dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Снова об Улицкой.


Так как и моя собеседница и я с большим опозданием продолжили разговор об Улицкой, никто уже кроме меня и ее в эту давнюю запись не заглядывал. Вот почему я переношу наш вчерашний разговор в отдельную запись.



mashabro
2011-09-10 12:30 pm UTC (ссылка) СтеретьПометить как спамЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >

Вот и мне подарили "ЗШ" Улицкой. Прочла и еще раз убедилась в прямо противоположном: что ЛУ никого не жалко, но компилятор она очень бойкий. Про писательский талант промолчу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)





dandorfman
2011-09-10 07:18 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >

Интересно. Интересно, что это первый случай, когда я с Вами резко разошелся во мнении.
По поводу писательского мастерства спорить не буду. Она разумеется талантлива, но с точки зрения профессиональной этот текст сделан крайне небрежно, если бы меня попросили написать резко отрицательную рецензию, я бы нашел за что ругать текст. Но я его воспринял не как рецензент, а как обычный читатель и обычному читателю роман понравился.
По поводу жалости. По-моему, Вы не правы, она ведь искренне верующая и она верит, что всех людей надо жалеть, потому что так угодно Б-гу. Может быть она недостаточно это выразила и Вы не уловили?
Впрочем, диссидентов в целом она действительно не пожалела. Но я как крайне правый, мракобес, фашист и расист, скорее на ее стороне именно в этом. Диссидентство - это хобби леваков.
Правым некогда этим заниматься, потому что они тяжело и много работают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)







mashabro
2011-09-14 07:11 am UTC (ссылка) СтеретьПометить как спамЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >

Дан, отвечаю сопозданием, но так и меня удивило Ваше приятие Улицкой.
Что касается правизны, мракобесия и расизма, тут мы можем поспорить за пальму первенства.)

*искренне верующая*- не только не верю, но, напротив, считаю её "Переводчика" зеркалом мышления советского интеллигента-атеиста, который пытается оправдать свою размытую мораль искусственным неофитством. В общем-то вся религия в трактовке ЛЮ сводится к столь нежному для серца 60-десятника
слогпну "Возьмемся за руки, друзья" и хипповому "Пусть цветут все цветы"(с).
А религию заменяет сомнительный интеллигентсий постулат о порядочности. Который обернулся апологией предательства, как в "Штайне".
В диссидентах было много разных людей, и то что и как она описала оставляет впечатление малохудожественного коллажа с все теми же сырыми куколками-персонажам, что толпами кочуют в ее текстах. И тяжелая рука автора двигает их по страницам вязкого текста ЗШ, без жалости, любви и риска. Ни один не тянет на героя, и ни один не тянет на драму. А такие люди и случаи были.
Осторожность и жестоковыйность автора просмаиривается сквозь все эти турусы на колесах.
Мягкий юмор - типичное зубоскальство её среды, где серьезность воспринималась почти как глупость.
Это бесконечно унылое повествование напоминает стиль среднестатистической советской литературы.
Пишет она гладко, это хорошо укатанный язых МНСов, и толстых журналов ее юности.
Знаю, что многие "случаи из жизни", и прочие байки принесены были ее друзьями, сама же Люся уже столь раскрученный бренд, что может писать как угодно.
Не вдаюсь в разборку деталей и ляпов, а также в чисто женский "фрейдизьм", но уж очень все предсказуемо.

Вспоминается Аверченко о тонкой даме-писательнице "а вскрыли ее - одна сала".
Извините, если кого обидел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)






dandorfman
2011-10-02 04:44 am UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >

"Пусть цветут все цветы" - это не хипповое, это Мао-Дзедун сказал, а потом ударил по только немного расцветшим цветам "Культурной революцией". Точнее он сказал - Пусть расцветает сто цветов.
"Возьмемся за руки друзья" меня так же сейчас раздражает, как и Вас, хоть тогда это звучало вполне симпатично.
По поводу искренности ее Веры:

Я - атеист, чувства верующих мне непонятны, я не в состоянии влезть им в мозг и смоделировать эти чувства.
Мне остается видеть в человеке хорошее, а не плохое, т.е. считать, что человек искренне верит. Я предпочитаю, пока мне не доказали про конкретного человека, что он - лжец или подонок, считать человека которого я не понимаю, человеком порядочным и правдивым.

Предпочитаю думать, что Люся Улицкая - искренне воспринимает свою Веру. Даже если она крестилась, потому что отец Александр Мень производил на дам гипнотическое впечатление. Он был речистым красавцем. И вообще, я опять же не понимаю этих женщин и мужчин, которые взрослыми стали верить во Всевышнего, и поэтому я не могу судить их и делать выводы об их неискренности.

Вы несколько наотмашь воспринимаете Улицкую и всю тусовку, к которой она принадлежит. Да, они сегодня в основном смешны и нелепы. Но все мы становимся смешными и нелепыми со временем. Время заставляет ржаветь все то, к чему оно притрагивается. В начале семидесятых я, когда приезжал в Москву, не спал вообще ночью, потому что надо было за несколько дней прочесть несколько сундуков Самиздата. Я останавливался в доме рядом со станцией метро Беляево-Богородское, кооперативный дом был заселен людьми, которые знали друг друга и почти у всех была солидная коллекция подобной литературы. Я ходил из квартиры в квартиру, меня просто передавали, как эстафету и читал, читал, читал. Там же я увидел молодого Сашу Подрабинека. Он пришел к одному из обитателей этого дома. И живой диссидент произвел на меня оглушающее впечатление. Из окон этого дома я видел пустырь, где устроили выставку, которую впоследствие назвали "бульдозерной", в связи со способом ее разгона. Более того, я был в Москве те дни, когда ее устроили и когда ее разгоняли. И все это видел. Так что для меня все это не совсем литература.
В КГБ на Бебеля 12, это у нас в Одессе, меня били по почкам, впрочем, били лениво и ничего особенно плохого мне не сделали, врать не буду. Ладно, пора остановиться, а то я съехал с Улицкой на себя родимого. Это никому не интересно.

(Ответить) (Уровень выше)






dandorfman
2011-10-02 04:46 am UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >

У меня почему-то комментарии в почту не идут, хоть настройку я не менял. Поэтому комментарий Ваш я увидел случайно и тоже отвечаю с опозданием.

(Ответить) (Уровень выше)






mashabro
2011-10-02 11:36 am UTC (ссылка) СтеретьПометить как спамЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >

Дан, спасибо за ответ и за то что поделились своими воспоминаниями. Как раз интересно.

Вы правы, со временем все ржавеет. Тусовку ЛУ я знаю, без их помощи, в смысле баек и "случаев из жизни" не собрать было бы материал. Сейчас то время это почти уже времена декабристов, поэтому любое описание интересно. Да, я воспринимаю два последних романа как хитрую, гладкую ложь, но совсем не потому что люди эти кажутся мне смешными или нелепыми, отнюдь нет. Мне довелось встретить некоторых из них - все это были очень разные люди. Не поэтому сужу так "наотмашь", а по чувству лживости всего этого конфексьона "про диссидентов" в исполнении первой скрипки российской словесности. О стиле даже не касаюсь. Не хочу вас отвлекать. Еще раз спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)







dandorfman
2011-10-02 02:48 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >
Комментарий добавлен

Спасибо за Ваше спасибо.
Маша, я - человек внушаемый. Поэтому все, что Вы написали, очень повлияло на мою оценку "Зеленого шатра". Я даже перечитал рецензию Латыниной на него. Если не читали, полюбопытствуйте:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/6/la11.html
И вот, когда я читал ее второй раз, до меня внезапно дошло, что с середины рецензии начинается разгром. Разгром вежливый, конечно Алла Латынина делает это тонко и тактично, она - умеет.
Впрочем, в связи с моей внушаемостью, это все может быть мне только показалось?
Мне нужно просто другое мнение, чтобы войти в баланс.
Напишу-ка я Дмитрию Бавильскому, он - хорошо знает лично Людмилу Евгеньевну и любит ее как автора.
Что он скажет о нашей небольшой дискуссии, посмотрим. Если у него найдется время, он откликнется.

(Ответить) (Уровень выше)



paslen
2011-10-02 03:56 pm UTC (ссылка) СтеретьПометить как спамЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >
А что тут скажешь, у каждого свое мнение, каждый при своем и останется
Я считаю Улицкую лучшим современным писателем, самым глубоким и по-христиански светлым. Писателем с идеалом. Пишет она хорошо и убедительно; то, что, Дан, Ваша собеседница ставит Улицкой в минус я поставил в заслугу - сюжетную гладкопись без понтов, которая сделана так, как сделана, а из чего - вопрос ее творческой лаборатории.
Просто Вашу собеседницу интересно было бы спросить кого бы можно было поставить рядом с Людмилой Евгеньевной. Если она неважнецкий автор, то какой автор хороший?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments