dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

В основном, согласен



Мой френд из Израиля правильно оценила влияние фэнтези и фантастики про путешетвие в прошлое. Я сам с удовольствием читаю лучшие образцы подобной литературы.
Не говоря уже о том, что один из авторов фэнтези стал еще и великим писателем, известным во всем мире, я имею в виду сэра Толкиена.

Сегодня лучшие образцы англо-американского фэнтези, это еще и отличная литература.
Скажем, роман англичанки Сюзанны Кларк "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл". Этот роман - почти прямое продолжение традиций Чарльза Диккенса.
Фэнтези на русском языке, это прежде всего два киевских автора - Марина и Сергей Дьяченко. Кто читал "Пещеру" этих авторов, согласится со мной, что литература подобного качества не часто появляется сегодня на русском языке.

Конечно, пишут и издают море фэнтезийного мусора. Но мусор можно распознать уже на первой странице и дальше не читать.

Теперь о попаданцах.

Здесь - сложнее, потому что здесь главная тема почти всех написанных книг - российский реванш за все неудачи, которые произошли с Россией за много столетий. Фактически эта тема - просто неверная, потому что в целом Россия развивалась успешно и сейчас продолжает занимать 7-ю часть суши и на ее территории по-прежнему есть, как пишут в плохих газетных статьях "несметные богатства". Нам, евреям такие бы "неудачи", как они случились у русских.
А ведь две тысячи лет назад, евреев было во много раз больше на нашей планете, чем восточных славян, предшественников русских и России.
Тем не менее, сегодня только крошечный Израиль - наша страна, да и то она окружена морем врагов. России с ее мощным ядерным потенциалом и огромной территорией никто реально не угрожает. Романы о попаданцах наоборот, постоянно изображают русских страдающей нацией, которая только благодаря пришельцам из будущего кое-как выкарабкивается из очередной исторической ямы.

Впрочем, Женя в политику особенно не лезет и в тех рамках, которые она сама себе наметила, я с ней тоже согласен, даже если идет речь о попаданцах.

Впрочем, словесного мусора в подобных романах еще больше, чем в фэнтези.
Вот здесь у меня пародия на попаданческую тематику:
http://dandorfman.livejournal.com/1186998.html

Тем не менее, Среди авторов романов о "попаданцах", тоже есть хорошие писатели, отлично знающие историю.
Я например, с удовольствием читаю Анатолия Дроздова. У него тоже есть эта идея об обиженных русских, правда, не во всех романах.
Но пишет он хорошо.

По поводу мнения Жени о любовных романах, ничего не могу сказать. Они как-то не идут у меня, я даже не знаю, кто из авторов пишет их лучше, а кто - хуже.


В защиту фэнтези и попаданцев.Я все время слышу бесконечные нападки на "сказочки, которые уводят читателя от реальности". У меня такое впечатление, что люди, которые нападают или вовсе не читали то, что они так ругают, или читали, но не поняли. Уважаемые, в основе всех этих - как вы выражаетесь – сказочек, спрятан мощный инструмент социальной адаптации.
Попаданцы – люди, которые провалились в другую реальность. Разве они не похожи на нас вами? Те, кому больше 35, легли спать в одной стране, а проснулись в другой, на осколках империи.
Многие ли из нас боролись с системой? Если вы скажете да, то не смешите мои тапки! Большинство из нас спокойно и уютно сидело на дне болотца, в котором ничего не менялось и понятия не имело о диссидентах, борьбе и т д. Интеллектуалам рекомендую прочитать академический научный хит Алексея Юрчака "Последнее советское поколение. Это было навсегда, пока не закончилось" – книгу легко найти в гугле.
Кто не найдет - стучите мне в комменты, вышлю по мэйлу.
Там как раз описано как мы с вами знать не знали о том, что все плохо.
Тем, кто младше, тоже пришлось не сладко: они оказались в воюющих странах посреди экономического коллапса. Я сейчас очень прошу не разводить в комментах политическую дискуссию, я просто это даю для примера.
И вот все эти книги показывают читателю, что все не так страшно, можно выжить даже тогда, когда ты не понимаешь, где находишься. Потому что авторы этих книг тоже живут в нашей реальности, и вольно или невольно переносят собственные (или позаимствованные у знакомых) рецепты выживания на страниц книг.
Тоже самое можно сказать о фэнтези. Миры сказочные, ассоциации наши родные, и социальная адаптация тоже наша. Возьмем, к примеру, властного героя, к которому все регулярно цепляются. Чем не начальник-самодур, который может вас уволить только потому, что ему не нравится ваш нос или манера разговора? Нет, он, конечно, придумает 25 причин вашего профессионального несоответствия, но вы-то знаете, что причина совсем в другом. Хозяин - барин, захотел – и уволил.
Но если дело в носе, то вам еще повезло, потому что в большинстве случаев в основе лежат сексуальные домогательства. И тут мы плавно переходим к теме эротического фэнтези. Каждая женщина хотя бы раз в жизни подвергалась насилию или домогательствам, в большинстве случаев на рабочем месте. Никто никого не пристегивал наручниками к батарее, якобы, но намек был более, чем прозрачный: или ты таки отдаешься, или я тебя таки уволю. При любом раскладе женщина чувствует себя униженной и уже изнасилованной, потому что если она уволится, то дома ждет ипотека, дети, муж, злорадная свекровь-тетя-дядя-родители: "Вот никчёмная! Нигде удержаться не можешь, отовсюду увольняют". Мозг ей так изнасилуют родные и близкие, что ни один мистер Грей не сравнится.
А если она уступит, ее ждет презрение сослуживцев и чувство вины, что не справилась с ситуацией и т д. "Вот же честная давалка! Ну все через постель!"
Зато в эротическом фэнтези героиня, которая переживает насилие, всегда делает это с гордо поднятой головой и не теряет уважение к себе. А в реальности мне как-то пришлось работать с женщинами, пережившими сексуальное насилие и домогательства в разных формах. 80 процентов из них никому и никогда об этом не рассказывали. Они стеснялись, потому что им в голову вбили с детства: если мужчина пристает к женщине, то виновата она, а не он. Это стыдно, грязно, позорно, потому что сама дала повод. Женщины загоняют это глубоко внутрь, и заканчивается это инфарктами, инсультами, нервными срывами и прочим.
Книги в жанре эротического фэнтези учат женщин самоуважению. Они учат нас, как это пережить. Этот тот инструмент социальной адаптации, о котором я писала выше. Инструмент красивый, удобный и уютный. И его польза огромна, поэтому давайте, ребята, будем добрее и перестанем уже пинать авторов, которые дают людям возможность переварить эту нашу с вами чертову реальность.
И еще дозвольте пару слов без протокола - как пел наш дорогой Владимир Семеныч Высоцкий. Если женщины в романах неумело пишут о любви, то виноваты не они, а мужчины, которые рядом. Не подарили вы им, уважаемый сильный пол, ИМПЕРИЮ ЧУВСТВ. Не научили, что значит быть любимой. Нечего тогда на зеркало пенять. У вас ведь теперь самое страшное оскорбление – это пафос. На колено стал – пафос, не мужик, тряпка, посол Гондураса. Цветы подарил – пафос. Стихи написал – пафос. Все вы умные, циничные, все знающие. А женщины потом придумывают своих героев: которые не боятся выражать свои чувства, с кубиками на пресе или без, но комплименты уж точно умеют говорить. А главное, не боятся прослыть не мужиками.
Извините, если кого обидела.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments