dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

хочешь - ночью покомандуй


Слова из этой хорошей песни стали заголовком записи Славы Шардонова, посвященной выдающемуся композитору-песеннику Михаилу Гуцериеву.
Раньше я не знал этого титана песенной поэзии, но теперь мне на него открыл глаза Слава. Спасибо ему!



В моем распоряжении немало книжных изданий, где поп-лирика, то есть тесты эстрадных песен, сведены в авторские сборники и опубликованы как обычные стихи, словно изначально предназначенные для печати, а не для исполнения со сцены под музыку; для восприятия глазами, а не ушами. Иногда даже с предисловиями, с комментариями - но то когда речь идет все-таки о профессиональных литераторах, как ни относись к творчеству Ларисы Рубальской или Павла Жагуна. Близкая мне тема, когда-то я развлекался лингвоанализом попсовых хитов и такие книжки очень мне пришлись кстати, но сейчас я подобных нигде не вижу, да и слуху особо и зацепиться не за что, вот разве что за Гуцериева, тем более что кроме Михаила Сафарбековича, если судить по новогодним телеэфирам, как будто уже и не осталось поэтов на святой руси.

Интересно, а у него тоже книжки выходят? Ну то есть если он захочет - то выйдет хоть полное собрание сочинений, числом томов превосходящее ПСС Толстого, а вот хочет ли он или скромничает - не знаю. Но я хочу! Потому что слышать это недостаточно, хочется глазами почитать, убедиться, что уши не подводят.

Впрочем, глаза тоже не верят, если удается найти стихи Гуцериева в интернете - на сеть положиться нельзя, это же какой-то досужий поклонник вроде меня опять-таки на слух зафиксировал, расшифровал (насколько стихи Гуцериева поддаются дешифровке) и выложил. Я бы предпочел академическое издание, с подстрочником, с вариантами, как у Пушкина, чтоб солидно и достоверно. Пока приходится довольствоваться тем, что есть.

Стихи к песне "Дом для любви" (из репертуара Таисии Повалий) несколько уступают на мой субъективный вкус по выразительности прошлогодним шедеврам Михаила Сафарбековича, особенно в части детальных описаний его ночных предпочтений, характер которых поразил бы воображение и маркиза де Сада, все эти "кидаю на спину разлуку, даю любви твоей урок" или "я буду греть тебя любовью и до утра глагол спрягать" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3498187.html

- но и они расширяют представления о возможном в любви и поэзии. Надо ж как человека от любви в жар и в холод кидает, а как это в словах отлито!

Я от счастья слезы прячу.
Мои слёзы - это ты.
Чувства с каждым днем богаче -
я нашла очаг любви.

Посмотри в глаза, обрадуй -
у любви глаза теплей.
Хочешь - ночью покомандуй,
я дежурю у дверей.

Загляни в моё сердце,
сердце - дом для любви;
Даже снегом согреться
можно в доме, где ты.
Снегом можно согреться,
если в доме есть ты.
Загляни в моё сердце,
сердце - дом для любви.

Я открою тебе тайну:
моя карма - это ты.
Утоли надеждой жажду,
я нашла дворец любви!

Загляни в моё сердце,
сердце - дом для любви;
Даже снегом согреться
можно в доме, где ты.
Снегом можно согреться,
если в доме есть ты.
Загляни в моё сердце,
сердце - дом для любви.
Снегом можно согреться,
если в доме есть ты.
Загляни в моё сердце,
сердце - дом для любви.

И еще один образчик экстремальной любовной лирики от Гуцериева - "Ориентир любви" (из репертуара Тамары Гвердцители). Здесь особенно цепляет момент, что "ориентиром" любви лирической героине служат три шрама на запястье - их происхождение благоразумно в тексте не раскрывается.

Я много лет искала счастье,
Не знала где найти.
Мой гороскоп – незримый пастырь
На прожитом пути.
Я верю, нас счастливой страстью
Связали две судьбы.
Три бледных шрама на запястье –
Мой ориентир любви.

А двести метров над землёй – весна,
На облаках дожди.
Цветная радуга – твои глаза,
Мой ориентир любви.
А выше неба над землёй – весна,
На облаках дожди.
Цветная радуга – твои глаза,
Мой ориентир любви.

Моя любовь тебе подвластна,
Как хочешь – так возьми.
Ты окрыляешь моё счастье,
Мой эликсир любви.
Я знаю, ты мне скажешь: «Здравствуй»
И встретишь у двери.
Ты мой мужчина, моя радость,
Мой ориентир любви.

Но можно ли быть полностью уверенным, что гороскоп - это пастырь, а не, к примеру, пластырь? (По рифме же подходит, да и когда Михаила Сафарбековича смущала неточность рифмовки...) Незримый пластырь, наложенный на бледные шрамы? Короче, академическое издание лирики Михаила Гуцериева крайне необходимо и срочно! А в ожидании первых томов приходится вновь и вновь обращаться к ненадежным интернет-источникам. "Осень под ногами на подошве" (из репертуара Наташи Королевой) - ну почему это до сих пор не напечатано? "Прошептал мне тихо, убегая..." - так и встает перед глазами живая картина! А как правильно расставить запятые в фразе "заболела счастьем торопясь"? Без официальной книжной публикации никуда.

Осень под ногами на подошве.
Мысли о себе и ни о чём.
Сердце просит чувства: не тревожьте -
легче просто думать о пустом.
Осень под ногами на подошве.
Мысли о себе и ни о чём.
Сердце просит чувства: не тревожьте -
легче просто думать о пустом.

Под покровом ночи исчезая,
Ты сказал мне: "Прошлое - урок!"
Не хотелось верить, но я знала,
что запал любви давно истек.
Прошептал мне тихо, убегая:
"Не волнуйся, знаешь, всё пройдёт".
Но теперь я знаю, точно знаю,
что с тобою мне не повезет

Осень под ногами на подошве.
Мысли о себе и ни о чём.
Сердце просит чувства: не тревожьте -
легче просто думать о пустом.

Между до и около, в сомнении,
в одиночестве одна, бодрясь,
Я нашла любовь и в изумлении
заболела счастьем торопясь.
Не трави, забудется, привыкну.
Срок любви имеет свой черёд.
Не пытайся, не ищи ошибку -
просто нам с любовью не везёт.

Или вот "Не просто любовь" (из репертуара Анны Семенович), где тоже все непросто:

Ночь время грехов.
Руки без слов.
В сердце любовь.
Жажда горит на губах.

Ждёшь я знаю ты ждёшь.
В городе грёз.
Память зовёшь.
Чувства живут в облаках.

Я хватаюсь за чувства.
Всё не просто любовь.
Всё не просто любовь.
Боже как это странно.

Постоянно люблю.
Ненавижу и вновь.
Всё не просто любовь.
Боже как я устала.

Дождь тысячу слёз.
Страсть без замков.
Верит в любовь.
Прошлым живёт в голосах.

Ждёшь я знаю ты ждёшь.
Взглядом зовёшь.
Чувства найдёшь.
Слёзы в счастливых глазах.

Я хватаюсь за чувства.
Всё не просто любовь.
Всё непросто любовь.
Боже как это странно.

Постоянно люблю.
Ненавижу и вновь.
Всё не просто любовь.
Боже как я устала.

Ну и не только женская лирика - мужской у Гуцериева тоже хоть водой разводи, да уже и разведен гуцериновый концентрат, не отличишь, это две разные песни или варианты одной. Для сравнения:

"Знаешь ты" (из репертуара "Хора Турецкого"):

В моих глазах весна.
На висках зима.
Я кричу себе нельзя, но

Эмоции без слов.
Поздняя любовь.
Не хочу молчать, теряя.

Знаешь ты, что весна.
Поздняя без конца.
В дверь стучит, торопя.
И любовь ожила.
Знаю я, нельзя любить без тепла.
Просто поздняя ты любовь моя.

Страдать и не любить.
Любить и не желать.
Вещий сон поняв, не ждать, но

Цепляется любовь.
Вечер без звонков.
Делит ночь на два несчастья.

Знаешь ты, что весна.
Поздняя без конца.
В дверь стучит, торопя.
И любовь ожила.
Знаю я, нельзя любить без тепла.
Просто поздняя ты любовь моя.

Знаешь ты, что весна.
Поздняя без конца.
В дверь стучит, торопя.
И любовь ожила.
Знаю я, нельзя любить без тепла.
Просто поздняя ты любовь моя.

В моих глазах весна.
На висках зима...
Ты любовь моя.

и "Ранняя зима" (из репертуара Александра Буйнова):

Мои эмоции без слова
Ладони держат руку
И моя поздняя любовь
ведет меня к истоку

Не говори зачем слова
Мы верили и ждали
И мои чувства голосят
Нашли, что не искали.

Нельзя любить тебя нельзя
Мой возраст ранняя зима
И я кричу себе в глаза,
Что это зло, но ты моя

Мой возраст ранняя зима
Замерзший ветер у окна
Моя любовь обречена
И глупо верить, что нужна.

Любить другую не готов
Тоска съедает душу
Не верит поздняя любовь
Что вещий сон не в руку

Не говори зачем слова,
Мы верили и ждали
И мои чувства голосят
Нашли, что не искали…

Нельзя любить тебя нельзя
Мой возраст ранняя зима
И я кричу себе в глаза,
Что это зло, но ты моя

Мой возраст ранняя зима
Замерзший ветер у окна
Моя любовь обречена
И глупо верить, что нужна.

И еще комментарий, который я обнаружил под этими мощными стихами:
Да это пиршество чувств, пир духа и пир души.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments