dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу"

На очередном заседании клуба которое состоялось два дня назад, лучшим, по моему мнению был доклад Леры о Данте.
Ставлю его целиком, вместе со всеми иллюстрациями доклада.
Помимо самого Данте и его великих творений, меня заинтересовали гвельфы и гибеллины во Флоренции. У них получается, тоже была двухпартийная система и семейство Данте, как и полагается прогрессистам, принадлежало к Демократической Партии (гвельфам). Данте тоже был за демократов против аристократов (гибеллинов), что не помешало гвельфам обвинить его в коррупции и взяточнистве и изгнать из Флоренции. Его пример - другим наука.



Данте Алигьери. 1265-1321


Флоренция

Флоренция, в которой родился будущий великий поэт, был первым итальянским городом-республикой, имевшим конституцию. Город рос стремительно и скоро стал одним из крупнейших городов Европы. Скоро богатая верхушка Флоренции забрала власть в свои руки, и править начали консулы из Совета ста.
Борьба города за независимость обострялась непримиримой враждой двух партий — гвельфов и гибеллинов, которая втягивала в свой круговорот все население города.

Гвельфов поддерживал народ. Схватки взрывали покой прекрасной Флоренции, и попеременно сторонники то одной партии, то другой оказывались изгнанными, а дома и имущество — разграбленными или конфискованными. Месть победителей была жестокой, и на стенах дворца Барджелло вешали бунтовщиков или их изображения с петлей на шее.


Дворeц Барджелло

Биография Данте
Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода участвовавшего в основании Флоренции.Отчий дом Данте находился недалеко от зловещего дворца, Семья принадлежала к гвельфам, отец был, по-видимому, юристом. К гибеллинам, как правило, принадлежали крупные феодалы и городские патриции. Когда в городе победили гвельфы, в самой их среде начались раздоры, перешедшие в кровавые распри
Точная дата рождения Данте неизвестна. Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщал о себе ,что родился под знаком Близнецов, который начинается с 21 мая.
Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени. Данте уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию, считая его своим учителем и «вождем».
Предполагается, что после школы Данте изучает высшие науки в университете в Болонье
По обычаям того времени 12-летний Данте был обручен с 6-летней Джеммой Донати. Свадьба должна была совершиться по достижении женихом 20-летнего возраста. Возможно, обязательства перед невестой или семейные проблемы заставили Данте вернуться в родной город, не закончив курса наук.
Когда Данте было всего 9 лет произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе, в том числе творческой. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседская дочка - Беатриче Портинари. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию.



Второй раз она разговаривала с ним спустя 9 лет, когда она шла по улице одетая в белое, в сопровождении двух пожилых женщин. Она поздоровалась с ним, что наполнило его невероятной радостью, он вернулся в свою комнату и увидел сон, который станет темой первого сонета «Новой жизни». Манера, в которой Данте выражает свою любовь к Беатриче, согласуется со средневековой концепцией куртуазной любви — тайной, безответной форме восхищения



Пред кем пройдет, красой озарена,
Тот делается благ иль умирает.
Кого она достойным почитает
Приблизиться, тот счастьем потрясен.
Кому отдаст приветливо поклон,
Тот с кротостью обиды забывает,
И большую ей власть Господь дает:
Кто раз ей внял, - в злодействе не умрет.

(Donne che avete l"intelletto d"amore)

Реальная Портинари

В течение долгого времени ведутся споры по поводу идентификации реальной Беатриче. Общепринятая версия гласит, что её именем было Биче ди Фолько Портинари, и она была дочерью уважаемого гражданина банкира Фолько ди Портинари.
Дата рождения Беатриче неизвестна, на основании слов Данте, она была его младше.
Беатриче вышла замуж за банкира Симоне де Барди по прозванию Мона, вероятно, в январе 1287 года. По другим сведениям — намного раньше, еще в подростковом возрасте — тогда ей было около 15 лет.
Правдоподобная гипотеза гласит, что ранняя смерть Беатриче связана с родами. Традиционно считается, что могила её находится в церкви Санта Маргарита де Черчи, неподалеку от домов Алигьери и Портинаре, там же, где похоронен её отец и его семья
Данте женился через 1-2 года после смерти Беатриче (указывают дату — 1291 год) на Джемме Донати. В 1301 году у него уже было трое детей (Пьетро, Якопо и Антония) . Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, она являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.
В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией судьбе..
Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Раскол партии гвельфов, в которой он состоял, привел к тому, что так называемые белые, в чьих рядах был и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.
С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.
С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта. Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная». Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти. Надгробие Данте в Равенне
Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13на14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне,. Современная гробница называемая «мавзолеем»
построена в 1780 г. Позже будет сделано надгробие в виде поясного скульптурного портрета и написана эпитафия. Вот ее последние слова:

Здесь покоится Данте,из милого изгнанный края.
Так поступила с певцом Флоренция, родина злая.


Равенна стала местом паломничества почитателей великого поэта. Флоренция не раз будет просить возвратить ей прах Данте, но безуспешно
Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.


Памятник Данте. 1865 год, Флоренция.


Надгробие Данте в Равенне

ТВОРЧЕСТВО
Книга под названием «Новая жизнь» в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к молодой женщине, безвременно скончавшейся в 1290 г., считается первой автобиографией в мировой литературе.
Он припоминает историю своей недолговечной любви; её последние идеалистические моменты. Утрата Беатриче кажется ему общественной; он оповещает о ней именитых людей Флоренции В годовщину её смерти он сидит и рисует на дощечке: выходит фигура ангела
Прошёл ещё год: Данте тоскует, но вместе с тем ищет утешения в серьёзной работе Его горе настолько улеглось, что, когда одна молодая красивая дама взглянула на него с участьем, соболезнуя ему, в нём проснулось какое-то новое, неясное чувство, полное компромиссов, со старым, ещё не забытым И он спохватывается, корит себя за неверность сердца; ему больно и совестно. Данте вернулся к старой любви со всей страстностью мистического аффекта «Новая жизнь» кончается обещанием поэта самому себе не говорить более о своей любви пока он не в состоянии будет сделать это достойным её образом.


Трактат «Пир»

1304—1307, стал переходом поэта от воспевания любви, к философской тематике..
В годы скитаний поэт был одержим страстью указать человечеству справедливый путь. Он, изгнанник, ощущает свою духовную связь со всей Италией и называет себя «гражданином мира». Философский трактат «Пир» утверждал идею гармонического человека в обществе, «где каждый человек каждому другому человеку от природы друг».
«Пир» написан не на латыни, а на итальянском языке и заканчивается славой народному языку как языку национальной литературы.

Трактат «Монархия»
Данте выразил мечту об общенародном единстве Италии, свободной от папской власти, что вызвало гнев церкви. «Монархия» — первая великая утопия, созданная на заре Ренессанса, где поэт призвал народы к миру как высшему блаженству на земле

Божественная Комедия




Первая страница «Божественной комедии»


Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери

В предгорьях Апеннин, в бенедиктинском монастыре Санта Кроче, свободный от всех зависимостей, Данте начал свой великий труд — «Божественную комедию»: «Земную жизнь пройдя до половины...» — грустно звучит вступление, отражая всю горечь разочарования и крушение надежд великого отшельника. Но из уединения монастырской кельи он следит за событиями на родине. Гордый мечтатель и яростный обличитель, он пишет гневное письмо совещанию итальянских кардиналов, обвиняет их в чинимых беззакониях и в потворстве французской церковной партии (1314).

Сам Данте назвал свою поэму «комедией». Так в Средневековье называлось произведение с грустным началом и счастливым концом. Божественной же ее назвал поэт Боккаччо, автор знаменитого «Декамерона», выразив так восхищение читателей мощным творением Данте. Следовательно, ничего сугубо религиозного в этом определении не заключено.
Написана поэма на итальянском языке, в основу которого Данте положил тосканский диалект, тем самым демократизировав язык литературы.
В этом великом произведении Данте ставил перед собой великую цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Данте верил в реальное существование ада и в то, что смелость, честь и любовь помогут человеку выйти из него невредимым
«Божественная комедия» начинается с того, что автор, потрясенный смертью Беатриче, пытается излить горе в стихах, чтобы хотя бы в них спасти и сохранить чистый образ любимой. Но неожиданно понимает, что это она, блаженная и невинная, неподвластна смерти и может спасти его самого от гибели. И Беатриче с помощью Вергилия проводит живого Данте, а вместе с ним и читателей, через все ужасы ада. На вратах ада начертано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте оставить всякий страх, ибо только с открытыми глазами человек может постичь корни зла. По Данте, в ад душа человека может попасть и при жизни, ибо это не место, а состояние, в которое впадает тот, кто оказывается во власти греха. Даже если это грех ненависти – жертва и палач будут низвергнуты в ад вместе, и пока жертва будет ненавидеть своего мучителя, она не сумеет вырваться из ада.






Сандро Боттичелли. "Круги Ада". Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте. 1480-е.


Данте кажется, что все плутают в сумрачном лесу заблуждений и всем загородили путь к свету символические звери: рысь — сладострастие, лев — гордыня, волчица — алчность. Вергилий водил своего Энея в царство теней; теперь он будет руководителем Данте, пока ему, язычнику, дозволено идти, чтобы сдать его на руки поэта Стация, которого в средние века считали христианином; тот поведёт его к Беатриче. Так к блужданию в тёмном лесу пристраивается хождение по трём загробным царствам: по обителям Ада, Чистилища и Рая .
Весь загробный мир очутился законченным зданием, архитектура которого рассчитана во всех подробностях, определения пространства и времени отличаются математическою и астрономическою точностью. Во всём сознательная, таинственная символика: число три и его производное, девять, трёхстрочная строфа (терцина), три части Комедии; за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни, и каждая из них кончается тем же словом: звезды (stelle); три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т. д.; семь уступов Чистилища и девять небесных сфер


Как ученик за учителем, следует Данте за Вергилием через ворота в подземное царство, чтобы пройти долгий и трудный путь, очиститься и вознестись на небеса, где Данте ждет Беатриче. Данте убежден, что во имя законности и справедливости нужна карающая десница. И вот он слышит крики и жалобы на разных наречиях.
В преддверии Ада находятся те, кто занял позицию невмешательства в борьбе. Их не принимает ни Ад, ни Чистилище, ни Рай.
Первый круг ада, где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за это избавленных от адских мук.
Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры Аристотеля и Эврипида и др
Следующий круг имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти
По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников , скупцов и расточителей, безустали катящих огромные камни,
гневливых, увязающих в болоте.
За ними следуют объятые вечнымпламенем еретики , тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови,самоубийцы, превращённые в растения,богохульники и насильники, обманщики всех родов.
Затем Данте видит Харона, загоняющего души грешников в ладью, чтобы отправить их в преисподнюю. От страшной картины он лишается чувств и просыпается уже на другом берегу Ахерона. В высоком небе подземного царства в замке Лимба Данте поместил души всех нехристиан, кто прославил в древние времена человечество: Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона и других. В Лимбе нет мук, но здесь души скорбят о недоступном им рае. Здесь же Гомер, Овидий, Гораций.
Грешников поэт судит не по церковным канонам. Ко многим он относится с состраданием. Во многих видит сильных и страстных личностей. Так, его восхищает сильное чувство Франчески да Римини и Паоло. Прекрасный образ, созданный Данте, вдохновил Ф.Листа, П.И.Чайковского и других композиторов на создание музыкальных памятников
Поэма насыщена многочисленными аллегориями, которые были ясны для современников. С героями своего времени поэт объединяет героев древности. Это подчеркивает безмерность мук грешников. Перед судом вечности стираются времена и границы. Эти сюжеты говорят о прекрасном знании автором истории и мифологии. Так, знаменитый Улисс объят пламенем за то, что обманом ввел в Трою деревянного коня, что привело к гибели города. И все же Улисса Данте рисует как личность героическую. Его вела бесконечная жажда знаний неведомого. Он близок Данте смелостью, отвагой, дерзостью, жаждой открытий новых земель.
В нижней бездне Ада испытывает мучения папа Бонифаций VIII, пожелавший подчинить себе Тоскану и Романью с помощью французов. Здесь же и другой изменник, помещенный Данте в Ад еще до его смерти, — Карло деи Пацци, который, как изменник и предатель своей партии, сдал черным гвельфам замок Пьянтравинье вместе со всем гарнизоном, который состоял из изгнанников — белых гвельфов. Расправа над защитниками крепости была страшной.
В самых глубоких безднах Ада Данте замечает вмерзшую в лед человеческую голову. Это голова предателя Флоренции, изменника Бокка дельи Абати. Он во время битвы флорентийцев с войском короля Манфреда отрубил руку знаменосца коммуны Якопо деи Пацци. Увидев упавшее знамя, флорентийские гвельфы дрогнули и побежали.
Нижний город Ада озарен пламенем. Бесы пытаются заманить Данте одного, без учителя. Страшная картина — фурии, гидры, змеи, Медуза Горгона, которая обращает всякого взглянувшего на нее в камень, — даже Вергилия повергает в смятение. Эта аллегория изображает состояние Флоренции и Италии во времена Данте. Вместе с тем это и те преграды, которые предстоит человечеству побороть, чтобы очиститься от грехов.
Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада предназначенный для самых ужасных преступников
Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот,Брут и Кассий—
их грызёт Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре
земли. Гордыня восставшего против божеского мирозданья ангела Люцифера была первопричиной зла, нарушила мировую гармонию. От него все беды.
Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы
Прошло 24 часа страшных адских видений, и теперь Вергилий поднимает Данте на гору Чистилища.


Чистилище

Вторую часть поэмы поэт пишет уже в Вероне, куда пригласил его правитель города, любитель и знаток поэзии.

Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят наповерхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P, грех, то есть символ семи смертных грехов. Помере того как Данте поднимается все выше, минуя один к круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он ужесвободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения
После душераздирающих картин Ада перед читателем возникает живописная гора, озаренная солнцем, с ангелами в белых и огненных одеждах. Отсюда видна вершина с цветущими лугами. Там Рай — край негасимого света.
Хранителем Чистилища Данте сделал Катона, доблестного мужа римского государства, не пожелавшего подчиниться тирании. Здесь не такие страшные грешники, как в Аду. В первом круге очищаются гордецы (сюда намерен попасть и сам Данте после смерти), во втором — завистники, в третьем — гневные, дальше — скупцы и расточители, потом чревоугодники, сладострастники.
Здесь Данте встречает участников бесконечных распрей современной ему Италии из тех, кто смог искупить при жизни свой грех. Так, красавец король Сицилии Манфред, мужественно принявший смерть в битве с Карлом Анжуйским под Беневентом, был проклят епископом Козенцы, и останки его были выброшены из могилы. При жизни он был эпикурейцем, не заботился о Боге, был врагом церкви. Сам Данте тоже был врагом папы и Святой церкви, и потому он спас Манфреда от Ада, приписав ему предсмертное обращение к Богу с молитвой о прощении. В последующие века на образе Манфреда, как борца за независимость страны от власти папы и чужеземцев, была создана целая литература.


Путь к Раю лежит через стену огня.
Со страхом, «побледнев, как мертвец», Данте входит в пламя, чтобы там, за стеной огня, увидеть Беатриче. Вергилию, как язычнику, не дозволено лицезреть Бога, и на смену ему появляется Беатриче. Данте чувствует страшное раскаяние за неверные свои шаги после смерти возлюбленной. Это она, чтобы спасти его от грешного пути, показала ему страшное зрелище погибших навсегда и помогла освободиться от пагубного груза грехов и заблуждений. Она возносит его с одной сферы на другую, увлекая его силой своей уже не земной, а божественной любви. Семь известных в то время планет представляют в «Божественной комедии» Данте семь твердых сфер; восьмая сфера – неподвижная звезда, стоящая над всеми движущимися сферами. В огненном небе становится видимым то, что на земле было только предчувствием. Все сферы населены живыми существами, оживлены движением и действием; самое глубокое созерцание, самая пытливая и туманная мысль принимают там образы; божественное естество становится ощутительным для душиНо и там, в звездных высях, в мире гармонии, его не покидают мысли о судьбе его несчастной родины .


Сандро Боттичелли. Встреча Данте и Беатриче в Раю. Иллюстрация к "Божественной комедии". 1490-е


Сандро Боттичелли. Данте и Беатриче летят вдоль Реки Света в Раю. Иллюстрация к "Божественной комедии". 1490-е

«Слава и хвала на небесах Отцу, Сыну и Святому духу!» – запели сладостные голоса обитателей рая, и я в упоении внимал им. То, что я видел, казалось мне улыбкой вселенной, упоительным восторгом, проникавшим мне в душу через очи и уши. О радость, о неизъяснимое блаженство, о жизнь, исполненная мира и любви! О вечное довольство, не оставляющее никаких желаний!»

"Комедия" последнее и самое зрелое произведение Данте. Поэт не сознавал, конечно, что его устами в «Комедии» «заговорили десять немых столетий», что он подытоживает в своём произведении всё развитие cредневековой литературы.

В России первые полные переводы «Божественной комедии» Данте относятся к середине XVIII века. В XIX веке лучшие переводы принадлежат Д.Минаеву, а в ХХ столетии - М.Лозинскому.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments