Originally posted by
Я так долго, несколько лет, страдал от отсутствия в моем телевизоре канала "Культура", что с тех пор, как она в числе еще нескольких десятков других каналов, включая два "Евроспорта", появилась (а вскоре исчезло НТВ, во дела, но не считая "Школы злословия", его не жалко), по инерции включаю и "Новости культуры", и другие передачи, хотя смотреть то, что шумаковская контора предлагает, невозможно физически. За пару лет буквально канал превратился в отстойник для пошляков, уродов и дегенаратов всех мастей, сортов и калибров, от Святослава Бэлзы до Алекса Дубаса, от Юрия Полякова до Олега Шишкина, от Нары Ширалиевой до Маши Максаковой. Между ними нашлось место и Паоле Волковой. Конечно, если считать, что Игорь Волгин - литературовед, а Михаил Казиник - музыковед, то и Паола Волкова сойдет за "историка искусства". Наткнувшись несколько раз на ее передачу, я отправился искать по интернету, откуда, из какой норы выползло вдобавок к остальным еще и это хтоническое чудище.
Прежде всего обращает внимание, что родившаяся в 1930-м году самозванная искусствоведша получила докторскую степень лишь в 2000-м, то есть в самое подходящее для шарлатанов от любой из наук время. До этого преподавала во ВГИКе, организовывала лекции Мераба Мамардашвили, Натана Эйдельмана, Льва Гумилева, Георгия Гачева "и других мыслителей" - как попал в этот список достойнейший Эйдельман, не знаю, но в остальном перечень весьма характерный и для персон, подобных Волковой, органичный. Главным же образом Волкова считается специалисткой по кинематографу Тарковского и даже возглавляла несуществующий ныне фонд его имени - для меня никакой другой "рекомендации" уже не требуется. Однако кроме всего прочего, зацепился я за показавшееся мне любопытным упоминание об инциденте 2009 года, имевшем место на выставке современного российского искусства в Финляндии, где разразился скандал по поводу сомнительного происхождения и качества экспонатов, а тамошний спец Отто Кантокорпи охарактеризовал написанный Волковой текст для каталога как "топорный и дилентантский".
Еще одна передача с Паолой Волковой и ее студентом, режиссером Сергеем Соловьевым:
Очень на любителя, потому что она длится целых 55 минут.
Тот скандальный текст я не нашел, но по отношению к "авторской программе" Паолы Волковой "Мост над бездной" эпитеты "топорный" и "дилетантский" звучат как эвфемизмы. Все, что она несет в эфир - несносно и ни с чем несообразно как по содержанию, так и по форме, а прежде всего - по интонации, по манере подачи. То, что с рубежа 1910-1920-х годов, когда старые профессора за кусок хлеба с селедкой шли проповедовать пьяной матросне о ренессансе и декадансе, называлось отчасти пафосно, отчасти презрительно "популяризаторством", но уже к 1950-м выродилось в индустрию самовоспроизводящегося квазирелигиозного ритуала, заменяющего тогда, и дополняющие ныне православные обряды - в религию интеллигентских камланий, в культ псевдообразования и псевдоинтеллекта, казалось бы, в застойных годах и оставшиеся, но сегодня заново востребованные с новой силой.
Может быть, для лекции в ДК приморского зверосовхоза уровень мышления Паолы Волковой (как и всех ее вышеперечисленных, а также множества неназванных братьев по разуму) пригоден, но то, что она несет в телеэфир - нестерпимо. Таких волковых - стаи, лично у меня когда-то была очень похожая на Паолу Волкову преподавательница по истории искусства, звали ее Луиза Петровна (Луиза стоит Паолы, как Дыбенко стоит Кошкодавленки), но наша Луиза Петровна, прекраснодушная провинциальная интеллигентка, с придыханием рассказывающая про апсиды и канелюры, которых никогда не видывала иначе как на библиотечных слайдах, довольствовалась своей скромной, если не сказать жалкой ролью и не претендовала на большее. Волковой же и роль выпала другая, и, что меня не возмущает даже, а шокирует, ее телевизионные радения воспринимаются, судя по отзывам в блогах,всерьез, как служение "высокому искусству". Причем в отличие от своей ровесницы (1926 г.р.) Светланы Виноградовой, которая хотя бы смешна в своих маразматических эскападах, Волкова, похоже, из ума окончательно не выжила, а в отличие от своего коллеги по параллельному музыковедческому цеху Михаила Казиника, не впадает в транс от собственных "откровений", то есть ее юродство - лишь отчасти подлинное, а в значительной степени - осознанно избранная и, надо полагать, выгодная по нынешним временам ритуальная маска, когда последние русскоговорящие ученые - настоящие - предпочитают работать в Оксфорде или в Южной Калифорнии, и она успешно выполняет свою ритуальную функцию по убаюкиванию русской скотины, предназначенной к закланию на алтаре православной империи. Час волковых настал.
Прежде всего обращает внимание, что родившаяся в 1930-м году самозванная искусствоведша получила докторскую степень лишь в 2000-м, то есть в самое подходящее для шарлатанов от любой из наук время. До этого преподавала во ВГИКе, организовывала лекции Мераба Мамардашвили, Натана Эйдельмана, Льва Гумилева, Георгия Гачева "и других мыслителей" - как попал в этот список достойнейший Эйдельман, не знаю, но в остальном перечень весьма характерный и для персон, подобных Волковой, органичный. Главным же образом Волкова считается специалисткой по кинематографу Тарковского и даже возглавляла несуществующий ныне фонд его имени - для меня никакой другой "рекомендации" уже не требуется. Однако кроме всего прочего, зацепился я за показавшееся мне любопытным упоминание об инциденте 2009 года, имевшем место на выставке современного российского искусства в Финляндии, где разразился скандал по поводу сомнительного происхождения и качества экспонатов, а тамошний спец Отто Кантокорпи охарактеризовал написанный Волковой текст для каталога как "топорный и дилентантский".
Еще одна передача с Паолой Волковой и ее студентом, режиссером Сергеем Соловьевым:
Очень на любителя, потому что она длится целых 55 минут.
Тот скандальный текст я не нашел, но по отношению к "авторской программе" Паолы Волковой "Мост над бездной" эпитеты "топорный" и "дилетантский" звучат как эвфемизмы. Все, что она несет в эфир - несносно и ни с чем несообразно как по содержанию, так и по форме, а прежде всего - по интонации, по манере подачи. То, что с рубежа 1910-1920-х годов, когда старые профессора за кусок хлеба с селедкой шли проповедовать пьяной матросне о ренессансе и декадансе, называлось отчасти пафосно, отчасти презрительно "популяризаторством", но уже к 1950-м выродилось в индустрию самовоспроизводящегося квазирелигиозного ритуала, заменяющего тогда, и дополняющие ныне православные обряды - в религию интеллигентских камланий, в культ псевдообразования и псевдоинтеллекта, казалось бы, в застойных годах и оставшиеся, но сегодня заново востребованные с новой силой.
Может быть, для лекции в ДК приморского зверосовхоза уровень мышления Паолы Волковой (как и всех ее вышеперечисленных, а также множества неназванных братьев по разуму) пригоден, но то, что она несет в телеэфир - нестерпимо. Таких волковых - стаи, лично у меня когда-то была очень похожая на Паолу Волкову преподавательница по истории искусства, звали ее Луиза Петровна (Луиза стоит Паолы, как Дыбенко стоит Кошкодавленки), но наша Луиза Петровна, прекраснодушная провинциальная интеллигентка, с придыханием рассказывающая про апсиды и канелюры, которых никогда не видывала иначе как на библиотечных слайдах, довольствовалась своей скромной, если не сказать жалкой ролью и не претендовала на большее. Волковой же и роль выпала другая, и, что меня не возмущает даже, а шокирует, ее телевизионные радения воспринимаются, судя по отзывам в блогах,всерьез, как служение "высокому искусству". Причем в отличие от своей ровесницы (1926 г.р.) Светланы Виноградовой, которая хотя бы смешна в своих маразматических эскападах, Волкова, похоже, из ума окончательно не выжила, а в отличие от своего коллеги по параллельному музыковедческому цеху Михаила Казиника, не впадает в транс от собственных "откровений", то есть ее юродство - лишь отчасти подлинное, а в значительной степени - осознанно избранная и, надо полагать, выгодная по нынешним временам ритуальная маска, когда последние русскоговорящие ученые - настоящие - предпочитают работать в Оксфорде или в Южной Калифорнии, и она успешно выполняет свою ритуальную функцию по убаюкиванию русской скотины, предназначенной к закланию на алтаре православной империи. Час волковых настал.