dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

И о книгах.

Надев широкий боливар,
Прочел Симону Бовуар
(Не Пушкин)

Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр. Оба марксиста не верили в буржуазный институт брака и поэтому свои отношения не регистриpoвaли.

Дочитал, вернее долистал Симону де Бовуар.
Сил на то, чтобы читать все подряд, не хватило.
Во-первых, гинекологические подробности. Я - не врач, поэтому когда я видел слова: "менструация", "матка", "яйцеклетка", то немедленно перелистывал страницу.
Во-вторых, ломится в открытую дверь.
Если не считать таких стран как Афганистан или Саудовская Аравия, все, к чему призывала Симона в 1949-м году, осуществилось, даже переосуществилось, если считать правку текстов классиков, которые все как один оказались мужскими шовинистами.
Сегодня это просто набор неактуальных банальностей.
Ну и наконец, чуть подправленный по сравнению с основоположниками марксизм автора.
С придыханием она цитирует и Энгельса и Бeбеля и Маркса и Ленина.
Более того, цитатой из Маркса она свою книгу заканчивает:

«Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине, – сказал Маркс. – В этом естественном родовом отношении отношение человека к природе непосредственно заключено в его отношение к человеку, а его отношение к человеку есть непосредственным образом его отношение к природе, его собственное природное предназначение. Таким образом, в этом отношении проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта то, насколько стала для человека природой человеческая сущность или насколько природа стала человеческой сущностью человека».

Да, судя по этой цитате, Маркс явно не большой писатель. В этом "отношении" повторенном пять раз без как минимум литра хорошей водки, не паленой, никак не разберешься.
Но Симоне нравится.


Прекрасно сказано. Именно в существующем мире человеку надлежит добиться торжества царства свободы; и чтобы одержать эту высшую победу, в числе прочего мужчине и женщине необходимо возвыситься над своими естественными различиями и заключить между собой подлинно братский союз

По всему содержанию книги понятно, что царство свободы это будущий всемирный социализм.
Какое при социализме получается царство свободы мы с вами хорошо знаем.

Зато ужасный капитализм дал женщинам множество вещей, которые действительно сделали ее свободной. Свобода, по-моему, это наличие времени, которое человек тратит как он хочет, а не как нужно по необходимости. В СССР даже слов таких не знали, памперс, тампекс, миксер, тостер и т.д. и т.п. Все это вместе со словами пришло с ужасного Запада.
Правда, для холодильника и стиральной машины придумали русские название. У нас была стиральная машина "Вятка". По-моему, она не облегчала, а утяжеляла труд стирающего.
Я не написал, "труд женщины", потому что сам лично грел кастрюлями воду, потом выливал оттуда грязную воду и заливал чистую, и вообще часть стирки была на мне, руками стирать было удобней. Ну и отжимали при помощи валика. Сушильных шкафов не было ни у кого, веревка и щипчики.

Тем не менее, дам мнение других.

Сначала - за здравие:

Оскар Уальд утверждал: "Man is complete in himself". Man - слово вмещающее в себя две детерминанты: человека и мужчину. А что касательно женщины? Ее положении имело глубокие симмилярные черты со статусом чернокожих рабов в колониальной Америке: и те и другие освобождались от одного и того же патернализма, а некогда правящая каста всеми силами жаждала удержать их на том месте, которое она для них предназначила. В обоих случаях она более или менее искренне восхваляет достоинства "доброго негра" с его непостижимой, детской, жизнерадостной душой - смиренного раба - и "настоящей женщины", то есть женщины легкомысленной, инфантильной, безответственной - женщины, подчиненной мужчине во всех отношениях. В обоих случаях свои аргументы она черпает в ею же самом созданном положении вещей.

Многие антифеминисты кричат со всех углов, равенство возможно, но разве оно желанно? Стоит женщине стать "такой же", как мужчина, жизнь, тотчас же потеряют "свою прелесть", "свою пикантность". В самом деле, с уничтожением рабства в Америке исчезли огромные плантации, покрытые великолепными азалиями и камелиями, была повержена, уничтожена тонкая культура южан; старые кружева оказались на чердаках, оставшись в прошлом, уйдя в небытие, как чистый тембр певцов знаменитой Сикстинской Капеллы, а вот теперь и "женский шарм", грозит исчезнуть, оказаться утраченным, обратиться в прах. В этих высказываниях нет ничего нового и эпатирующего: те, кто заинтересован в увековечивании даже разгалающегося изнутри настоящего, всегда проливают слезы по "восхитительному" прошлому, готовому исчезнуть, даже не одарив улыбкой нарождающееся будущее.

Владимир Ильич говорил: "Освобождение женщин - дело рук самих женщин". Сафо, Кристина Пизанская, Мэри Уоллстонкрафт, Олимпия де Гуж - самые известные женщины прошлых столетий, протестовавшие против суровости своей доли; Джейн Остин, Вирджиния Вульф, Сильвия Плат, Анна де Сталь, Жорж Санд, Гарриет Бичер-Стоу (маленькая женщина, вызвавшая большую войну, призвавшая американское общество разбить позорные оковы черного рабства), Джордж Эллиот и, разумеется, Симона де Бовуар - великие, сильные, талантливые женщины, покорившие мир своим словом, вопреки существовавщим предрассудкам; Дюпон Стефани Кволек, Маргарет Найт, Элизабет Мэги, Мэри Андерсон, Джозефина Кокрейн, Табита Бэббит, Сара Мэтэр, Мария Тэлкэс, Кэтрин Блоджетт и, наверное, самое громкое имя, Грэйс Хоппер - женщины-изобретальницы, новаторы, плодами чьих трудов мы пользуемся каждый день. Они создали кевлар, жидкую бумагу, дворники для автомобилей, микроволновую печь, стиральную машину, циркулярную пилу, вай-фай, настольную монополию, шкалу Апгар, дом с солнечными батареями, скотчгард, невидимое стекло, а Грейс Хоппер была одной из создательниц первого компьютера; знаменитые британские суфражистки, скандирующие: "Votes for women" в зданиях судов, свободолюбивые французские феминистки, отважные советсткие солдаты-женщины. Они боролись за единые права, экономическое и политическое равенство, добились многого, но многое еще не достигнуто, а Булгаков глубоко ошибался, никто не даст нам того, чего мы желаем, мы должны подняться и взять это сами. Ведь освобождение женщин - дело рук самих женщин. И как права госпожа де Бовуар, когда говорит, что это практически неосуществимо в условиях угнетающего механизма капиталистической машины. Ведь женщины мира невыразимо далеки друг от друга, миф о половой солидарности никогда не имел под собой какого-либо основания, в данном же вопросе, вопросе столь глобальном, само упоминание его смешно и несправедливо. Женщины, как и мужчины, привязаны к своему социальному статусу, материальному положению, иными словами, заключены в кандалы общественных страт: именно они приковывают людей к определенным группам. Как богатая наследница с Верхнего Ист-Сайда может прочувствовать тяжелую долю бедной польской проститутки? Как эмансипированная норвежская бизнес-леди может понять бесправную, с рождения унижаемую мусульманскую девушку? Интерсекциональнный феминизм пытается найти выход из этой проблемы, но локальные разрешения мирового угнетения не способны воссоздать коренные перемены. Симона де Бовуар пишет: "На свете есть масса женщин, которым нравы их народов, традиции страны не позволяют получать образование, овладевать культурой, занимать ответственные посты, приобщаться к общественно полезной деятельности — все это прерогатива мужчин, которые между тем, не испытывая угрызений совести, отдают в руки женщин детей, как некогда в детстве им дарили кукол, чтобы утешить и отвлечь от мыслей об их более низком положении по сравнению с мальчиками; им всячески мешают жить, а в качестве компенсации позволяют играть в игрушки из плоти и крови", - к этому можно добавить только одно: когда амбициозная женщина достигает определенных высот, когерентно с этим она не может быть "как лучший мужчина", занимающий то же положение, тем паче "как средний мужчина", она должна быть умнее, сильнее, способнее и талантливее. Она не имеет права уступать мужчине хоть в чем-нибудь, потому что ее положение непрочно с самого начала, сам Наполеон Первый как-то отозвался о госпоже де Сталь: "Это невероятно, ужасающе умная женщина, я больше не хочу видеть ее фигуры рядом с собой. Отошлите ее прочь".

Женщина обречена быть безнравственной, потому что мораль предписывает ей роли сверхъестественного существа — то есть и сильной женщины, и превосходной матери, и эталона честности, и т.д. Как только она начинает думать, мечтать, спать, чего-то желать, дышать, не следуя установленным правилам, она разрушает тот идеал, который создали мужчины.

Христианская идеология немало способствовала угнетению женщины, большинство мировых религий в целом санкционировали строгую соподчиненность в отношении между полами: мужчина - полноценный человек, субьект истории, женщина - существо сомнительное, объект его власти. Идеальный принцип такого порядка вещей: "Жена да убоится мужа своего". Ведь это Ева была создана для Адама, а не Адам для Евы. Женщина первая должна выбросить Библию, должна расправить плечи и растоптать прах Христа, кем бы он ни был, торговцев шерсти или пастухом, ведь дело в том, что олицетворяют его мощи сегодня, а не чем они были вчера. Женщина первая должна возмутиться смехотворной абсурдности всякой религии, жестоким нападкам со стороны апологетов заповедей старой книги иудеев или христиан, как они себя не назови. Еще в древности эти патриархальные устои подвергались сомнению. Достаточно вспомнить Платона и его легенду об андрогине или Аристофана с его "Лисистратой", позже эти сомнения усиливались по мере приближения эпохи великих буржуазных революций - чего стоят только Леру и Стендаль, последний в свою очередь отмечал, что только мужчина, опасающийся за свою мужественность, неполноценная личность будет относится к женщине надменно, агрессивно или презрительно, исходя из одного фактора ее половой принадлежности. Мы все заложники общественных предрассудков, порождаемых капиталистическим миром, основой которому служит средневековая мораль. "Освобождение женщин - дело рук самих женщин". Однако истина заключается в том, что правила, придуманные мужчинами, и общество, созданное ими в их интересах, поставили женщину в такое положение, которое в настоящее время стало причиной мучений и женщин и мужчин. В таком случае, освобождение женщин - стало освобождением всего человечества.

Почти 50 лет назад, Йоко Оно сказала: "Woman is the nigger of the world", почти 50 лет назад Джон Леннон записал одноименную песню. Почти 50 лет – а женщина по-прежнему остается "рабой рабов".



А теперь за упокой:

Иногда, женщины делают ртом то, что обожают все мужчины.
Они молчат.

Смею отметить, что это нравится не только мужчинам. Еще мне, например, нравится. И чем больше женщины молчат - тем сильнее они мне нравятся. Прямая зависимость.
Дамы, без обид. Это относится не ко всем женщинам.

Мамзель, ну куда Вы лезете? Ну, право слово, "набрать чернил и плакать", а не книга.

Весь этот ниагароподобный поток мыслей-чувств на все темы, какие можно представить и какие нельзя, сшибает с ног километровой волной. Все эти чисто-женские "что бы было, если б не было", все эти совершенно умопомрачительные пережевывания одного и того же на многие-многие простыни страниц. Все эти порядком простые мысли, обличенные в якобы умный-умный слог. Все это так.. По-женски что ли.. Здесь совершенно не пахнет феминизмом. Здесь попахивает плачем в жилетку, помноженным на эгоцентризм в квадрате.
Ощущение, будто я возвращаюсь с работы, а моя особо необремененная делами и от этого очень скучающая женушка, начинает выливать на меня поток малосвязанных, но очень важных для нее фактов-решений-выводов-мыслей-дум. Так как пока она лежала на диване, а мысли ее в причудливой хореографии танцевали у нее в голове и выдавали по итогу интересные конфигурации ( ну от безделья то.. ), а слушать их никто не желал, то по долгу оказываюсь вынуждена я. Ну и все остальные читатели за компанию.

Госпожа Де Бовуар, ну Вы же жили с Сартром. Нет, не так... Госпожа Де Бовуар, ну Вы же жили с САРТРОМ!
Даже если таежный медведь проживет с Сатртром, то через некоторое время он будет томным с хрипотцой голосом обсуждать вопросы жизни и смерти и прочие психологические трудности индивида.
Вас.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments