
Для сравнения : если посмотреть на русские/европейские надписи 16-17веков на церквях/соборах, то надо приложить усилия, чтобы прочесть. Буквы с трудом узнаваемы.
Потом я поправил комментатора:
Евреи - не такие, они писали просто, без завитушек. Главное у них было суть, а не красота изображения букв.
А может дело в другом, я не знаю.
И еще вот ещё.
Он всё-таки Рамбам, а не Рамбан.
http://dandorfman.livejournal.com/1034109.html
Потом другой (анонимный) комментатор поправил меня:

Anonymous
Благодаря тому, что я ошибся, я теперь знаю не только о Рамбаме, но и Рамбане. Так что ошибка моя для моих знаний оказалась полезной:
Моше бен Нахман
Mоше бен Нахман | |
רבי משה בן נחמן | |
![]() |
|
Дата рождения: |
|
---|---|
Место рождения: |
Жирона, Испания |
Дата смерти: |
доподлинно не известна (после 1240) |
Место смерти: |
не известно |
Страна: |
|
Научная сфера: |
философия, теология, поэзия |
Место работы: |
|
Известные ученики: |
|
Известен как: |
|
Рамба́н (ивр. רמב"ן, сокращение от רבי משה בן נחמן — рабби Моше Бен-Нахман, также Нахмани́д; 1194, Жирона — после 1270) — один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов Танаха и Талмуда, каббалист, поэт.
Родился и прожил большую часть жизни в Жироне (Каталония, Королевство Арагон). Учился у французского тосафиста Йехуды бен Якара. Каббалу учил у Эзры и Азриэля из Жероны. На жизнь зарабатывал как медик. В Жероне Рамбан возглавлял иешиву, которая воспитала выдающихся знатоков закона следующего поколения, включая р.Шломо бен Адерета и Аарона Алеви. Вероятно, после смерти рабби Йоны Геронди в 1264 году, Рамбан стал главным раввином Каталонии. Велико было его влияние на общественную и духовную жизнь евреев. Известно также, что король Хайме I Арагонский держал с ним совет. Рамбан выступил в поддержку философских идей Рамбама и призвал французских мудрецов отменить херем против философских книг Рамбама. Во время диспута с христианами в Барселоне (1263 год) представлял евреев и, по мнению Рамбана, одержал победу. Король победы не принял:
![]() |
101. В этом суть всех диспутов. Я не изменил в них ни слова по-своему. Позже, в тот же самый день, я предстал перед нашим государем, королём, и он сказал: „Пусть диспут будет приостановлен, ибо я не видел ни одного человека, который был бы неправ и при этом аргументировал бы все так хорошо, как это сделал ты“. Я слышал во дворце, что король и проповедники хотят прийти в синагогу в субботний день. И я остался в городе еще восемь дней. И когда они явились туда в следующую субботу, я ответил нашему государю по достоинству, ибо он очень настаивал в своей проповеди, что Ешу — это мессия.[1] | ![]() |
Впоследствии диспут привел к усилению враждебности со стороны христиан, и в 1267 Рамбану пришлось покинуть пределы Арагона и переселится в Эрец-Исраэль, где, в частности, он восстановил еврейскую жизнь в Иерусалиме.
Из Иерусалима Рамбан отправился в Акко, после чего его следы теряются и неизвестно где и когда он умер и был похоронен. Относительно места его погребения существуют различные традиции: в районе Иерусалима (возле Кфар Шилоах), в Хайфе, Акко, Хевроне или Тверии.