dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Ну и об Одессе

Десять фактов о Тещином мосте: «бегущая лань», знаменитая бутылка и покушения застройщиков



В эти дни исполняется ровно 50 лет знаменитому Тещиному мосту — самому длинному и современному в Одессе. Его торжественно открыли для пешеходов 16 февраля 1968 года, хотя работы по благоустройству территории вокруг и под сооружением продолжались до конца года.

К юбилею «Думская» собрала 10 фактов об этом важном объекте.




КАК У ГЕРЦОГИНИ, ТОЛЬКО МЕНЬШЕ И ДРУГОЙ. Считается, что наш мост является уменьшенной копией моста великой герцогини Шарлотты в Люксембурге.

И действительно, внешне они очень похожи, а поскольку люксембургский построили на два года раньше, то не исключено, что архитектор Рашель Владимирская позаимствовала идею у западноевропейских коллег. Мост Шарлотты в три раза длиннее Тещиного и выкрашен в красный цвет, за что местные называют его Rout Breck (Красным мостом).
Одесское сооружение, как известно, белое.

БЕГУЩАЯ ЛАНЬ. А вообще, мостов такого типа — в виде трехпролетной рамы с наклонными ногами — в мире немало. Эту весьма популярную в 1960-е годы конструкцию прозвали «бегущей (стремительной) ланью». В Украине похожий мост, который так и называется «Бегущая лань», соединяет берега реки Смотрич в Каменце-Подольском. Правда, он автомобильный.


ОПАСНЫЙ. Как и мост герцогини, Тещин часто привлекает желающих свести счеты с жизнью: ежегодно с него прыгает несколько человек. В Люксембурге эту проблему решили, установив над оградой дополнительный барьер из плексигласа. На Тещином тоже принимали меры безопасности — поставили более высокие перила, — но их оказалось недостаточно.

Кстати, в 1913-м году похожим образом, только при помощи высоких решеток с острыми пиками, обезопасили одесский Строгановский мост. С тех пор с него почти не прыгали.


ИМЕНА. Первоначально мост именовался Комсомольским — в честь одноименного бульвара (ныне носит имя Жванецкого), который он соединял с Приморским. В 1990-е была идея назвать его Капитанским, но от нее отказались: народ уже привык к неофициальному наименованию, и оно перекочевало в документы.


ЧЬЯ ТЕЩА? По легенде, Тещиным мост назвали в честь матери жены первого секретаря обкома Компартии Михаила Синицы, управлявшего Одесской областью в 1961-1970 годах. Якобы эта достойная женщина жила на улице Гоголя, тогда как руководитель — на Приморском бульваре. Отношения у них были хорошие, и Синица частенько заглядывал к теще на блины. А чтобы не ходить в гости в обход, через Сабанеев мост, он придумал соединить Приморский и Комсомольский бульвары пешеходной конструкцией.

Между тем, зять Синицы, работник Ильичевского порта Владимир Мельников утверждает, что народная версия происхождения названия не соответствует истине: первый секретарь ходил в гости к теще через Горсад, потому что ее квартира была на Соборке.

Как бы то ни было, в 2005 году Мельников задумал породить новую одесскую традицию и начал публично отмечать на мосту день рождения уже своей тещи — супруги первого секретаря Анны Петровны Синицы. Он даже писал в Верховную Раду, предлагая сделать этот праздник всеукраинским Днем тещ, но инициатива, увы, осталась без ответа, а в 2010-м Анна Петровна скончалась на 92 году жизни. Тогда на мосту появилась надпись «Тещи больше нет». Через год ее день рождения отметили на Тещином последний раз, и традиция прервалась.

Конечно же, Мельников прав, и ответственный государственный деятель Синица никак не мог затеять столь масштабное строительство ради какой-то тещи, пускай и любимой. Да и не он его затеял — идея продолжить Приморский бульвар с другой стороны Военной балки и соединить обе пешеходные зоны мостом родилась еще в начале XX века, а в конкретный проект ее оформили в 1957 году, когда Синица возглавлял киевский горком. В 1966 году мост был включен в новый Генплан Одессы, одобренный совмином УССР, и еще через год работы стартовали.


САМЫЙ ВЫСОКИЙ. Длина Тещиного моста — 137,6 метров, высота — 30 м, ширина — 6 метров. По длине мост уступает Поездному и Ивановскому путепроводам, по высоте в Одессе ему равных нет. Еще его называют самым узким, но это не так: в городе множество декоративных мостиков, которые гораздо уже Тещиного.


С ОПОЗДАНИЕМ. 1960-70-е годы в Советском Союзе — эпоха юбилеев, и партия поставила задачу построить мост к пятидесятилетию революции. Однако что-то не задалось, и открыли его с трехмесячным опозданием.

По некоторым данным, когда Тещин начинали строить, была мысль стилизовать его под XIX век, чтобы гармонировал с комплексом Воронцовского дворца, но в итоге от нее отказались, и мост создали в доминировавшем тогда стиле архитектурного модернизма. Что характерно, никого это не возмутило — так удачно вписалось ослепительно белая «лань» в местность.


ФИЗИКИ-ХУЛИГАНЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЕС. Если дует сильный ветер, мост достаточно ощутимо раскачивается. Могут его раскачать и пешеходы — если несколько человек синхронно попрыгают на среднем пролете. Ежегодно групповые попрыгушки устраивают на Тещином студенты физфака Одесского университета. Обычно это происходит в ночь перед Днем физика, который одесситы отмечают 1 апреля.

Расчетная нагрузка моста — до 560 кг/м2. Он может выдержать толпу демонстрантов или несколько автомобилей весом до 8 тонн. После строительства его испытывали, заводя тяжелые грузовики с песком. Кстати, мост, хоть и пешеходный, предназначен еще и для оперативной переброски специальной техники — коммунальной или полицейской.  

Лет пятнадцать назад у одесских влюбленных появилась традиция вешать на перила самые разнообразные висячие замки. Из-за этого мост ежегодно получает примерно тонну лишнего веса, и коммунальщикам (этим занимается СМЭП) приходится регулярно его очищать. В 2011 году компания «Киевстар» установила возле Тещиного ажурное «Влюбленное сердце», чтобы замочки вешали на него, но многие пары упорно продолжают «украшать» именно мост.  


ЗНАМЕНИТАЯ БУТЫЛКА. До начала 2000-х экскурсоводы, заходя с группой на Тещин мост, любили показывать гостям города примыкающую к нему крышу дома №1 по Военному спуску. На ней много лет сиротливо лежала бутылка с дешевой водкой — то ли заброшенная туда с моста, то ли забытая каким-то руфером. Потом она куда-то пропала. Видимо, забрали в качестве сувенира.


ПОПЫТКИ ЗАСТРОИТЬ. С 2005 года несколько раз предпринимались попытки застроить сквер Жанны Лябурб, в который упираются западные ноги моста. При Гурвице он был передан мэрией в аренду частной компании. В 2011-м году стало известно, что некая фирма «ЭКО-НИК», входящая в корпорацию «Будпрофи» (принадлежит совладельцу поселка «Совиньон» Владимиру Капиносу), намерена возвести там высотный бизнес-центр. Первоначально предполагалось, что он будет возвышаться над мостом, закрывая проходящим по нему людям вид на море. Позже проект подкорректировали — верхушку здания сравняли с Тещиным и предложили благоустроить прилегающую территорию. Но и этот вариант «завис» из-за кризиса и нестабильной ситуации в стране.

В 2015 году появился новый проект — депутат Александр Иваницкий захотел возвести на месте сквера автосалон «Лексус». На его крыше должна была разместится детская площадка и зона отдыха. Поднявшись по лестнице, оттуда можно было бы попасть на бульвар Жванецкого. К счастью, вмешалась прокуратура, и мэрия отменила разрешение на строительство. Сейчас, насколько известно, скверу и мосту ничего не угрожает.

Автор — Олег Константинов


Ещё я вчера смотрел фильм "В стиле jazz".
Фильм - слабый, несмотря на режиссера Станислава Говорухина и Татьяну Устинову в роли... Татьяны Устиновой, бывшей жены главного героя.
Первый раз такое вижу, чтобы человек играл сам себя в художественном фильме. Но зато в фильме много Одессы и много разговоров об одесской еде.
Ради этого стоит посмотреть.



Tags: #textdiv
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments