который себе в III веке отгрохал римский император Диоклетиан.

Реконструкция дворца.
Этот день был одним из самых ярких дней нашего плаванья.
Мы увидели настоящее чудо, дворец иператора Диоклетиана.
Точнее, бывшего императора. Он был из низов, сыном вольноотпущенника. Поднялся он конечно как храбрый и умный солдат, ставший полководцем.
И он решил с самого начала, когда стал императором, что его срок на троне продлится 20 лет. Многие не верили, что он уйдет, многие его уговаривали не уходить, но он действительно спустя двадцать лет ушел на "пенсию" и последние восемь лет своей жизни провел вo дворце, который выстроил именно для себя-пенсионера, отставного императора.
Диоклетиан оказался отличным прорабом и строил он хорошо, мрамор налево не продавал на памятники богатым усопшим, весь мрамор шел в дело. Все остальные стройматериалы со стройки тоже не воровали, он проследил.
Поэтому дворец очень неплохо сохранился и сейчас его можно увидеть и оценить как архитектурные так и прорабские таланты отставного императора.
В конце III века римский император Диоклетиан построил в заливе Аспалатос дворец. Именно в нем он и провел последние годы своей жизни после отречения от престола 1 мая 305 года. Бухта омывает южную сторону небольшого полуострова, расположившегося на далматском побережье Адриатического моря в 6,5 км от Салоны — столицы римской провинции Далмация. Территория, на которой был выстроен дворец, имеет небольшой наклон в сторону моря. Это типичный карстовый рельеф, образованный низкими известняковыми хребтами, протянувшимися с востока на запад, щели между которыми заполнены известняковой глиной.
Сегодня дворец является сердцем старой части Сплита, где можно отыскать все главные исторические здания. Значение Дворца Диоклетиана выходит далеко за пределы страны, что связано с уровнем его сохранности и строениями следующих исторических периодов (начиная со времен Римской империи) которые и формируют истинную основу старого Сплита.
Это не дворец был построен в Сплите, это сам Сплит вырос вокруг дворца, который себе в III веке отгрохал римский император Диоклетиан. Мрамор для дворца везли из Турции, гранитные колонны и сфинксов – из Египта. Квадратное сооружение было таким огромным (площадь – три гектара), что постепенно превратилось в крепость, защищающую местных жителей от атак варваров. Годы спустя из крепости возник город.
Диоклетиан немало сделал для укрепления Римской империи: проводил реформы, осуществлял масштабное строительство. А после добровольно вышел «на пенсию», покинул Рим и стал заниматься в своем дворце садоводством. Известна байка о капусте Диоклетиана, разлетевшаяся по нашей стране после выхода фильма «Москва слезам не верит» - ее рассказал слесарь Гоша (он же Гога). Когда Диоклетиану предложили вернуться к власти, он отмахнулся, заявив: «Если б вы видели, как уродилась капуста, что я посадил - не приставали бы с идиотскими просьбами».
Дворец Диоклетиана неплохо сохранился. До наших времен дожили императорский мавзолей (стал частью большого католического собора Святого Домния), храм Юпитера, три сторожевые башни и Перистиль - четырехугольный зал под открытым небом, окруженный мраморными колоннами, который в наши дни облюбовали уличные музыканты и любительские хоры.
Дворец — одно из наиболее известных и важных архитектурных и культурных строений на хорватском побережье Адриатики, он занимает выдающееся место в культурном наследии Средиземноморья, Европы и мира.
Остальное вы увидите (и услышите тоже, в одном из помещений дворца я заснял поющих хорватов) в видео. В том числе вы увидите уникальные кадры всего старого Сплита сверху, я забрался на колокольню.
И наконец, оцените, идет ли мне военная форма римского легионера, я ее примерил.
Примерку формы легионера, кадры с колокольни и хорватское пение я выделю в отдельные записи.
Итак, мы переносимся в античность, подлинную и прекрасную:
Ну и еще одно видео, которое мы сняли, когда уже вышли из дворца. Мы находились на набережной, но снимали не морскую даль, а опять же стены дворца с внешней стороны. Мы с удивленем заметили, что в стене дворца прорублены окна и там живут люди и даже сушат белье. Белье висело между двумя колонами дворца, которые были как бы частью стены. А потом мы увидели юных хорваток в красивых одеждах, их мы тоже сняли.