dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Поющий Израиль - Ярдена Арази - израильская цыганка

Мой френд phobos_il подсказал мне еще одну песню, которая спета Ярденной Арази с той же группой, что и Бен Адам на Евровиденьи.

Вот они все вместе поют там Бен Адам
Еще одна песня в том же музыкальном ключе и в той же эстетике танца и костюма Ярдены, которую мне подсказали,
называется, Хи Рокедет (Она танцует)



Начало текста на иврите, записанное латинскими буквами.

Hee rokedet

Hee rokedet ve’shochachat et atzmah,
Hee rokedet ve’shochachat mahu shmah,
Hee rokedet ve’shochachat et avihah ve’imah,
Hee otzemet et eineihah ve’hi shuv yaldah t’mimah,
Hashku’ah bachalomah,
Elohim do’eg halailah li’shlomah.

Мой перевод с английского подстрочника

Она танцует

В этом танце забывает все она.
В этом танце, ей неважны имена.
В этом танце все забыты, и отец и даже мать.
Но глаза ее закрыты, так ей легче вспоминать.
Пусть в мечте все беды - прочь!
Б-г поможет ей сегодня быть счастливой в эту ночь!


Ну что ж, можно сделать вывод, Ярдена Арази в целом периоде своего творчества осваивала цыганско-румынскую и венгерскую музыкальную тематику.
Большинство ее песен восьмидесятых, по ритму - чардаш. Так же как и множество еврейских ашкеназийских мелодий.
Правда, поёт она их не на идиш, не на цыганском и не на венгерском. Поёт она их на иврите, совершенно новом для этой музыкальной традиции языке. Оказалось, что иврит вполне подходит для подобной музыкальной традиции. Хоть это древний восточный язык, а не язык молдавских и венгерских степей и не язык бесарабских местечек.
Израильтяне - они такие, берут совсем другое и делают своим. И хорошо делают.
Впрочем, Борис Дикинштейн, автор музыки к Бен Адаму был как раз из этих мест, он родился и вырос в Кишеневе, там же он окончил консерваторию.
Но уже автор Хи Рокедет - коренной израильтянин, сабра. Его зовут Коби Ошрат и родился в Хайфе.
Кстати, он же автор музыки к "Аллилуйе", победительнице Евровиденья-1979.

Я бы вам хотел напомнить общность ритма чардаша с множеством еврейских ашкенозийских мелодий. Это мое собственное открытие восьмилетней давности. По-моему, я впервые в мире четко указал на сходство ритмов. Копирую сам себя отсюда:

https://dandorfman.livejournal.com/61700.html

Правда, половина тех видео, которые там были поставлены, уже не работают, их нет в Сети и восстановить их невозможно. Я заменил одно из неработающих видео, работающим. И там другой чардаш Кальмана.

Но... вслушайтесь в ритм и вы легко распознаете эту музыкальную форму.
Песня которую Вы только что услышали, как и половина цыганских и... еврейских песен на Идиш, ну и довольно много русских и польских, которые Вы слышали раньше - это... Чардаш. Ритм и форма Чардаша вот что объединяет всю цыганщину, на разных языках.

Так я с вами нашел общий ритм этих песен. Ну и значит, какое-то общее происхождение. Судя по тому, что это ритм чардаша, венгерского танца, происхождение, получается, венгерское. Но... я не думаю, что у истоков Чардаша стояли одни венгры, хоть эта музыкальная форма сделалась визитной карточкой венгерской музыки. Какой основной инструмент чардаша? Разумеется, скрипка.
А кто виртуозно играл на скрипке и не только в Венгрии? Нет, венгры тоже на ней играли, но играть они учились у евреев - скрипачей.
Ну и дело не только в скрипке, есть много общего в музыкальной форме чисто еврейских мелодий и мелодий чардаша. Заглянем на несколько столетий назад. Чардаш появился в 18-ом веке, веке, когда вся Центральная Европа, включая и долину Дуная была ареолом расселения евреев-ашкеназов. И оркестры, которые играли Чардаш на венгерских свадьбах, как и оркестры, которые играли на румынских, польских, молдавских, украинских и т.д... свадьбах в основном, были еврейские. Может быть поэтому, благодаря еврейским музыкантам в разных европейских странах так близки оказались польские, венгерские цыганские русские мелодии сделанные в этом самом ритме?
Общей визитной карточкой музыки Центральной и Восточной Европы сделались песни и танцы, которые созданы в характерном ритме, который мы считаем цыганским или венгерским. В частности, это ритм венгерского чардаша. Или цыганского танца. Но... на самом деле, это основной ритм, который применяли в разных странах именно еврейские музыканты. Это универсальный ритм и универсальная форма, созданная именно ими, но использованная другими народами, для создания своей национальной музыки.
Ну и теперь я обещал привести конкретный пример еще одной песни на Идиш, которая сделана в том же ритме и в той же музыкальной форме, форме чардаша. Это песня "Авреми дер Марвихер".



Попробую кое-что уточнить, даже не уточнить, а напомнить о судьбе чардаша в начале двадцатого века.
В частности, вспомним, что евреи, вернее, один гениальный еврей способствовал победному шествию чардаша по музыкальным сценам всей нашей планеты, не только Европы. Как вы думаете, кто сочинил больше всех чардашей? Имя этого человека вы хорошо знаете, друзья, так что думать вам наверное пришлось немного. Это гениальный венгерский композитор Имре Кальман, король оперетты и... король чардаша. Потому что каждая вторая мелодия в его опереттах была чардашем. По самой его знаменитой оперетте, "Сильва", в 1981-м году был снят в СССР фильм, который назывался, ну конечно же - "Королева чардаша". Я думаю,вы знаете, что "Кальман", не совсем венгерская фамилия, т.е. этническая принадлежность короля чардаша у вас не вызывает никакого сомнения.


Вот один из сорока чардашей написанных Кальманом.

Ну хорошо, спросите вы, предположим, что Ярдена Арази - королева чардаша на иврите, но почему вы ее назвали еще и цыганкой:
Ну это очень простой вопрос. Вот ответ:



А вот "Ехали цыгане"


А вот оригинальная ивритская песня, которая тоже заканчивается "Очами черными".
Tags: israel-songs
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments