dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

"Суровые нью-ингландские мужики"



Про то, что мы увидели в Музее расскажу уже завтра, а сегодня несколько слов о главном претенденте на многочисленные "Оскары" "Манчестере у моря".
В Сети очень много рецензий на этот фильм, я даже целиком процитирую одну из них.
Почему именно ее? Потому что это единстванная рецензия, которая что-то угадала верно.
Остальные, как резко отрицательные, так и положительные, но не резко, о чем угодно, но не об этом фильме.
Фильм хороший намного лучше, чем Ла-Ла Ленд который тоже претендует на несколько Оскаров, но смотреть его тяжело.
Очень тяжелая гнетущая атмосфера. Достигается она документальностью изображаемого. Очень быстро забываешь, что перед тобой - артисты.
Кажется, что смотришь документальный фильм о северных пригородах Бостона. Я в них бывал неоднократно, они показаны абсолютно достоверно.
Каждый кадр в фильме для меня узнаваемый. Я видел эти порты, я видел этот океан и я видел эти дома и улицы.
И еще бостонская зима. Фильм начинается с того, что главный герой лопатой чистит снег. Я не далее как двадцать минут назад такой же лопатой чистил такой же снег.
Уже грязноватый, чуть подтаявший и поэтому, тяжелый. Легким бывает только что выпавший снег, да еще когда температура существенно ниже нуля.
А я сегодня чистил снег недельной давности на бек-ярде.

Поэтому у меня возникло ощущение, что я смотрю или в окно своего дома или в окно автомобиля, когда еду по этим дорогам и проезжаю эти городки, "Беверли", "Сэлем", "Марблхэд", "Магнолию", "Рокпорт" и "Манчестер у моря". Это очень ново-английский фильм, очень бостонский фильм.
Его инициатором был уроженец ирландского Южного Бостона Мэт Даймон. Он же должен был играть главную роль. Я не нашел, почему Мэт переместился в продюсеры, а главную роль отдал Кейси Аффлеку, младшему брату знаменитого Бена Аффлека. Если фильм получит Оскара и за главную мужскую роль, т.е. Оскара получит младший Аффлек, то боюсть, что начнут говорить, про Бена Аффлека, как старшего брата знаменитого Кейси Аффлека.
Кстати, Кейси Аффлек тоже уроженец Массачусетса, он с Кейп-Кода, родился в Фелмосе.
По-моему, младший Аффлек заслужил "Оскара". Потому что он в этом фильме гениально молчит. Самое сложное для артиста не говориь, а держать паузу. Да еще если крупный план. Там видны мельчайшие неточности в игре. Половину экранного времени Кейси Аффлек молчит, да еще в крупных планах. Это очень тяжело.
Но он справился. Критики фильма упрекают фильм за очень многое, в том числе и за отсутсвие сценария. В фильме очень мало действия, хоть события показывают трагические. Но сценарий фильма, сама жизнь. Она ведь не по сценарию идет, а как Бог на душу положит.
Режиссер сам написал сценарий фильма, но я помню, что трагическая завязка истории, трое детей сгорели на пожаре, взята из реального факта. Это действительно случилось в одном из прибрежных городков Северного Массачусетса. И Мэт Даймон, будучи еще подростком, запомнил этот случай, а потом хотел снять об этом фильм.
У него было желание это сделать намного раньше, чем начались съемки, но скорее всего, он не находил достаточно денег для того, чтобы запустить такой в общем-то не кассовый фильм. Никакой развлекухи в этом фильме нет.
И теперь я домысливаю, он со всеми актерами, которые снимались в фильме поговорил о минимальных гонорарах. Может быть даже чисто символических. Он их зажег этим фильмом и они согласились, в том числе и звезды, которые здесь снимаются вовсе не в главных ролях, например, Меттью Бродерик. (Блум из "Продюсеров)
Этот фильм сделан практически без денег, на него потратили всего 8 миллинов доларов. Средний бюджет обычного голливудского фильма как минимум в десять раз больше.
Ну а монстры Джеймса Камерона стоят в сто раз больше.
При этом, там почти нет павильонных съёмок, снимают совершенно реальные улицы и городки нашего штата, совершенно реальные океанские бухты и совершенно реальные выходы в Океан. Внутри домов тоже совершенно реальная Новая Англия девятнадцатого века.
Эти дома все старые в них нет никаких признаков модерна. То же самое и внутри этих домов. Видно, что они старые и что это не павильонные съемки. Фильм снимался в реальных ново-английских домах, куда киношников пустили реальные хозяева.
По поводу затрат могу сказать, насколько мне известно, съёмки в павильоне намного дешевле чем натурные съёмки, особенно съёмки на природе.
Т.е. из-за того, что они постянно находятся действительно на улицах и в домах ново-английских городков, это должно было им стоить намного дороже.
Но как-то уложились в 8 миллионов. Чудеса.
Самое поразительное, что этот совершенно не развлекательный фильм, но он уже многократно отбил затраты. Ну а после "Оскаров" наверное отобьет затраты как минимум десятикратно.
Даймон оказался отличным продюсером и поэтому.
Ну а теперь, когда я изложил свое мнение дилетанта, почитаем настоящего критика из самого престижного российского журнала, который пишет о кино.

Пролетарская трагедия. «Манчестер у моря», режиссер Кеннет Лонерган

Идущей в американском прокате картине «Манчестер у моря» режиссера и сценариста Кеннета Лонергана прочат множество призов.
Уже сейчас эта драма с Кейси Аффлеком и Мишель Уильямс в главных ролях лидирует по числу номинаций на премию Гильдии киноактеров США. Фильм посмотрел Борис Локшин.


В американском кино каждому фильму еще в момент его зачатья предназначена определенная жанрово-экологическая ниша, попадание и закрепление в определенной кастовой системе. “Manchester by the Sea” – это тоже такой специальный жанр: фильм про суровых белых новоанглийских мужиков без высшего образования. Здесь очень важно, что среди суровых мужиков без образования, новоанглийские мужики – особый подвид. Потому что остальные белые мужики без образования пьют, ходят в церковь, голосуют за Трампа и стреляют друг в друга, а новоанглийские белые мужики не просто пьют, бьют друг другу морды, плюют на религию и политику, но и переживают ужасную трагедию. Причем трагедия должна быть не просто ужасной, а какой-то настолько ужасной, чтобы вообразить было нельзя. И в этом как бы оправдание этих самых белых мужиков, которые иначе никому вообще не интересны.

В начале фильма главный герой Ли (Кейзи Аффлек) живет и работает в Квинсе, небогатом бостонском районе, застроенном уродливыми четырехэтажками, похожими на обувные коробки. Он обслуживает четыре таких коробки. Он там и дворник, и сантехник, и электрик. Он выкачивает дерьмо из засоренных унитазов, разгребает снег, чинит протекающие краны и ругается с жильцами. Время от времени напивается в соседнем баре и устраивает безобразные пьяные драки.

«Манчестер у моря», трейлер

В какой-то момент Ли получает известие о смерти старшего брата, живущего в приморском городке Manchester by the Sea, в часе езды от Бостона. Это город, где Ли родился и вырос. Когда-то у него был там свой дом, семья… И только потом с ним случилось нечто очень страшное, в результате чего он стал тем, кем он стал. О том, что это было, зритель узнает только в середине фильма.

А пока Ли едет в Manchester by the Sea хоронить брата. У брата остался шестнадцатилетний сын – славный симпатичный подросток со сложной любовной жизнью. Мать мальчика давно куда-то пропала и не появляется на его горизонте. Неожиданно выясняется, что в своем завещании брат назначил Ли опекуном своего сына. Перед лицом смерти любимого брата Ли оказывается там, где каждый дом напоминает ему о том страшном, что с ним случилось, где все постоянно возвращает его к той трагедии, разрушившей его жизнь. К тому же, на него сваливается груз неожиданной ответственности. Груз, который он не может вынести.

В нашей жизни происходит множество страшных вещей. Собственно, невозможно вообразить себе такое несчастье, которое с кем-нибудь не случается вот даже прямо сейчас, в этот самый момент. Вопрос Иова «За что?» обращенный к Богу, в конце концов, вызывает Бога на прямой ответ. Иное дело вопрос читателя к писателю, зрителя к режиссеру. «За что ты делаешь это со своими героями? Зачем ты их так мучаешь?» Чем ужаснее страдание, тем выше ставки. Тем страшнее история, которую тебе рассказывают, тем неизбежнее вопрос: «А зачем я должен все это слушать?»

К сожалению, очень часто единственный возможный ответ звучит примерно так: «Понимаешь, дорогой зритель, я боялся. Если бы я был к своему герою поснисходительнее, ты бы на мое произведение, скорее всего, не обратил бы никакого внимания».

Вот, собственно, главный вопрос, который можно адресовать фильму. На этот вопрос можно придумать разные ответы, но все они, кроме того, что приведен выше, представляются не очень убедительными. А в остальном – это добротное, хотя и несколько предсказуемое кино, с отличной актерской работой. Особенно стоит запомнить мальчика, которого зовут Лукас Хеджис, и который уже успел сняться в двух фильмах Уэса Андерсона.

manchester by the sea 2«Манчестер у моря»

Но самое интересное в этом фильме, все-таки, не люди, а интерьеры и пейзаж. Эти пуританские дома с узкими деревянными лестницами, кривыми полами и скошенными стенами, забитые старой, неуклюжей, пыльной, бессмысленной мебелью; эти маленькие темные комнатки с низкими потолками, в которых даже микроволновка кажется предметом из восемнадцатого века; этот невыветриваемый запах достойной бедности, которым дышит поколение за поколением, все время на грани, все время в ожидании семейной катастрофы. А вокруг вечный сквозной ветер с океана; серые скалы; покореженные, выброшенные на берег рыбацкие снасти; древние деревянные морские посудины с ржавыми моторами качаются на свинцовых волнах.

Хотя “Manchester by the Sea” уже записали в один из главных оскаровских претендентов, это, прямо скажем, не выдающийся фильм. И тем не менее в нем, кажется, звучит какая-то трогательно-пронзительная нота. Если получится ее услышать, то два с лишним часа, которые он длится, кажутся потраченными не зря.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments