Нет, дата не круглая, Игорь родился в 1951-м году, в бывшей Восточной Пруссии, где заканчивал службу его отец после войны.
Просто несколько недель назад он родился как бы второй раз. Т.е. судьба или Б-г подарили ему новую жизнь.
Эту фотографию Игоря я сделал десять лет назад, когда он приезжал к нам в Бостон первый раз. Потом он еще раз побывал у нас, потому что мы вместе из Бостона отправились в дальнее морское путешествие на Бермуды.
Я приезжал к нему в Сан-Франциско. И наконец, мы должны были увидеться 22 мая этого года, он снова должен был приехать в Бостон.
Но не приехал. В Оттаве его свалил обширный инфаркт.
Ему повезло, гостиница, где они остановились, была недалеко от больницы, поэтому Скорая его довезла за считанные минуты, иначе бы его не довезли.
Артерии были полностью забиты, кровь в сердце не поступала. Его сразу оперировали и поставили четыре шунта.
Сейчас он уже почти в порядке, пару дней назад он уже улетел из Оттавы домой.
Я думаю, что теперь у него будет все в порядке и впереди у него еще долгая и интересная жизнь. Его отец дожил до 92-х, надеюсь, что Игорь проживет еще дольше.
Если я вспомнил о Дяде Мише, напишу пару слов о нем. Моисей Юдович был младшим братом моей мамы. Оба старших брата, Залман и Иосиф ушли на фронт в 41-м и погибли.
Миша в 1941-м был еще подростком, он воевал последних два года войны и вернулся живой.
Воевал он в одном полку с Гришей Фридманом, который стал потом знаменитым писателем Григорием Баклановым.
Бакланов даже упоминает отца Игоря в своих мемуарах:
https://profilib.net/chtenie/137991/grigoriy-baklanov-zhizn-podarennaya-dvazhdy-7.php
Потом уж я узнал, что в полку я был самым молодым, хотя продолжалось это, конечно, недолго. Об этом и многом другом есть в моем невыдуманном рассказе "Как я потерял первенство". Он уже не раз был напечатан, когда я вдруг стал получать письма от однополчан из 387-го гаубичного полка, из нашей 34-й армии. "Читая военные произведения писателя Г. Я. Бакланова, мой друг по фронту М. А. Юдович и я обнаружили его маленький рассказик "Как я потерял первенство", из которого узнали, что Бакланов наш однополчанин", - писал из Ленинграда П. С. Ковальчук. Оказалось, создан музей полка, и там, собравшись, они читали рассказ вслух и плакали. В рассказе нет ничего, что заставляло бы плакать. Но они, пожилые люди, вспоминали себя, молодость, наш Северо-Западный фронт, голодный и мокрый.
Я много раз публиковал в своем ЖЖ тексты сегодняшнего именинника. Игорь - историк. Деньги он зарабатывал всю жизнь после окончания Ленинградского Политеха в том числе и в Америке, как инженер. Инженером он был неплохим, сейчас он уже на пенсии. Но, кроме этого, он написал множество статей на исторические темы и даже одну книгу, которую издал не у себя, а у нас в Бостоне.
Вот здесь подробнее о книге Игоря:
http://www.mgraphics-publishing.com/catalog/194022004/194022004.html
Она называется "Американский путь" и рассказывает о становлении американской политической системы и о людях, которые её создали.
Я хочу познакомить Вас с текстом Игоря, который я еще в свой ЖЖ не ставил. Но перед этим, я хочу сделать ему, как говорили в советских радиопередачах, музыкальный подарок, несколько белорусских песен.
Игорь провел свое детство в белорусских сёлах, его отец после демобилизации стал сельским учителем. Поэтому Игорь в детстве знал белорусский язык не хуже русского.
Идиш знали наши родители, но мы его не знали.
Так что поставлю я для него пару песен на почти родном для него языке:
Ну а теперь слово именнику. Этот тревожный текст Игорь написал в прошлом году, но актуальности он не потерял.
Янв 28, 2017
История Американской республики полна ситуациями, когда, казалось, только Божие вмешательство сохраняло Союз и существующую политическую систему, равной которой по справедливости и эффективности построения общественного строя для всех граждан пока не придумано. Поэтому будем уповать на Бога.
Заметки на полях Американской Конституции
Игорь Юдович
На Большой печати Соединённых Штатов внизу, под пирамидой, написана латинская фраза «Novos Ordo Seclorum», что в прямом переводе будет — «Новый порядок веков», но по-русски лучше сказать «Порядок новой эры (эпохи)». Чарльз Томсон, один из отцов-основателей Американской республики и добрый товарищ Вашингтона, одолжил эти слова из поэмы великого римского поэта Виргилия. В классическом русском переводе строчка из поэмы звучит так: «Сызнова ныне времён зачинается строй величавый».
Отцы-основатели (ОО) искренне считали, что их труд и жертвы для победы Американской революции привели к «новому порядку на века». Но мы, как люди интеллигентные и много читавшие, знаем, что всё когда-нибудь кончается, а значит, где-то в будущем предстоит и конец «нового порядка». Вопрос — когда и как мы узнаем? Или совсем уж жуткий вопрос — а не прозевали ли мы этот конец?
Можно бесконечно долго говорить о фундаменте и идеях Американской республики, о путях её строительства, об ошибках и достижениях, но для начала важно вспомнить её действительно важные особенности и отличия.
- Американская федеративная республика соединённых штатов создавалась на основе уже существующей реальной системы представительского самоуправления в отдельных штатах — нижние палаты штатов обладали реальной властью до революции;
- Через различные выборные должности в штатах прошло огромное количество политически активных граждан — ещё до революции;
- Эти граждане были как правило представителями среднего класса и мелкой буржуазии. В колониях ко времени революции был многочисленный, работающий, образованный и активный средний класс — не люмпен;
- В стране главенствовала протестантская этика, утверждавшая, что как из несовершенных людей возможно создать хорошую церковь, так и из несовершенных граждан можно при определённых обстоятельствах составить хорошее государство. Хорошее, но не идеальное;
- Создавать идеального человека и строить идеальное государство — страшный грех перед Богом;
- Определёнными обстоятельствами для создания хорошего государства является реально предоставляемая возможность максимального самоуправления;
- Республика создавалась для в огромной степени социально однородного населения — белых, протестантов, среднего класса. Все другие представители населения были в большей или меньшей мере исключены из политической сферы, хотя не из экономической;
- В социально однородном обществе единственным работающим способом разрешения любых противоречий может быть только компромисс.
Как результат такого философского подхода к практической работе по строительству государства, было создано государство, которое:
- Совершенно не вмешивается в мысли граждан;
- Ограничено строго определёнными минимальными функциями управления;
- Находится под жёстким и постоянным контролем граждан;
- Доверяет самоуправление своим гражданам в широчайшей сфере местных локальных дел;
- Во главе всего признает личную свободу граждан и право на выражение несогласия в любой форме, разрешённой законом, по любому вопросу строительства государства. И даже много больше: на века был утверждён порядок, по которому любое сомнение и любая критика не является государственным преступлением, но обязанностью свободной прессы и рядовых граждан.
Из вышесказанного вытекает два следствия:
- Политическая система США, отражённая в Конституции, не была изобретена на пустом месте какими-либо гениями на местах или дана сверху богом, но была «заточена» под уже существующую систему самоуправления и под представления о жизни политически и социально активных людей, существующих и действующих в конкретной социальной и политической сфере своего времени.
- Свободные люди не связаны с государством никаким Заветом или социальным контрактом, они не связаны подобными обязательствами и в отношении лидеров любого направления, но только друг с другом.
200 с лишним лет, прошедших со времён Американской революции и создания Конституции, не были однозначно победными. Республику шатало и бросало в разные стороны: вначале она почти распалась на три части, потом, в результате Гражданской войны, она почти распалась на две части, среди её НЕдостижений было отношение к аборигенам-индейцам, неприятие религиозных меньшинств — католиков и мормонов, социальное и политическое притеснение китайцев, отторжение даже после Гражданской войны негров и прочее, прочее, прочее. Но каким-то поистине божественным провидением республика выстояла и дожила до наших времён. В каком же состоянии Американская республика находится сегодня?
Если бы ОО проснулись сегодня и посмотрели на созданную ими страну, то они сразу заметили бы следующие несоответствия заложенному ими порядку:
- Существующая политическая система уже не «заточена» под социально однородное население, которое на практике представляет из себя многообразие общин, национальных, религиозных, социальных и экономических групп, каждая из которых активно борется за доминирование;
- Государство взяло на себя слишком большую часть «заботы» о гражданах, в огромной степени подавив систему самоуправления на местах;
- Всё большая часть населения, вернее — большинство, предпочло заключить социальный и политический контракт-Завет с государством, либо с лидерами политических и социальный направлений, добровольно отказавшись от своего права на свободное самовыражение.
- Желание создать «идеального человека» и на его базе построить некое «идеальное» государство стало навязчивой идеей значительной части граждан.
- Основа основ — личная свобода граждан и понятие приватности — полностью отброшено за ненадобностью в новом государстве, где государство непрерывно контролирует все аспекты деятельности граждан.
- Идея компромисса при разрешении социальных, политических и экономических противоречий не принимается значительной частью политического истэблишмента;
- В республике появился новый класс привилегированных граждан — политическая и глобально-экономическая элита, привилегии которой никоим образом не определены в Конституции.
Все эти новые политические вызовы, особенно в совокупности, представляют смертельную угрозу существующей политической системе, но не только они будут определять будущее Соединённых Штатов Америки.
В то же самое время, проснувшиеся ОО заметили бы, может быть, не новые, но до того невиданные по интенсивности, значению и последствиям новые вызовы постаревшей республике — технологические и демографические.
Технологические уже, но всё больше в будущем, будут кардинально изменять социальную структуру общества, вымывая из него саму основу политической стабильности — средний класс. Демографические связаны как с низкой рождаемостью в традиционных устоявшихся группах населения, группах со значительным, в течение многих поколений опытом проживания в существующей политической системе, так и с иммиграционными потоками из стран Азии, Африки и Латинской Америки, потоками невиданной в последние 50 лет интенсивности и ещё более высокой — в будущем. Эти «новые американцы», во-первых, рожают гораздо больше детей, во-вторых, с трудом вживаются в политическую систему страны.
Смена политического руководства в США, приход к власти Администрации Президента Трампа, воспринят многими как свалившаяся на нас с неба глобальная и неожиданная катастрофа. Как будто бы, всё было ясно и солнечно и вдруг — цунами. По этому поводу Рева Гоужон из Стратфор пишет:
«При всё усиливающемся напряжении в мире возникает ощущение, что Америка и весь мир на пороге «Нового порядка на века». Сказать, что наступающий новый порядок приходит из-за того, что Дональд Трамп стал во главе Республики, значит дать ему слишком большой кредит. Наши политики не более, чем наглядные и очевидные симптомы более глубоких болезней, поражающих все органы государства».
Прямо над словами «Новый порядок веков» на Большой печати расположена Пирамида, представляющая 13 штатов, создавших Американскую республику. Пирамида изображена недостроенной. Её продолжали строить поколения американцев, но работа далека от завершения. А ещё выше, над пирамидой, изображён… сам Бог, внимательно следящий и, согласно традиции» «хранящий» Америку.
История Американской республики полна ситуациями, когда, казалось, только Божие вмешательство сохраняло Союз и существующую политическую систему, равной которой по справедливости и эффективности построения общественного строя для всех граждан пока не придумано. Во всяком случае, по длительности существования такой системы.
Поэтому будем уповать на Бога. Глубокоуважаемый и всепочитаемый Господь, пожалуйста, на забывай нас, своих американских чад.