dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Так вот оказывается в чём дело


«Конквистадор в панцире хлопчатом»
Книга, открывающая главную тайну конкистадоров: как им это удалось?

Андрей Кофман. Под покровительством Сантьяго. Испанское завоевание Америки и судьбы знаменитых конкистадоров. СПб: Крига, 2017

Колонизировать Америку (которую тогда все еще считали Индией) испанцы начали от отчаяния. Колумб не привез из Нового Света пряностей, фарфора, шелка — всего того, за чем он поплыл на сказочный Восток через Атлантический океан.

А почти одновременно с этим португальский дворянин Васко да Гама доплыл до настоящей Индии, открыл Малабарский берег, повоевал немного с местными жителями и привез перец, корицу, гвоздику, пленных и четкие доказательства того, что настоящая Индия существует и готова к колонизации, христианизации и ограблению. Португальская корона это приняла к сведению и начала отправлять туда флот за флотом, потому что, несмотря на чудовищные лишения и ужасные расстояния (от Европы до Карибского моря Колумб плыл чуть больше месяца, Африку Гама огибал полтора года), прибыли от экспедиций были грандиозными.

У испанцев же в Западной Индии ничего не получалось. Антильские острова не были похожи ни на Острова Пряностей, ни на таинственную страну Япан. Золота, пряностей и христианских владык там не было. Жители были сравнительно дружелюбны, но бедны и новыми подданными католических королей становиться не стремились. На Кубе и Эспаньоле организовались испанские колонии, но они даже толком сами себя не обеспечивали.

При этом ходили упорные слухи (вся ранняя история колонизации была построена на слухах и библейских легендах) о царствах, богатых золотом и пряностями, и об источниках вечной молодости. Слухов этих было недостаточно для того, чтобы короли Арагона и Кастилии организовали бы полноценные военные экспедиции, но их было достаточно для того, чтобы авантюристы из числа бедных дворян и даже детей свинопасов (главное, чтоб они не были потомками крещеных евреев) собирали отряды за свой счет и колонизировали Америку — сами. Этих-то людей и назвали конкистадорами, и про них Андрей Кофман написал очень толстую и богатую книжку.

Во-первых, она огромная. 1 030 страниц с предисловием, именным указателем и списком литературы и источников. Хорошая, толстая, тяжелая бумага, красивая твердая обложка — это не та книга, которую можно носить с собой в сумочке или аккуратном городском рюкзачке, она должна читаться дома — желательно со специального средневекового пюпитра-конторки. Для удобства читателя издание снабжено шелковой красной закладочкой — мелочь, а приятно.

Во-вторых, она красивая. В книжке есть карты — и старинные, и современные художественные стилизации. И картинки. С последними, впрочем, сложно: там опубликовано очень много индейских рисунков (индейцы очень здорово рисовали своих завоевателей, изображения можно рассматривать просто часами), много рисунков самих конкистадоров и сопровождавших их монахов, копии старинных гравюр и какое-то количество современных, но выполненных в том же стиле. И в этом легко запутаться. Не все иллюстрации подписаны, и понять, смотрит ли на тебя герой ацтекского граффити или перед тобой современная стилизация, не всегда возможно.

Главное, впрочем, не картинки, а буквы.

Андрей Кофман совершил популяризаторский подвиг и собрал всю историю завоевания Америки в один том. Примерно сто лет, невероятно насыщенных событиями и героями, падение двух великих американских империй, катастрофический анабасис флоридской экспедиции, выход к Тихому Океану, победы и поражения, междоусобицы конкистадоров — и все под одной обложкой. Для простоты он воспользовался личностным подходом: каждая глава — описание жизни и подвигов одного «приключенца». Жизнь читателя это не очень облегчает, потому что одни и те же герои встречаются в разных главах: этот служил у этого, тот воевал с тем, новый персонаж пытался посадить героя предыдущей главы в тюрьму и выдать королевским властям как предателя, растратчика и негодяя. Голова от обилия действующих лиц начинает кружиться довольно быстро — тем более что если имена завоевателя Мексики Кортеса, победителя инков Писарро и единственного в этой банде приличного человека Альвара Нуньеса Кабеса де Вака мы еще знаем, то малоизвестные Педрариас Давила, Хуан де Гарай и Лопе де Агирре наплывают волнами, кружат хороводом по всему Новому Свету и заставляют читателя плакать.

Но не автора. Автор их по-настоящему любит, даже бездарей и сутяг вроде Педрариаса Давилы. Он очень много и подробно пишет об их этике и их внутреннем мире. Эти парни были воспитаны на рыцарских романах, пик моды на которую пришелся на самый конец XV века (уже Сервантес эту моду высмеивает). Они искренне верили в библейские и околобиблейские сказки и напрямую ими руководствовались, ища в Америке и Копи царя Соломона, и царство Пресвитера Иоанна и другие средневековые миражи. Они сочетали культ личной доблести и личную честь с разумным цинизмом и страстью к обогащению. Огромные богатства, впрочем, могли достаться считанным единицам, а вот невероятных приключений, чудовищных лишений и неизведанных земель хватало на всех. Они правда верили, что их божественная миссия — принести Свет Веры Христовой дикарям, что не мешало им обратить этих новых христиан в рабство и загнать их в энкомьенды (поместья) и рудники. Как и испанские терции — легендарные пехотные полки, наводившие примерно в это же время ужас на все европейские народы, — отряды конкистадоров не были сословными. Там были и дворяне — но в основном бедные и к тому же вторые и третьи сыновья, каким на родине ничего не светило, — и простолюдины, которые, вооружившись, исповедовали те же ценности и тот же кодекс чести, что и их товарищи с голубой кровью.

Грубо говоря, надел панцирь железный — стал конквистадором.

Или нет.

Дело в том, что (особенно на ранних стадиях завоевания) конкистадоры были очень бедны. И вооружены они были тоже из рук вон плохо. Буквально: одна аркебуза на всех, доспехи — только у офицеров, арбалетов — и тех не хватало. Соратники Кортеса охотно носили трофейные ацтекские панцири из стеганого хлопка — вражеские стрелы в них застревали, удары индейских палиц они смягчали, ну и в любом случае это лучше, чем ничего. Так что Гумилеву надо было написать «Я конквистадор в панцире хлопчатом» или что-нибудь вроде того.

И тут снова и снова возникает главный вопрос, которым задаются все, кто хоть когда-нибудь, хоть немножко интересовался историей завоевания Америки. Как так получилось, что крошечные, нищие, плохо вооруженные отряды испанцев разгромили огромные армии индейских императоров? В отрядах конкистадоров были сотни, иногда даже десятки людей — в армиях ацтеков и инков были десятки тысяч воинов.

Понятно, что конкретно Кортес очень удачно сыграл на ненависти между разными племенами, входившими в ацтекское государство, фактически встал во главе восстания против императорского дома. Но было довольно много столкновений, в которых Кортесу приходилось обходиться без поддержки тласкаланцев, а Писарро так и вовсе обошелся почти без поддержки местных племен. Понятно, что у испанцев было немного кавалерии, а индейцы никогда не видели чудища под названием «всадник» и представления не имели, как с ним бороться, но идиотами они тоже не были, такие штуки срабатывают один раз.

Кофман тоже задается этим вопросом и сводит все к чести и дисциплине белых завоевателей. У испанцев присягой и контрактом были четко распределены все роли. У каждого командира — целая цепочка заместителей. Каждый боец знал свое место в строю и знал, чье место ему придется занять, если потери будут велики. Ранение или смерть командира не приводила к панике и бегству, как это происходило у индейцев.

Кроме того, испанцы были обыкновенными солдатами, цель которых сделать так, чтобы противник упал, сдался или убежал, и добиваться этой цели они могли любыми методами. Для индейцев же война была ритуалом, основная цель которого заключалась в том, чтобы взять врага в плен и потом принести его в жертву богам. Строя они при этом не знали, разные воинские части между собой взаимодействовать не умели — и в результате очень сильно проигрывали испанцам в тактике. Но все равно непонятно — потому что многие племена Южной и Центральной Америки сопротивлялись конкистадорам очень успешно, освоив верховую езду, применяя партизанскую тактику и используя знание местности.

У испанцев, впрочем, это обстоятельство не вызывало изумления. На их стороне были Бог и апостол Иаков, Сантьяго, и проиграть они просто не могли. По этой же причине, кстати, они были гораздо меньшими расистами, чем другие колониальные европейцы. С первых лет конкисты испанцы женились на местных женщинах (а почему бы и нет, если они принимали христианство), а их дети-метисы наследовали титулы и имущество и становились полноправными членами общества. Того самого, которое из новоиспанского очень быстро превратилось в латиноамериканское.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments