dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Дополнение ко вчерашнему.


On August 19, 1812 the USS Constitution defeated the HMS Guerriere off the coast of Nova Scotia. The battle lasted for an hour and marked a great victory for the Navy.

Наш гид на борту "Конституции" рассказывал о её боевом пути. Вчера я не хотел перегружать свою запись, в основном там были видео, а не текст.
Сегодня я уже без моих видео показываю боевой путь фрегата. Кроме того, когда я переводил некоторые тексты на английском, снова увидел то, что поразило меня когда-то.
Боевые корабли американского и английского флота почему-то женского рода в текстах на английском. Причины этого точно неизвестно, но некоторые версии - в конце.


«Constitution»

Парусное судно «Конститьюшн» является старейшим в мире кораблем из тех, что находятся на плаву. Его еще называют «Железнобоким стариной» - это прозвище было присвоено за необычайную прочность бортов, от которых вражеские ядра отпрыгивали, как мячи.

С 1922 года фрегат занимает почетное место в сухом доке Бостонской гавани. В настоящее время он все еще числится действующим боевым кораблем в составе флота США – немногие исторические парусники могут похвастаться подобным статусом.

История создания судна и начало его службы

Решение о создании собственного военного флота было принято американцами в 1793 году, после того, как 11 торговых судов молодого государства были захвачены алжирскими пиратами с требованием громадного выкупа.

На строительство первых фрегатов Конгресс выделил почти 700 тысяч долларов, и одним из трех судов, спущенных на воду в 1797 году, стал боевой корабль Constitution.

Фрегат «Constitution»

Начало службы фрегата складывалось не совсем удачно. Оказалось, что первый же захваченный им французский корабль состоит на службе Британии – в результате судно не только пришлось вернуть англичанам, но и выплатить им солидный штраф. Следующий поход фрегата также оказался несчастливым. Боевой корабль сильно потрепал шторм, после чего ему пришлось немедленно возвратиться в Бостон для проведения ремонта.

Американский парусник «Конститьюшн»

Все последующие путешествия и боевые экспедиции фрегата «Конститьюшн» складывались более удачно: он освобождал захваченных марокканцами заложников, уничтожал пиратские канонерки, захватывал вражеские суда и участвовал в бомбардировке Триполи. Но настоящей славой доблестный фрегат покрыл себя в ходе войны межу США и Британией, которая началась в 1812 году.

Боевая слава корабля

Во время войны команда фрегата «Конститьюшн» показала всю свою мощь, отвагу и находчивость. В июле на пути корабля встала целая эскадра из пяти британских суден, и казалось вполне очевидным, что участь фрегата решена. Однако благодаря слаженным и грамотным действиям моряков, судну удалось уйти от погони, которая продолжалась 57 часов.

Старинный парусник США - «Constitution»

Через месяц «Constitution» снова встретился с одним из участников «великой погони» - судном Guerriere, которое тут же начало обстрел «американца» из пушек. Но чугунные ядра просто отскакивали от бортов фрегата, оставляя на нем лишь вмятины. Это сражение закончилось полным поражением «британца» и его немедленным сожжением.

Исторический американский парусник «Constitution»

Вторая битва произошла в декабре, у берегов Бразилии, где «Конститьюшн» защищал торговые американские корабли от тех же британцев. Несмотря на то, что в самом начале фрегат понес существенные потери, ему все же удалось преломить ход битвы и выйти победителем. После этого было еще несколько сражений, каждое из которых принесло заслуженную славу американскому паруснику.

Мощь боевого фрегата

В 1820 году над кораблем, изготовленным из виргинского дуба, был проведен уникальный по тем временам эксперимент – с обеих его сторон установили гребные колеса, приводить в движение которые должна была мускульная сила, то есть обычные гребцы. Данный метод должен был увеличить скорость судна, а также его маневренность, что могло бы дать ему огромные преимущества в любом сражении. Были проведены специальные испытания, однако капитан корабля не оценил такую инновацию, и от гребных колес отказались.

Дизайн фрегата «Constitution»

За все годы службы дизайн фрегата, несмотря на несколько ремонтов, не претерпел существенных изменений. На его борту было установлено 54 пушки, кроме того, в батарейной палубе находилось еще 34 орудия, и еще 20 карронад могли обстреливать врага с верхней палубы. Экипаж судна насчитывал 455 матросов. «Конститьюшн» мог развивать максимальную скорость в 14 узлов.

Как рождаются легенды

После 31-го года службы было принято решение списать корабль на сушу и пустить его на слом. Однако жители Бостона подняли волну негодования, защищая славный фрегат от такой участи, и решение было отменено. «Constitution» поставили в сухой док и приступили к очередному ремонту, в ходе которого многие деревянные части корабля были пущены на изготовление сувениров: рамок, статуэток, тростей. Из этого материала даже изготовили карету для президента Джексона.

Исторический фрегат «Constitution»

В 1881 году судно было превращено в плавучую казарму, затем из него пытались сделать мишень для артиллерийских учений, однако общественность снова встала на защиту фрегата. В период с 1927 по 1930 год судно было на ремонте, после чего его отправили в турне по США, продолжавшееся 3 года. За это время корабль посетил около 90 городов, на борт фрегата поднялось более 4,5 млн. человек.

Старинный американский фрегат «Constitution»

Последний ремонт судна производили в 1997 году. После него славный фрегат вновь прошел под собственными парусами, и занял свое место в бухте Бостона. Не многие морские музеи мира могут продемонстрировать посетителям корабли с такой богатой историей. У судна даже есть свой капитан, уже 73-й по счету командир боевого фрегата по имени Sean Kearns.



В последнем абзаце сведения неточны.


ВИКИ:

C 5 мая 2016 года судно было поставлено в сухой док военно-морской верфи Бостона для реставрации и ремонта.Общая сумма всех работ составила около 15 миллионов долларов США. Обновленное судно было спущено обратно на воду 23 июля 2017 года.

Ну и как обещал в начале записи...
Почему "Она"?

Существует огромное множество гипотез на этот счет. Практически все они связаны с морскими традициями. В древности людям было свойственно одушевлять предметы и явления, которые их окружали. Именно отсюда и появлялись боги ветра, воды, огня… Зачастую то, что было дорого сердцу человека, приобретало женский образ – взять хотя бы «землю-матушку». Неудивительно, что мореходы древности так же обращались и к своему кораблю – они любили его, ухаживали и надеялись на то, что он выдержит волны и штормовой ветер, даровав им безопасный путь. Постепенно грань между чем-то божественным и обыденным стиралась, но суеверные моряки по-прежнему считали корабль женщиной, причем единственной, которую можно пустить в море. Возможно, известная поговорка про женщину на корабле «произрастает» именно отсюда – моряки, видимо, считали что две женщины (корабль и пассажирка) никогда не смогут ужиться вместе.

Впрочем, эта гипотеза туманна и основана на множестве условностей. Гораздо интереснее посмотреть на это с лингвистической точки зрения. Современное ship произошло от древнеанглийского scip, которое, в свою очередь, от протогерманского skipa/skipam. Далее ветвь языкового развития уходит в гипотетический праиндоевропейский язык и там теряется. Что интересно, во всех этих языках это слово… среднего рода! Что-то здесь не сходится, верно? Что ж, германская ветвь нам не подходит… Но в индоевропейской семье языков есть еще один очень примечательный экземпляр, повлиявший на все современные европейские языки. Конечно же, речь о латыни. Navis (в переводе – «лодка») восходит к праиндоевропейскому néhus. Оба эти слова… женского рода (как и древнегреческое ναῦς)! Именно греки и римляне, законодатели европейской культуры, стали зачинателями обращения к кораблям как к женщинам. Носовые фигуры кораблей в виде женщин – следствие именно этого явления.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments