dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Дополнение ко вчерашнему.


On August 19, 1812 the USS Constitution defeated the HMS Guerriere off the coast of Nova Scotia. The battle lasted for an hour and marked a great victory for the Navy.

Наш гид на борту "Конституции" рассказывал о её боевом пути. Вчера я не хотел перегружать свою запись, в основном там были видео, а не текст.
Сегодня я уже без моих видео показываю боевой путь фрегата. Кроме того, когда я переводил некоторые тексты на английском, снова увидел то, что поразило меня когда-то.
Боевые корабли американского и английского флота почему-то женского рода в текстах на английском. Причины этого точно неизвестно, но некоторые версии - в конце.


«Constitution»

Парусное судно «Конститьюшн» является старейшим в мире кораблем из тех, что находятся на плаву. Его еще называют «Железнобоким стариной» - это прозвище было присвоено за необычайную прочность бортов, от которых вражеские ядра отпрыгивали, как мячи.

С 1922 года фрегат занимает почетное место в сухом доке Бостонской гавани. В настоящее время он все еще числится действующим боевым кораблем в составе флота США – немногие исторические парусники могут похвастаться подобным статусом.

История создания судна и начало его службы

Решение о создании собственного военного флота было принято американцами в 1793 году, после того, как 11 торговых судов молодого государства были захвачены алжирскими пиратами с требованием громадного выкупа.

На строительство первых фрегатов Конгресс выделил почти 700 тысяч долларов, и одним из трех судов, спущенных на воду в 1797 году, стал боевой корабль Constitution.

Фрегат «Constitution»

Начало службы фрегата складывалось не совсем удачно. Оказалось, что первый же захваченный им французский корабль состоит на службе Британии – в результате судно не только пришлось вернуть англичанам, но и выплатить им солидный штраф. Следующий поход фрегата также оказался несчастливым. Боевой корабль сильно потрепал шторм, после чего ему пришлось немедленно возвратиться в Бостон для проведения ремонта.

Американский парусник «Конститьюшн»

Все последующие путешествия и боевые экспедиции фрегата «Конститьюшн» складывались более удачно: он освобождал захваченных марокканцами заложников, уничтожал пиратские канонерки, захватывал вражеские суда и участвовал в бомбардировке Триполи. Но настоящей славой доблестный фрегат покрыл себя в ходе войны межу США и Британией, которая началась в 1812 году.

Боевая слава корабля

Во время войны команда фрегата «Конститьюшн» показала всю свою мощь, отвагу и находчивость. В июле на пути корабля встала целая эскадра из пяти британских суден, и казалось вполне очевидным, что участь фрегата решена. Однако благодаря слаженным и грамотным действиям моряков, судну удалось уйти от погони, которая продолжалась 57 часов.

Старинный парусник США - «Constitution»

Через месяц «Constitution» снова встретился с одним из участников «великой погони» - судном Guerriere, которое тут же начало обстрел «американца» из пушек. Но чугунные ядра просто отскакивали от бортов фрегата, оставляя на нем лишь вмятины. Это сражение закончилось полным поражением «британца» и его немедленным сожжением.

Исторический американский парусник «Constitution»

Вторая битва произошла в декабре, у берегов Бразилии, где «Конститьюшн» защищал торговые американские корабли от тех же британцев. Несмотря на то, что в самом начале фрегат понес существенные потери, ему все же удалось преломить ход битвы и выйти победителем. После этого было еще несколько сражений, каждое из которых принесло заслуженную славу американскому паруснику.

Мощь боевого фрегата

В 1820 году над кораблем, изготовленным из виргинского дуба, был проведен уникальный по тем временам эксперимент – с обеих его сторон установили гребные колеса, приводить в движение которые должна была мускульная сила, то есть обычные гребцы. Данный метод должен был увеличить скорость судна, а также его маневренность, что могло бы дать ему огромные преимущества в любом сражении. Были проведены специальные испытания, однако капитан корабля не оценил такую инновацию, и от гребных колес отказались.

Дизайн фрегата «Constitution»

За все годы службы дизайн фрегата, несмотря на несколько ремонтов, не претерпел существенных изменений. На его борту было установлено 54 пушки, кроме того, в батарейной палубе находилось еще 34 орудия, и еще 20 карронад могли обстреливать врага с верхней палубы. Экипаж судна насчитывал 455 матросов. «Конститьюшн» мог развивать максимальную скорость в 14 узлов.

Как рождаются легенды

После 31-го года службы было принято решение списать корабль на сушу и пустить его на слом. Однако жители Бостона подняли волну негодования, защищая славный фрегат от такой участи, и решение было отменено. «Constitution» поставили в сухой док и приступили к очередному ремонту, в ходе которого многие деревянные части корабля были пущены на изготовление сувениров: рамок, статуэток, тростей. Из этого материала даже изготовили карету для президента Джексона.

Исторический фрегат «Constitution»

В 1881 году судно было превращено в плавучую казарму, затем из него пытались сделать мишень для артиллерийских учений, однако общественность снова встала на защиту фрегата. В период с 1927 по 1930 год судно было на ремонте, после чего его отправили в турне по США, продолжавшееся 3 года. За это время корабль посетил около 90 городов, на борт фрегата поднялось более 4,5 млн. человек.

Старинный американский фрегат «Constitution»

Последний ремонт судна производили в 1997 году. После него славный фрегат вновь прошел под собственными парусами, и занял свое место в бухте Бостона. Не многие морские музеи мира могут продемонстрировать посетителям корабли с такой богатой историей. У судна даже есть свой капитан, уже 73-й по счету командир боевого фрегата по имени Sean Kearns.



В последнем абзаце сведения неточны.


ВИКИ:

C 5 мая 2016 года судно было поставлено в сухой док военно-морской верфи Бостона для реставрации и ремонта.Общая сумма всех работ составила около 15 миллионов долларов США. Обновленное судно было спущено обратно на воду 23 июля 2017 года.

Ну и как обещал в начале записи...
Почему "Она"?

Существует огромное множество гипотез на этот счет. Практически все они связаны с морскими традициями. В древности людям было свойственно одушевлять предметы и явления, которые их окружали. Именно отсюда и появлялись боги ветра, воды, огня… Зачастую то, что было дорого сердцу человека, приобретало женский образ – взять хотя бы «землю-матушку». Неудивительно, что мореходы древности так же обращались и к своему кораблю – они любили его, ухаживали и надеялись на то, что он выдержит волны и штормовой ветер, даровав им безопасный путь. Постепенно грань между чем-то божественным и обыденным стиралась, но суеверные моряки по-прежнему считали корабль женщиной, причем единственной, которую можно пустить в море. Возможно, известная поговорка про женщину на корабле «произрастает» именно отсюда – моряки, видимо, считали что две женщины (корабль и пассажирка) никогда не смогут ужиться вместе.

Впрочем, эта гипотеза туманна и основана на множестве условностей. Гораздо интереснее посмотреть на это с лингвистической точки зрения. Современное ship произошло от древнеанглийского scip, которое, в свою очередь, от протогерманского skipa/skipam. Далее ветвь языкового развития уходит в гипотетический праиндоевропейский язык и там теряется. Что интересно, во всех этих языках это слово… среднего рода! Что-то здесь не сходится, верно? Что ж, германская ветвь нам не подходит… Но в индоевропейской семье языков есть еще один очень примечательный экземпляр, повлиявший на все современные европейские языки. Конечно же, речь о латыни. Navis (в переводе – «лодка») восходит к праиндоевропейскому néhus. Оба эти слова… женского рода (как и древнегреческое ναῦς)! Именно греки и римляне, законодатели европейской культуры, стали зачинателями обращения к кораблям как к женщинам. Носовые фигуры кораблей в виде женщин – следствие именно этого явления.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments