dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

30 апреля будет очередное заседание нашего клуба на Кейп-Коде.

Тема моего доклада - "Ричард Львиное Сердце".
Вот он:



У меня не было никакого другого видеоролика той длительности, которая меня устраивала, (т.е. не больше пяти минут) хоть подробных жизнеописаний жизни Ричарда Первого много, но там видео длятся самое малое - час.
В результате, пришлось использовать этот видеоматериал, где комментатор неизвестно с какого бодуна придумывает сугубо свои названия городам, которые брал Ричард.
Например, на 2-й минуте 20 секундах мы слышим о каком-то загадочном Акконе, который взяли крестоносцы.
На самом деле речь идет о израильском городе Акко. Именно так звучит его название на иврите. По-арабски он называется Акка, ну и наконец европейцы его называли Акрой. Во всех материалах по крестовым походам, написанных на русском языке используется это средневековое имя города - Акра.
Упоминаемый комментатором Аскалон, это израильский Ашкелон, город, который хорошо известен и израильтянам и нам, их родственникам и друзьям.
Кроме того, реальные имена исторических персонажей комментатор пропускает.
Например, когда речь идет о высадке на Кипре, т.е. противником Ричарда называется безымяный император, правивший Кипром. На самом деле, речь идет о византийце Исааке Комнине, родственнике византийского императора Мануила.
Еще закадровый голос сообщает, что Саладин послал заболевшему Ричарду фрукты во время осады крестоносцами Иерусалима. Это случилось раньше, во время осады Акко. Ладно, не будем ловить блох, нам подходит краткость этого видео.
Потому что помимо основых сведений биографии Ричарда Львиное Сердце меня больше всего заинтересовала странность взаимоотношений Ричарда и Саладина.
То, что мы знаем о странном влечении двух врагов друг к другу, совершенно удивительно во всей мировой истории. Такого мир не знал ни до ни после.
Необычно уважительные отношения между Ричардом и Саладином стали одним из наиболее известных средневековых романтических сюжетов.
Вот только три примера, которые касаются темы взаимной симпатии врагов.
Сначала частные:

Саладин во время осады Акры посылал страдавшему от болезни Ричарду свежие фрукты и лёд. Ричард также отвечал подарками.

И еще один эпизод, сражение у Яффы.

1 августа корабли христиан, возглавляемые королевским судном, подошли к Яффе. Король первым высадился на берег, за ним последовали другие воины. Крестоносцы под прикрытием щитов, сооружённых из обломков кораблей, добрались до укреплений города и отбили его у Саладина, отступившего к Язуру. Отряд английского короля, который насчитывал не более двух тысяч человек, разместился лагерем у Яффы.
Утром 5 августа Саладин, располагавший армией, превосходящей силы противника в десять раз, предпринял попытку разбить франков. Благодаря присутствию духа Ричарда, его решительным действиям, крестоносцы отбили атаку сарацинов. По свидетельству Амбруаза, сам король бился так, что кожа на его руках порвалась. Ближе к завершению битвы Саладин, видя, что Ричард лишился лошади, послал к нему мамелюка с двумя скакунами, так как король не должен был сражаться пешим.

Ну и главный совершенно невероятный для меня факт, когда я об этом прочел в одном из романов про Ричарда, я решил, что автор это придумал, тем не менее, цитирую документальный источник, а не роман:

Вскоре Ричард снова начал переговоры с Маликом эль-Адилем (братом Саладина), как и с султаном, Ричард завязал с ним дружеские отношения. Они даже поднимали вопрос о свадьбе между сестрой Ричарда Иоанной и Маликом эль-Адилем. Иоанна же соглашалась выйти замуж за эль-Адиля, только если он примет христианство и предполагаемый брак не состоялся. Контакты короля с противником не нравились многим крестоносцам и были поводом «к великим обвинениям против Ричарда и к злословию»

Т.е. Ричард был готов породниться семьями со своим врагом, отдать свою родную сестру за брата Саладина.

Разумеется в свете модных нынешних политкорректных тенденций, найдутся такие историки, которые найдут в этом вполне сексуальное влечение и напишут, что оба были латентными гомосексуалистами.
Впрочем, в одном месте я уже прочел, что Ричард был гомосексуалистом.
Это чушь.
Ричард действительно был официально бездетным, но у него были дети от любовниц.
Дети Саладина были официальными и многочислеными. Сколько их, точно неизвестно, потому что одни источники указывают семерых, а другие - дюжину.
И Ричард и Саландин, не были националистами.
Они были гражданами своего мира. Ричард - гражданином христианского мира, Саладин - соотвественно - мусульманского.
Ричард, был королем Англии, но он не был по-настоящему англичанином. Его родным языком был франкский, т.е. старофранцузский. Вторым родным языком - провансальский. Английский он знал конечно, но не настолько, чтобы писать на нем стихи, а ведь он был поэтом. Язык его стихов - французский.
На английском он стихи не писал.
Ричард, третий сын Генриха Второго, родился в английском городе Оксфорде, однако вырос и воспитывался на юге Франции, в Аквитании. Это были фамильные владения его матери, Aлиaноры.
В знаменитом фильме "Лев зимой", поставленом по знаменитой пьесе того же названия, где Генриха Второго играет Питер О'Тулл, его жену, Aлиaнору - Катрин Хепберн и Ричарда - Энтони Хопкинс, показаны непростые отношения родителей Ричарда.
Вот трейлер этого фильма:

В Лондоне Ричард был два раза и оба раза - недолго. Он не любил столицу своего королевства.
Как признавался Ричард, он бы продал и Лондон, если бы на него нашёлся покупатель.
Но французом он тоже не был, его главным соперником в христианском мире был как раз французский король, с которым он воевал гораздо дольше, чем с Саладином.
И ещё... Французский юг культивировал тогда удивительную форму куртуазной любви. "Любовь, – пишет Стендаль, – имела совсем особую форму в Провансе между 1100 и 1228 годом В 1228 году Крестовый поход северофранцузских рыцарей против еретиков Прованса разгромил цветущую культуру этой области.

В результате, Ричард никак не мог быть националистом.

О Юсуфе ибн Айюбе, которого весь мир знает, как Саладина, это его не имя, а скорее - титул, особый титул, который принадлежал только ему:
Салах ад-Дин. На арабском эти слова означают "Благочестив в Вере". И сам он, не араб, хоть Ислам придумали и насаждали огнем и мечом именно арабы в первые столетия существования новой религии. Потом у них отобрали первенство в распространении Ислама турки-османы.
Саладин по происхождению - курд. У курдов до сих пор нет своего государства и их национализм обретет по-настоящему национальный характер, только когда их государство наконец появится.
Ричард хотел быть лидером всех христиан. Светским лидером. Духовный лидер у католиков был, это Папа.
Соответственно Саладин был светским лидером мусульман своего времени, он был самым великим полководцем мусульман в 12-м веке.
Они оба были глобалистами, представляя два мира, а не свои страны. И они оба были одиноки в своем стремлении к глобализму.
И мусульмане и христиане в основном воевали со своими единоверцами. Саладин тоже сначала воевал не с христианами. Он стал султаном Египта разгромив фатимидов.
Потом он воевал с единоверцами в Сирии, чтобы захватить власть и там, что ему тоже удалось сделать.
Так же как нынешний лидер Египта, Аль-Сиси, который сражался и продолжает сражаться с братьями-мусульманами, и, что характерно, сражаться успешно, Саладин воевал тогдашними радикальными исламистами - ассасинами.
А Ричард с кем только не воевал, Крестовый Поход был не самым длительным эпизодом его военной биографии, когда он воевал с врагами всего своего мира.
Есть у них еще одна общая черта, оба были не чужды изящной словесности.
Ричард был поэтом, до нашего времени дошли две канцоны, сочиненные на его стихи.
Вот почему его, как одного из них, восторженно воспевали все средневековые трубадуры. Он был для них своим.
Традиция эта кстати продолжается до сих пор. По-моему, ни один европейский король не удостоился такого количества романов, пьес, и наконец кинофильмов.
Ричардиада воистину бесконечна.
Саладин стихов не писал, но он писал то, что мы бы назвали смесью исламской публицистики и философии.
До нас например дошло его наставление сыну:

"Мой сын, Я рекомендую тебе следовать Всевышнему, Осуществляй Его Волю так как на таком пути лежит мир. Воздержись от кровопролития ибо пролитая кровь никогда не спит. Ищи путей к сердцам своих людей и следи чтобы они процветали поскольку обеспечение их счастья это и есть то искусство указанное Богом и мной.
Старайся приобрести сердца своих министров, аристократов и эмиров. Если я и стал великим, это только потому что я завоевал сердца людей добротой и любезностью".


Кто о чем, а я - о евреях:
Оба, и Ричард и Саладин - не были антисемитами.
Сначала, о Ричарде:

3 сентября 1189 года Ричард был коронован в Вестминстере. Венчание на царство Ричарда подробнейшим образом описано одним из хронистов. Празднество, продолжавшееся три дня, было омрачено еврейскими погромами в Лондоне. Накануне коронации Ричард, опасаясь беспорядков, вполне возможных в толпе, разгорячённой даровым вином, запретил присутствовать евреям на обряде. Однако некоторые богатые евреи нарушили указ. Наводя порядок, дворцовая стража действовала жёстко: по сообщению хрониста из Питерборо были раненые, некоторые смертельно. Разъярённые лондонцы направились громить и жечь дома евреев. Спасаясь от убийств, те искали убежища у своих друзей и в лондонском Тауэре. Король узнал о беспорядках на следующий день, зачинщики были схвачены, трое из них были приговорены к смертной казни. По всем английским графствам Ричард разослал указ о запрещении нападений на евреев.

Готхольд Лессинг – человек, придумавший само слово «драматургия» – написал пьесу «Натан Мудрый».
Действие пьесы происходит в Иерусалиме в 1192 году – ровно через пять лет после того, как султан Саладин отнял город у крестоносцев. Война еще не закончилась, но в Святом Городе снова можно встретить представителей всех трех религий. Уже в первом действии мы видим двух главных положительных героев – еврея Натана и мусульманина Саладина.
важнейшей причиной побед Саладина стало то, что он смог объединить под своими знаменами и мусульман разного толка, и евреев, и даже православных христиан, которым тоже опротивело правление крестоносцев в Святой Земле. В результате его завоеваний впервые после двухсотлетнего запрета евреи смогли свободно вернуться в Иерусалим.
Еврейский поэт тех лет Иегуда Альхаризи в книге «Тахкемони» описал, как Саладин вернул евреев в Святой Город, в библейских, почти мессианских выражениях: «И возбудил Б-г дух царя исмаилитян. И снизошел на него дух мудрости и силы, поднялся он на Иерусалим и осадил его. И отдал Б-г город в руку его. И повелел царь, чтобы возгласили по всем городам страны, молодым и старым: говорите к сердцу Иерусалима! Прийди в него каждый, кто из рода Эфраима».
Отношению Саладина к евреям посвятил свое исследование проф. Э. Аштор-Штраусс. Он показал, что за все время царствования Саладина не было религиозных преследований – ни против евреев, ни против христиан, ни в Сирии, где шла война против крестоносцев, ни в мирном Египте, где как раз при дворе одного из его визирей жил тогда в должности врача великий Маймонид.
Еще важно для меня заметить следующее, я не считаю Третий Крестовый Поход неудачным, несмотря на то, что Иерусалим не был отбит у мусульман.
Вот цитаты из двух источников, они в какой-то степени противоречат друг другу, первый заканчивается печально, но второй показывает, что армия крестносцев все-таки не напрасно осаждала Иерусалим.

В конце октября Ричард собрал свои войска для похода на Иерусалим. Перед этим по его приказанию тамплиеры перестроили на пути из Яффы в Иерусалим крепости Казаль-де-Плейн и Казаль-Муайен. Крестоносцы задержались у Рамлы из-за дождей с 15 ноября до 8 декабря 1191 года. По свидетельству участника похода Амбруаза, воины, видя совсем рядом долгожданную цель (Иерусалим) испытывали необычайный душевный подъём, забывая голод и холод. Ричард, однако, не стал штурмовать его: не было материалов для постройки осадных орудий — мусульмане уничтожили все деревья в окрестностях Иерусалима. К тому же армия Саладина находилась поблизости и в любой момент могла уничтожить меньшую по численности армию крестоносцев. Рыцари же, родившиеся на Святой земле, утверждали, что даже при благоприятном исходе дела (взятии города) удержать его будет трудно, и, как только крестоносцы, выполнив свой долг, отправятся домой, Иерусалим снова будет потерян.
17 мая Ричард осадил, а через пять дней взял Даронскую крепость, цитадель, находившуюся на пути через Синайскую пустыню. Во время осады к нему присоединились Генрих Шампанский и Юг Бургундский. Все были уверены, что на этот раз Иерусалим будет взят. В самом городе с того момента, как в пяти километрах от него были замечены разведчики крестоносцев, горожане были охвачены паникой. По сообщению автора англо-нормандского рассказа о крестовом походе, в это время Ричард посетил некоего отшельника с горы Святого Самуила. Тот в разговоре с королём заявил, «что не пришло ещё время, когда Бог сочтёт людей Своих достаточно освятившимися, чтобы Святая земля и Пресвятой Крест могли быть переданы в руки христиан». Это предсказание, ставшее известным крестоносцам, поколебало их уверенность, они медлили, решив дождаться поддержки из Акры. 20 июня 1192 года Ричард захватил караван, следовавший из египетского Бильбаиса, взяв богатейшую добычу. Это обстоятельство повергло в растерянность самого Саладина. Воспрявшие же духом крестоносцы были готовы напасть на Иерусалим, однако король не мог решиться на штурм. Амбруаз рассказывает о его колебаниях: Ричард опасался потери чести в случае неудачи, боялся остаться «навсегда виноватым». На совете 4 июля, где собрались представители орденов тамплиеров и госпитальеров, французских и английских рыцарей, а также рыцарей, уроженцев Святой земли, было решено отойти от Иерусалима без боя. Дух армии крестоносцев был подорван.

Итак, в этом источнике осада Иерусалима заканчивается ничем. Да еще и армия крестоносцев испустила дух. Они не померли, но уже того энтузиазму не было.
Hо вот другой источник:

Епископ Солсбери Губерт Готье и Генрих Шампанский убедили Ричарда начать переговоры, которые продолжались около месяца. Саладин тянул время, понимая, что Ричарду задержка невыгодна. 2 сентября 1192 года был заключён мир. Ричард добился для христиан свободы доступа к святыням без внесения таможенных сборов и пошлин на проживание в Иерусалиме, Саладин признал прибрежные земли Сирии и Палестины от Тира до Яффы владениями крестоносцев. Яффа на долгие годы стала местом, куда приходили паломники и дожидались там разрешения на продолжение пути до Рамлы и Иерусалима. Были освобождены пленники и в их числе рыцарь Гийом де Прео, благодаря которому избежал плена Ричард. Сам король Англии не решился посетить Иерусалим, чувствуя свою вину, так как «не смог вырвать его из рук своих врагов». Несмотря на то, что Иерусалим не был взят, завоевания Ричарда обеспечили существование христианского королевства на Святой земле ещё на сто лет.

Вот почему я не считаю отступление от Иерусалима поражением. Сохранены тысячи жизней, как осажденных, так и крестоносцев. Поход закончился миром и возможностью для пилигримов посещать святой город. Мусульманские власти города охраняли паломников, не позволяя их грабить и убивать.
Если вспомнить, что все это происходило в Средние Века, когда нетерпимость была главной чертой фанатиков всех религий, да и человеческая жизнь ценилась очень дешево, подобный результат походил на чудо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments