван Дейком я сильно ошибся, это не адмирал, это всемирно известный живописец, любимый ученик Рубенса.

Вот ВИКИ:

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии, дочери Дирка Куперса и Катарины Конинкс. Был крещён 23 марта 1599 года (под именем Антонио). Антонис был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в десятилетнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70-летнего старика.

С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К ранним его работам относится «Автопортрет» (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618—1620 годах создаёт цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Рубенс назвал девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников»

Покажу одну картину Ван-Дейка, которую я не знал, кроме того, я не знал историю, которая показана на этой картине.


Картина называется "Моисей и Медный Змей"

Ну и теперь про этого самого змея:

WIKI:

После многих лет странствий по каменистой пустыне иудейский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать. В результате при пересечении страны эдомитов последовало Божье наказание из змеев «огненных» (др.-евр. ‏שרפים‏‎; «сараф»; мн. ч. серафимы; Чис. 21:6), от которых погибло много народа. После этого израильтяне раскаялись и упросили Моисея помолиться за них Господу. По повелению Божию Моисей изготовил тогда медного змея и закрепил его на шесте (Чис. 21:4—9). Всякий ужаленный змеёй, взглянув на медного змея, оставался живым


Арт-деко и модерн.


Дальше мы пошли к центру, центральная улица города называется Мейр, но от вокзала идет к Мейр не менее роскошная улица, которая называется Кейзерлей. В Одессе от вокзала идет Пушкинская, которая доходит до Дерибасовской. Вот и в Антверпене, самые красивые по-моему улицы это Кейзерлей и Мейр. Кейзерлей - это очень красивая улица с домами, построенными во второй половине девятнадцатого и в начале двадцатого века. Здания выстроены в стиле Арт-Деко и Модерн. Впрочем, есть и классический стиль первой половины девятнадцатого века. Все это вы видите на видео.

Церковь Святого Варфоломея.


От вокзала, пройдя довольно солидный кусок мы дошли до первой цели нашего путешествия, церкви Святого Бартоломея, потому что там находилась картина Рубенса, наша идея была в том, чтобы пройти по тем церквям, где эти картины есть помимо закрытого на вечный ремонт Королевского Музея.
Историю этой картины вы услышите на самом видео, я ее здесь еще раз пересказывать не буду.
(Очень кстати, рекомендую, интересная история и, несмотря на мой американский патриотизм, в этой истории фигурирует и нью-йоркский Метрополитен, который картину чуть не погубил)
Сама церковь частично спроектирована и ее первоначальный внутренний интерьер полностью оформлен Рубенсом.
Увы, внутренний рубенсовский интерьер сгорел. Его уничтожил большой пожар 18 июля 1718-го года. Пожар начался после того, как в церковь ударила молния. Сгорели 39 картин Рубенса.
Громоотвод еще тогда не был изобретен бостонцем Бенджамином Франклином. Это произойдет только в 1752-м году.
Церковь открылась в 1621-м году и была названа в честь основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Бюст Лойлы есть на фасаде церкви. Сама церковь кроме храма выполняла функции штаб-квартиры иезуитов во Фламандии.
Поэтому, голландские короли хотели отобрать церковь у католиков и передать её протестантам, когда Голландия стала независимой от католической Испании. Но католики Антверпена собрали значительную сумму денег и заплатили королю, это был Виллeм Третий, чтобы он оставил их церковь в покое.
Ещё один удар по церквы был нанесен своии, католиками, потому что в 1773-м году орден Иезуитов был запрещен Папой. Запрет Ордена потребовали почти все европейские монархи, из-за того, что они считали, и не без основанию, что иезуиты, враги светской власти в тех странах, где они действовали. Собственность иезуитов была конфискована. И церковь была переименована. Вместо церкви Святого Игнатия, основателя запрещенного ордена, она стала называться церковью святого Варфоломея. Но это по-русски, на самом деле, этого святого звали Карл Борромео, он был архиепископом Милана, но еще и лидером Контрреформации, обновления католической церкви в борьбе с протестантами. Так что правильное название церкви - Церковь Святого Карла Борромея.
Помог оставить церковь католической как это ни странно Наполеон, это случилось в начале 19-го века, когда Антверпен стал французской территорией после завоеваний Наполеона Бонaпарта.
</xml:namespace>
Tags: gollandiya-2018
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments