dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Джотто

На выходные мы возвращаемся на Кейп-Код, т.к. урожай убран и варенье сварено.
Там, на очередном заседании нашего клуба мне предстоит прочесть этот доклад:


Дела давно минувших дней:
Впервые я писал о Джотто в 2005-м году. Текст этот был ответом на мнение Дениса Драгунского, что Россия - родина духовных слонов.
Полностью текст здесь:

https://dandorfman.livejournal.com/221618.html

Вот отрывок из него, где я пишу о Джотто.

Цитата из Дениса Драгунского:

Россия отстает от мира по части комфорта и технологий, но значительно опережает в смысле духовной культуры. Речь не только о взлете XIX века, но и о временах более ранних - о русской иконе и лубке, о духовных стихах и раешнике, сказках и песнях. Мы, как в старом анекдоте, ничего не умеем делать руками, но нерукотворные памятники получаются у нас в самом деле выше Александрийских столпов.

Я еще раз отмечу слова господина Драгунского:
"…но значительно опережает их в смысле духовной культуры."

Мы, разумеется, не будем рассматривать всяких Гомеров и Конфуциев, потому что во времена Эллады и Срединной Империи ни России ни ее духовной культуры не существовало. Но если бы существовала, то, наверное, бы таковая опережала и Китай и Грецию. Но возьмем сопоставимое время и сопоставимый род духовных занятий - живопись.
Вот ведь Драгунский пишет:
"...но и о временах более ранних - о русской иконе"
Действительно в России жил и работал великий иконописец, Андрей Рублев. Посмотрим, когда он жил и творил:

РУБЛЕВ Андрей (ок. 1360-70- ок. 1430), русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Иконы и фрески Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона "Троица"). Участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-27)

Ну а теперь выясним, опережал ли Рублев своих западных коллег? Ну, скажем, возьмем одно из многочисленных итальянских имен того времени: Джотто ди Бондоне

"Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения", – писал о нём Петрарка. 40 евангельских сцен из жизни Девы Марии и Христа в Капелла дель Арена художник изобразил с таким мастерством, что жители Падуи прозвали эти сцены "Евангелием от Джотто".

Ну а теперь посмотрим годы в которых жил великий итальянский художник:
Вот они: 1276 - 1337-й. Когда итальянец умер, Рублев еще не родился. Но, по Драгунскому, еще не родившись, иконописец Рублев значительно опережал Джотто.

Ну а теперь все-таки мой новый текст:


В этом видеo рассказывается о главном, что сделал Джотто по сравнeнию со своими предшествениками.


Самая известная работа Джотто - Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция. Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Начну не по биографии:
Так как наши одноклубники только что вернулись из круиза по Средиземному морю, у них впечатления от встречи с Джотто будут посвежее, т.к. они побывали во Флоренции, городе, где работ Джотто - несколько.
При этом, Флоренция, это единственный город, где Джотто проявил себя и как художник и как архитектор. И я думаю, нашим путешественникам рассказывали об этом подробнее.
Я же могу сказать, что мы были во Флоренции давно и поэтому наши впечатления не очень свежием.
Впрочем, если вспомнить флорентийского Джотто конкретней, то это фрески в базилике Санта Кроче.


Вот сама базилика.
Она нам запомнилась разумеется Моген Довидом на ее фронтоне. Поэтому некоторые туристы считают, что Санта Кроче была раньше синагогой. Это не так, Санта Кроче всегда была христианским храмом.
Версии появления Щита Давида на Санта Кроче нам известны две:
Первая, в данном случае это символ отнюдь не иудейский, а христианский, и означает единение человека со Всевышним.
Вторая, Наружной отделкой Санта-Кроче занимался еврей Матас. Он как раз и принес звезду Давиду в качестве декора.

Если нашим путешественникам гид рассказал еще какую-нибудь версии, было бы интересно её узнать.
Ну и наконец, фрески Джотто внутри базилики Санта Кроче:

Там есть росписи в двух капеллах, Перуцци и Барди.

Посмотрий фрески в капелле Барди:


Росписи стен в капелле Барди, посвящены жизни Святого Франциска. Росписи церкви Санта Кроче были созданы в технике письма по сухой штукатурке. В первое мгновение они кажутся почти монохромными благодаря мягкости мазка, сочетании близких по тону светлых и прозрачных цветов. Тонкие переходы оттенков охры, от розового к серому; цветовые переходы от коричневого к лиловому; от белого к оливковому; заставляют монументальные росписи спокойно и лаконично звучать на общем прозрачно-золотистом фоне стен. Самое главное отличие этих фресок от более ранних росписей Джотто состоит в том, что стена не разбита на отдельные сцены, не разделяется орнаментами, а органично объединена в художественно выраженную систему.



Ну и теперь - Джотто - архитектор. Шедевр, который он создавал во Флоренции - Колокольня Джотто (итал. Campanile di Giotto) — кампанила кафедрального собора (Дуомо) во Флоренции.
Состоит из пяти ярусов.

Скульптурное убранство кампанилы — самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.
Колокольня Джотто (итал. Campanile di Giotto) — кампанила кафедрального собора (Дуомо) во Флоренции.

Сам Джотто до завершения строительства не дожил.

Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, в 1340-х годах поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицовавший её тремя типами мрамора.
Я так много внимания уделил Флоренции, потому что мы скорее всего увидим на Флоренцию на фотографиях наших путешественников.

Кроме Флоренции мы могли увидеть фрески Джотто в Ассизи. Увы за год до того, как мы там были, 26 сентября 1997-го года случилось землетрясение силой в 7 баллов и Ассизи, включая и его главное сооружение, собор святого Франциска с фресками Джотто очень серьезно пострадал. Пострадали и фрески Джотто. И когда мы там были, их как раз реставрировали.

Джотто ди Бондоне

Итальянский живописец, основоположник проторенессанса. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане. Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

Сцены из жизни святого Франциска: Испытание огнём перед султаном Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи 

Pаботал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. В начале 14 века Джотто посетил Рим. С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.

Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). Фрески Джотто, посвященные жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, отличаются драматизмом и жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства, почти скульптурной лепкой пластического объема, простотой и в то же время выразительностью жестов и ракурсов, светлым, праздничным колоритом.

Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов. Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании. Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера. Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью.

Собственно, росписи капеллы дель Арена в Падуе в творческом наследии Джотто занимают центральное место. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.



В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены. В 1334 году Джотто вновь работает во Флоренции, где руководит строительством собора. По его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся символом и гордостью Флоренции.

Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с годовым гонораром в 100 золотых. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника (scientia et doctrina). В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре — Кампанилы.
Позднее художник был направлен флорентийским правительством в Милан для работы над фресками Аццоне Висконти. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Двое сыновей Джотто — Франческо и Донато, известные по архивным документам как «parente di Giotto» (то есть «родственники Джотто»), были художниками — участниками мастерской отца. Однако в силу скромного дарования большой славы не обрели.

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments