dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Европа Казановы. Подробности. Часть первая.


Это одно из знаменитых, если не самое знаменитое полотно Франсуа Буше "Венера и Вулкан". Им я любовался на выставке. Заодно я вообще открыл для себя французскую живопись 18-го века.
И она мне очень понравилась.

Материала получилось очень много, я фактически еще и напоминаю основые события жизни Казановы, ну и видео - много, вот почему, для лучшего усвоения, я разбил весь материал на две записи.

Вот как выставку представляет сам музей, я частично перевел её представление с сайта музея.

https://www.mfa.org/exhibitions/casanovas-europe

В динамичном мире Европы 18-го века люди, идеи и художественные стили пересекали национальные границы. Заполненные роскошными и порой игривыми картинами и обстановкой, салоны, гудящие живым интеллектуальным общением, остроумными сплетнями и флиртом. Для такого человека, как Джакомо Казанова (1725-1798) - умного, уверенного, хвастливого и интригующего возможности казались безграничными.
Растянув границы социальной мобильности и географии, Казанова проехал 40 000 миль в течение шести десятилетий. Его 12-томная автобиография «История моей жизни» предлагает непревзойденный отчет о европейском обществе 18-го века, и его опыт служит основой для нашего путешествия по искусству своего времени.
«Европа Казановы: искусство, наслаждение и сила в XVIII веке» объединяет более 250 картин, скульптур, произведений на бумаге, декоративных искусствах, мебели, костюмах и музыкальных инструментах в захватывающем проявлении визуальных богатств мира Казановой. На выставке, посвященной хронологии и географии его жизни, представлены такие темы, как путешествия, роль секса во власти, театральность и самобытность, а также радость изысканной кухни и живой беседы. Среди шедевров - серия монументальных картин Франсуа Буше, воссоединившихся здесь впервые за более чем десятилетие. Манекены в аутентичных костюмах в обстановке периода, в результате чего мир Казановы ожил.
«Европа Казановы» показывает утонченную и визуально соблазнительную культуру, которая характеризуется удовольствием, перемещением через границы и самопознанием. Сам Казанова во многих ролях: предприниматель, шпион, автор своих книг и переводчик «Илиады». Но он также был мошенником и развратником. Его поведение (особенно в отношении женщин) может оказаться скандальным, действительно бессовестным; в конечном счете, его неуважение к религии привело его в тюрьму.
В связи с выставкой Музей организовал ряд программ, в том числе встречи с известными феминистками, показ фильмов о героических женщинах, а также обсуждение богатства и статуса в современном Бостоне, как решаются эти проблемы в наше время.

Обратите внимание, на то, что музей организовал не только материализацию духов (духа Казановы) но и раздачу слонов, лекции посвященные женщинам, которых разумеется обижали в 18-м веке и продолжают обижать всякие трампы сейчас, но прогрессивный Бостон всех обижателей женщин разоблачал, разоблачает и будет разоблачать. Как Казанову, так и ужасного Трампа и его ужасных последователй.

Итак, первый зал выставки, это зал Венеции. На стенах картины, на которых изображена Венция 18-го века, века Казановы:

Одна из картин - Дворец Дожей. автор - Каналетто (Джованни Антонио Каналь) почти все картины в зале Венеции принадлежат кисти Каналетто.



Джакомо Джироламо Казанова родился в Венеции на Пасху 2 апреля 1725 года в доме на улице делла Коммедиа (в настоящее время ул. Малипьеро), неподалёку от церкви св. Самуила, где и был крещён. Он был первенцем в семье актёра и танцовщика Гаэтано Джузеппе Казановы (1697—1733) и актрисы Дзанетты Фарусси (1708—1776). У него было пятеро братьев и сестёр: Франческо Джузеппе (1727—1803), Джованни Баттиста (1730—1795), Фаустина Маддалена (1731—1736), Мария Маддалена Антония Стелла (1732—1800) и Гаэтано Альвизо (1734—1783). В то время Венецианская республика считалась европейской «столицей наслаждений», поскольку её правители, будучи политическими и религиозными консерваторами, всё же были терпимы к общественным порокам и поощряли туризм. Венеция считалась обязательным местом посещения в Гран-туре, совершавшемся молодыми аристократами, особенно англичанами. Знаменитый Карнавал, игорные дома и прекрасные куртизанки обладали большой притягательной силой. Эта обстановка взрастила Казанову и сделала его одним из самых знаменитых венецианцев XVIII века.

Следующие три зала - Франция. Экспозиция связанная с Францией очень интересная, впрочем и парижские годы Казановы были самым интересным временем в его жизни.
В одном из этих залов стоял инструмент, который я принял за рояль, я его называю в кадре роялем.

На самом деле, это клавесин.


В самом большом видео, которое я показываю, я постарался снять все, что связано с Парижем. И всех, (на самом деле, не всех, а только Жан-Жака Руссо и Маркизу де Помпадур, хоть для неё я выделил отдельное видео, Вольтера я снимал, но не вставил, лень было) кто из знаменитых был знаком с Казановой в Париже.
Среди них были не только парижане и не только французы. Например, Жан- Жак Руссо, родом из Швейцарии, но он наезжал в Париж к другим просветителям, к тому же Вольтеру. И Казанова во время его наездов с ним познакомился именно в Париже. Граф Сен-Жермен вообще не француз и в Париже был тоже недолго, как считают исследователи его сильно скрытой самим графом биографии, его родным языком был ладино, отсюда делайте выводы, но именно в Париже они ненадолго стали заклятыми "друзьями".

Весь 1749 год Казанова провёл в странствиях по Италии (Милан, Мантуя, Чезена, Парма). В унынии и отчаянии он возвратился в Венецианскую республику, но, выиграв в карты большой куш, ожил духом и отправился в Гран-тур, достигнув Парижа в 1750 году. По пути, следуя от одного города к другому, он ввязывался в амурные приключения, напоминающие оперные сюжеты. В Лионе он стал членом масонского общества, привлекшего его своими тайными ритуалами. Общество притягивало к себе людей, обладавших интеллектом и влиянием, что впоследствии оказалось весьма полезным для Казановы: он получил ценные контакты и доступ к скрытым знаниям. Он также присоединился к Ордену Розы и Креста.
Казанова пробыл в Париже два года, большую часть времени проводя в театре и выучив французский язык. Он завязал знакомства с представителями парижской аристократии. Но вскоре его многочисленные любовные связи были замечены полицией (подобно тому, как это было почти в каждом из посещённых им городов)
В Париже Казанова перевел с французского на итальянский трагедию Каюзака "Зороастр" и его пьесу решили поставиь в Дрездене, итальянская труппа Дрезденского королевского театра должна была ее играть.
Там же, в Дрездене в том время находились и его мать и сестра, так что он уехал в Дрезден, чтобы участвовать в постановке переведенной им пьесы и для встречи с близкими.
Но спустя несколько лет он снова вернулся в Париж, вернее бежал в Париж. Ему пришлось совершить побег из венецианской тюрьмы, но об этом - позже, пока вместе с Казановой мы снова попадем в Париж.


Он знал, что его пребывание в Париже может затянуться, и поэтому стал действовать сообразно обстоятельствам: «Я видел: чтоб преуспеть, должно мне поставить на кон все свои дарования, физические и духовные, свести знакомство с людьми сановными и влиятельными, всегда владеть собой, перенимать мнения тех, кому, как я увижу, надобно будет понравиться». Казанова стал зрелым человеком, и на этот раз в Париже он был уже более расчётливым и осторожным, хотя временами всё ещё полагался на свои решительные действия и быстроту мышления. Его первой задачей было найти нового покровителя. Таковым стал его старый друг де Берни, теперь уже министр иностранных дел Франции. Де Берни посоветовал Казанове найти способы изыскания денег для государства, чтобы быстро преуспеть. Очень скоро Джакомо стал одним из распорядителей первой государственной лотереи и лучшим продавцом её билетов (первый тираж лотереи состоялся 18 апреля 1758). Это предприятие незамедлительно принесло ему существенную выгоду. Имея деньги, он стал вхожим в высший свет и завязал новые романы. Своим оккультизмом он одурачил многих знатных господ, в особенности маркизу Жанну д’Юрфе: прекрасная память позволила ему представиться знатоком нумерологии. С точки зрения Казановы «обман дурака является делом, достойным умного человека».

Казанова объявил себя розенкрейцером и алхимиком, что снискало ему популярность среди наиболее выдающихся фигур того времени, включая маркизу де Помпадур, графа Сен-Жермена, Даламбера и Жан-Жака Руссо.

Загадочный граф Сен-Жермен, который утверждал, что ему - 300 лет, побывал в России. Здесь граф Сен-Жермен в фильме "Формула любви". Он в первом кадре видеоклипа.
По поводу популярности Казановы у графа Сен-Жермена. Здесь вряд ли можно согласиться с ВИКИ, т.к. оба были авантюристами и мошенниками и прямыми конкурентами. Поэтому они друг друга мягко говоря, не любили.


Ну и про Жанну-Антуанетту Пуассон (а впоследствии, мадам д’Этиоль) я ее назвал в кадре мадам Помпадур, это было конечно неверно, она была Маркизой де Помпадур, по имени имения, которое ей подарил Людовик 15-й.
Прекрасная Жанна, помимо внешности обладала гибким умом и способностями организатора, кроме того, она была деятельной особой, поэтому став фавориткой Людовика она фактически правила Францией вместо ее Короля до самой своей смерти. Но умерла она рано, в 42 года, предположительно от рака легких. Она хорошо относилась к Казанове, а это значит, что сама гражданская жена короля, т.е. гражданская королева была его защитником. Вот почему Казанова в Париже был "кум королю", (т.е. королеве). Она так же покровительствовала и Франсуа Буше, который и написал тот прекрасный портрет, который вы видите.
Алхимия, и в особенности поиски философского камня, были настолько популярными среди аристократии, что спрос на Казанову с его пресловутым знанием был велик, и он неплохо заработал на этом. Однако он встретил конкурента в лице графа Сен-Жермена: «Этот необычный человек, прирождённый обманщик, безо всякого стеснения, как о чём-то само собою разумеющемся, говорил, что ему триста лет, и он владеет панацеей от всех болезней, что у природы нет от него тайн, и он умеет плавить бриллианты и из десяти — двенадцати маленьких сделать один большой, того же веса и притом чистейшей воды».
Де Берни решил послать Казанову в Дюнкерк со шпионской миссией (август-сентябрь 1757). Джакомо хорошо заплатили за его недолгую работу, которая подвигла его впоследствии высказать одно из немногих замечаний против старого режима и класса, от которого зависело его собственное благополучие. Оглядываясь на прошлое, он заметил: «Все французские министры одинаковы. Они расточали деньги, добытые из чужих карманов, чтобы обогатиться самим, и власть их была безграничной: люди из низших классов считались за ничто, и неизбежными результатами этого явились долги государства и расстройство финансов. Революция была необходима».
С началом Семилетней войны к Джакомо снова обратились за помощью в пополнении казны. Ему была доверена миссия по продаже государственных облигаций в Амстердаме, поскольку Голландия в то время была финансовым центром Европы. Он сумел продать облигации со скидкой всего лишь в восемь процентов (октябрь — декабрь 1758 г.), и его заработок позволил ему основать на следующий год шёлковую мануфактуру. Французское правительство даже пообещало ему титул и пенсию в том случае, если он примет французское гражданство и станет работать на министерство финансов, но Казанова отклонил это лестное предложение — возможно, потому, что это помешало бы его страсти к путешествиям. Казанова достиг апогея своей судьбы, но не смог на нём удержаться. Он плохо управлял своим бизнесом, влез в долги, пытаясь его спасти, и потратил бо́льшую часть своего состояния на беспрерывные связи с работницами своей мануфактуры, которых он называл своим «гаремом».
За долги Казанова был снова арестован и на этот раз заключён в тюрьму Форлевек, но был освобожден из неё спустя четыре дня благодаря заступничеству маркизы д’Юрфе. К несчастью Джакомо, его покровитель де Берни к тому времени был уволен Людовиком XV, и враги Казановы стали преследовать его. Стремясь отдалиться от этих неприятностей, авантюрист продал остатки своего имущества и добился своей второй отсылки со шпионскими целями в Голландию, куда и отбыл 1 декабря 1759 года.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments