dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Токио. День Второй. Храм Мэйдзи-дзингу в честь императора-революционера

WIKI:
Крупнейший синтоистский храм Японии, спрятанный в глубине парка Йойоги, был построен в 1920 году в честь великого императора Мэйдзи, поднявшего страну с колен. Японцы были настолько благодарны этому правителю, что после его смерти организовали целое движение по увековечиванию памяти императора. Храм Мэйдзи-дзингу, возведенный в типично японском стиле, стал вершиной стараний простых людей. Вокруг святилища разбит парк, в котором произрастают деревья со всей Японии: от гинкго до кипарисов и сакуры. За храмом находится музей-сокровищница, где собраны произведения искусства и вещи, принадлежавшие императорской чете. Здесь же можно увидеть 80 больших фресок, иллюстрирующих важные события жизни императора и его семьи.



Мы приехали в храм, который был выстроен на деньги народа, японцы сами собрали средства для его постройки, со всех концов Японии везли ценные породы деревьев для его зданий, со всей Японии собрались лучшие мастера и храм был выстроен. Любовь японцев к императору Мэйдзи была почти безгранична, он средневековую Японию только за период своего правления, трон он занял 15-тилетним мальчиком, сделал мощной мировой державой во много раз подняв и жизненный уровень обычных людей.
При нем появились современные заводы и рабочие места на этих заводах, отсюда и общее увеличение благосостояния японцев. Короче, он сотворил с Японией настоящее чудо.
Неудивительно отношение японцев к своему великому императору-революционеру.


Заключительный аккорд эпохи Мэйдзи:

Мэйдзи уже был весьма нездоров. Жаркая погода в июле 1912 г. и очередные посещения церемоний способствовали ускорению его кончины. 10 июля император заболел, но не перестал появляться на людях. 19 июля он потерял сознание…

Вся страна молилась за здоровье Мэйдзи. Казалось, столица ходит на цыпочках, чтобы не потревожить больного императора: трамваи замедляли ход около дворца, запретили церемонию полуденного выстрела из пушки и колокола, сигналы горна дворцовой охраны…

Но помочь уже ничто не могло. 29 июля 1912 г. земная жизнь императора Мэйдзи прервалась. Новым государем стал наследный принц Ёсихито. Передача регалий прошла почти мгновенно, новый девиз («Тайсё» — «великая справедливость») был принят на следующий же день. А в сентябре, после длительной организации похорон, траурный поезд отправился в Киото. Саркофаг предали земле по синтоистскому обычаю в районе Фусими-Момояма. Не забыли возродить древний ритуал со статуэткамн-ханива. Впоследствии появилось и святилище Мэйдзи-дзингу, где поклоняются императору и императрице Харуко, которая лишь ненадолго пережила супруга. (Есть и храм в честь генерала Ноги).

А после смерти Мэйдзи герой войны Морэсукэ Ноги, впервые прославившийся в дни войны с Такамори Сайго, выполнил то, что разрешил ему покойный император. Он совершил самоубийство вместе с супругой, не желая продолжать жить после господина. Столик с портретом Мэйдзи генерал поставил у окна, выходящего в сторону дворца. Еще утром его и супругу запечатлел фотограф. А затем было написано предсмертное стихотворение:

Горюя
О божестве божественном,
Что покинул
Сей бренный мир,
Отправляюсь за ним.


Вначале самоубийство (обычай ухода вслед за господином был запрещен еще при правлении клана Токугава) расценивалось как анахронизм и едва ли не безответственность. Затем тон публикаций резко (по команде) поменялся: генерал Ноги стал героем. Его смерть была признана и «красивой», и достойной. Милитаристской Японии требовалось возродить мораль кодекса бусидо.

Эпоха Мэйдзи, возможно, останется самой великой в истории Японии. И весьма неоднозначной. Это черно-белая эпоха, связанная и с освобождением людей, которые впервые узнали о том, что есть некие права личности, и с созданием тоталитарного государства, и с невероятной полувековой модернизацией страны.

Но развитие, которое отличает нынешнюю свободную Японию, берет начало именно в эпохе Мэйдзи.

Конечно, император не принимал лично и самодержавно многих решений, определивших путь революции-реставрации, он лишь освящал своим присутствием происходящие события, стал символом перемен. Но, полагаю, без любознательности и пытливого ума государя из процесса модернизации и создания новой Японии не получилось бы ничего.
Tags: Япония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments