dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

"Так его болезного, так его родимого"

Глюки Александра Блока по поводу Равенны

Александра Блока, надо полагать, тоже заносило в Равенну. Как
же, как же: там ведь гробница Данте. Чтобы отметиться в том или
ином месте, я пишу репортажик с фотографиями, а Блок писал стихи.
По поводу Равенны они получились у него, мягко говоря, не совсем
блестящими, так что я, когда мне их подсунули, грешным делом по-
думал сначала, что это натрещал Иосиф Бродский -- тот ещё люби-
тель столбиться виршами при значимых объектах. Крепкой памятью на
чужие неважные рифмы я не отличаюсь, поэтому опозориться указан-
ным образом -- дело для меня элементарное.

  Итак, Александр Блок, "Равенна":
        
               Всё, что минутно, всё, что бренно,
               Похоронила ты в веках.
               Ты, как младенец, спишь, Равенна,
               У сонной вечности в руках.
           
               Рабы сквозь римские ворота
               Уже не ввозят мозаик.
               И догорает позолота
               В стенах прохладных базилик.
           
               От медленных лобзаний влаги
               Нежнее грубый свод гробниц,
               Где зеленеют саркофаги
               Святых монахов и цариц.
           
               Безмолвны гробовые залы,
               Тенист и хладен их порог,
               Чтоб черный взор блаженной Галлы,
               Проснувшись, камня не прожег.
           
               Военной брани и обиды
               Забыт и стерт кровавый след,
               Чтобы воскресший глас Плакиды
               Не пел страстей протекших лет.
           
               Далёко отступило море,
               И розы оцепили вал,
               Чтоб спящий в гробе Теодорих
               О буре жизни не мечтал.
           
               А виноградные пустыни,
               Дома и люди - всё гроба.
               Лишь медь торжественной латыни
               Поет на плитах, как труба.
           
               Лишь в пристальном и тихом взоре
               Равеннских девушек, порой,
               Печаль о невозвратном море
               Проходит робкой чередой.
           
               Лишь по ночам, склонясь к долинам,
               Ведя векам грядущим счет,
               Тень Данта с профилем орлиным
               О Новой Жизни мне поет.
           
                                  Май-июнь 1909


  Поехли.

1. Младенцы спят не в руках, а НА руках.

2. Зачем ввозить мозаики сквозь римские ворота, если проще и на-
дёжнее делать эти мозаики сразу на подобающих местах?

3. Хладность порога мавзолея защищает каменную крышку саркофага
от возможного прожигания её взором Плакиды (Плачиды)? А с какого,
простите, рожна? Потом, пусть бы дама прожигала, если что: это же
интересный феномен и всё такое. Или страшно, что воскресшая, вы-
лезшая из гроба Плачида будет бегать по Равенне за поэтами, при-
пёршимися отмечаться возле останков Данте?

4. Какой смысл покойному Теодориху МЕЧТАТЬ о "буре жизни", если
она уже определённо прошла? Вот с некоторой натяжкой ВСПОМИНАТЬ о
ней он, может, ещё способен.

5. "Виноградные пустыни" -- это как именно? Высохшие виноградники,
что ли? А с чего бы им высыхать в тех благодатных местах? Может,
подразумевались какие-нибудь виноградные БЕЗЛЮДЬЯ?

6. "Дома и люди - всё гроба" -- ассоциация странноватая: имитируе-
мая, похоже, единственно для того, чтобы ещё один куплет вышел.

7. Про трубно поющую на плитах медь я и вовсе не понял. Может,
какие-то медные таблички при памятниках имелись? Вообще, поэты
иногда выражаются так, будто описывают свои галлюцинации, случа-
ющиеся после принятия известных веществ вовнутрь.

8. У до неприличия пристально (но тихо) пялящихся девушек больше
нет заботы, как печалиться об отступившем от Равенны море? И их
печаль проходит робкой (а почему не храброй, кстати?) ЧЕРЕДОЙ,
видимо, по кругу, будучи как бы нанизанной на чётки в месте с
чем-то там ещё?

  В общем, не стихи, а вымученная хрень. Отчёт по Равенне у Блока
толком не получился. Сложный многоходовый примаз к Данте вышел у
него халтурным, вызывающим некоторое чувство досады.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments